Урок "Предлоги и союзы" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  1. повторение и систематизация знаний о предлогах и союзах, о их правописании и роли в предложении;
  2. формирование умений анализа и самоанализа;
  3. развитие мыслительной деятельности, внимания, слуховой памяти, навыков монологической речи.

Оборудование:

  • таблицы,

  • индивидуальные карточки,

  • сигнальные карточки – предлог, союз,

  • листочки с кроссвордом на каждую парту,

  • листочки для лексического диктанта.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

На табличке слова:

служебный

служба

служит

- Какие слова даны на доске?

- Как они связаны с нашей темой урока?

- Составить высказывание, используя данные слова.

2. Повторение.

1) Индивидуальная работа у доски

подготовка рассказов на лингвистическую тему:

1-й ученик - «Союз»

2-й ученик - «Предлог»

2) Орфографическая пятиминутка: (под диктовку)

Отл..жить из(за) (не)погоды, (в)течени.. лета, нат..реть, что(бы) бл..стел,

надо осв..щать, потому(что) т..мно, банка из(под) в..ренья, размыты (в)следстви.. д..ждей.

- Отметить предлоги и союзы.

- Выполнить морфологический разбор предлогов:

1вариант - из-за

2вариант - в течение

3) Заслушивание ответов учащихся у доски.

Анализ. Оценка.

Обобщение: Что общего у предлогов и союзов и чем они отличаются?

4) Слуховой диктант с сигнальными карточками: предлог, союз.

(фронтальный опрос)

- При чтении предложений показать карточкой, что использовано в них: предлог или союз.

Все должны заниматься физкультурой, чтобы укрепить своё здоровье.

В течение нескольких лет я изучаю иностранный язык.

Школьники должны упорно и настойчиво овладевать знаниями.

Он торопился, оттого что боялся опоздать.

Мы договорились насчёт поездки.

Над землёй поднимался туман.

Школа находится около дома.

Шёл не то дождь, не то снег.

Мы писали сочинение в течение часа.

Все встали, как только затихла музыка.

5) Работа по индивидуальным карточкам (дифференцированные задания)

Составить предложения по началу (2 человека)

  1. Рано утром все проснулись, и …
  2. Рано утром все проснулись и …

  3. Пошёл тёплый дождь, и …
  4. Пошёл тёплый дождь и …

  5. Солнце неожиданно выглянуло из-за туч, и …

Солнце неожиданно выглянуло из-за туч и …

Тест на правописание союзов (3 человека)

Выписать номера тех предложений, в которых союзы пишутся слитно.

  1. Все дружно работали, я то(же) не отставал.
  2. О людях нужно судить (по)тому, что они сделали в жизни хорошего.
  3. Охотники промокли (и)так устали, что решили заночевать в ближайшей деревне.
  4. (И)так, всё стало ясно.
  5. Что(бы) вы желали купить?
  6. Денег ни гроша, (за)то слава хороша.
  7. Мы прятались (за)то дерево.
  8. Он видел всё то(же): снега, лунный блеск, звёзды.
  9. (От)чего это ты так присмирел?
  10. Мы ездили на Байкал, что(бы) полюбоваться красотой природы.

6) Повторение о предлогах:

- Какие бывают предлоги по образованию?

- Какие отношения могут выражать предлоги?

Решение кроссворда «Предлог»

  1. Непроизводный предлог, выражающий пространственные отношения

  2. Непроизводный предлог, употребляющийся с В.п.

  3. Непроизводный предлог, который выражает пространственные отношения в словосочетании: ЕХАТЬ ... МОСТ.
  4. Производный предлог в назначении «по причине»
  5. Производный предлог, однокоренное слово наречия БЛИЗКО.
  6. Синоним предыдущего предлога.
  7. Производный предлог, употребляющийся с Д.п. из предложения: ПОЕЗДА ИДУТ ... РАСПИСАНИЮ.

 7) Повторение о союзах:

- Для чего служат союзы?

- На какие 2 разряда делятся союзы? Как их отличить?

- Составить предложения по данным схемам:

[ ], ( чтобы ... ).

[ или ].

[ ], и [ ].

8) Правописание союзов:

- Как отличить правописание данных слов: союзов от местоимений и наречий с предлогами и частицами?

(на табличке)

Также  

Тоже

Зато

Чтобы

 так же

 то же

 за то

 что бы

Объяснительный диктант:

Коротко, за(то) ясно. На ней то(же) платье, что было и вчера.

Я благодарил друга за(то), что он мне помог. (Что)бы нам поделать?

Друзья то(же) приехали.

3.Обобщение.

Лексический диктант.

  1. Союз и предлог - это какая часть речи?

  2. Эта служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании.

  3. Часть речи, от которой образовались предлоги: вокруг, вдоль, поперёк.

  4. Предлог - это изменяемая или неизменяемая часть речи?

  5. Какие отношения выражены с помощью предлогов в словосочетаниях: приеду в субботу, говорил в течение часа?

  6. Предлоги, которые образованы от других частей речи, называются ...

  7. Эта служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов и частей сложного предложения.

  8. Союзы и предлоги, состоящие из 2-х и более слов, называются …

  9. Какие союзы соединяют части сложносочинённого предложения?

  10. Какие союзы соединяют части сложноподчинённого предложения?

Взаимопроверка. Оценка.

4. Итог урока.