В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал большой разброс мнений по вопросу о признаках компетентности специалиста сферы образования. С учётом особой роли личности педагога в осуществляемой профессиональной деятельности (Е.А.Крюкова, Л.М.Митина, А.А.Орлов, Н.К.Сергеев и др.) критерием качества его подготовки необходимо рассматривать профессионально-личностную компетентность как сложное взаимодействие профессиональных и личностных характеристик.
Исходя из вышеизложенного, цель своей деятельности вижу в создании благоприятных условий для формирования профессионально-личностной компетентности будущего учителя. В качестве инвариантных признаков профессионально-личностной компетентности будущего учителя определяю:
- способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессионально-педагогической ситуации;
- умение находить нестандартные решения профессионально-педагогических задач;
- мотивированное стремление к непрерывному профессионально-личностному самообразованию и самосовершенствованию;
- владение системой профессионально-нравственных ценностей;
- способность к профессионально-личностной рефлексии, что позволяет мне сформулировать конкретные задачи профессиональной деятельности:
- создание условий для созидания студентами субъективно нового знания, способов его получения и творческого применения, для восприятия образования как личностно значимой ценности;
- создание условий для развития способности к профессионально-личностной рефлексии;
- формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Комплексное решение данных задач позволяет добиться положительного результата в подготовке конкурентоспособного учителя, квалифицированно решающего профессиональные задачи в сфере образования.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами, подходами и идеями, составляющими концептуальные основы моей педагогической технологии:
- гуманизации и демократизации педагогических отношений;
- педагогики сотрудничества;
- органической связи индивидуальной и коллективной деятельности;
- личностно-деятельностного и рефлексивного подходов;
- субъектности;
- проблемности;
- целостности, единства личностного и профессионального развития человека.
Опираясь на подход к определению педагогической технологии В. М. Монахова, выделяю следующие её компоненты: проектирование, организацию, корректировку и оценку эффективности образовательного процесса.
Продуктами проектирования являются рабочие программы по методике преподавания русского языка, каллиграфии, практике пробных уроков; методические рекомендации по организации педагогической практики, самостоятельной работы студентов: рабочее руководство, сборники практических и лабораторных работ, учебные элементы, рекомендации по курсовому и дипломному проектированию. Таким образом, созданный мною учебно-методический комплекс позволяет осуществлять отбор и конструирование содержания образования с учётом реализации требований ГОС СПО, а также формировать профессионально-личностную компетентность будущего учителя.
Организация образовательного процесса основана на внедрении и использовании оптимальных форм, методов и средств обучения студентов. Профессионально-педагогическая подготовка имеет две составляющих: первая представляет систему мер, направленную на познание профессии и тех областей знаний, которые входят в её теоретическую основу, вторая - на познание студентом себя, на саморазвитие личности с целью обретения уверенности, позволяющей компетентно заняться на практике профессиональной деятельностью.
Знакомясь с концепциями развития и формирования личности И.С. Якиманской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; личностно ориентированными технологиями, пришла к выводу, что учить и воспитывать можно только с учётом индивидуальных особенностей студентов и что развитие должно исходить из достигнутого уровня. Поэтому важным шагом своей деятельности считаю этап диагностики, который поможет студентам постичь своё “Я”, что-то совершенствовать, исправлять в себе. Реализация поставленной задачи осуществляется через проведение на учебных занятиях пятиминуток “Познай себя”, отслеживания студентами результатов самопознания в “Дневнике профессионального становления”, осознанный выбор студентами способов самосовершенствования, саморазвития и самореализации, основанной на самопознании свои способностей и возможностей. Стимулирование самопознания студентов позволяет мне развивать диагностические умения учащихся, что очень важно в их профессиональной деятельности; приучать их корректировать процесс своего личностного и профессионального развития и обеспечивать максимальное развитие способности учащихся к самореализации. Результаты диагностики использую для отбора содержания, способов и средств обучения, индивидуализации и дифференциации обучения.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного формирования профессионально личностной компетентности:
- включение студентов в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;
- организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий (ответы на проблемные вопросы, составление проектов уроков, написание аннотаций на предлагаемую методическую литературу, анализ педагогических ситуаций, решение методических задач, подготовка сообщений докладов и др.);
- предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;
- активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса;
- создание на учебном занятии ситуации успеха.
Использование принципов педагогики сотрудничества и личностно-деятельностного подхода позволяет студенту стать субъектом деятельности. В свою очередь деятельность наряду с действием других факторов определяет его личностное развитие как субъекта. Актуализирую субъектный опыт студентов посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса: проблематизации содержания учебного занятия, совместного целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке, постоянной рефлексии. Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студентам предоставляется возможность
- отстаивать своё мнение;
- участвовать в дискуссиях;
- выступать в роли преподавателя;
- решать методические задачи;
- выбирать по своему желанию виды работ, формы отчёта;
- работать в микрогруппе.
Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у студентов адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности студентов, развивать личную активность и вести каждого учащегося к достижению результата.
Многолетний опыт работы в сфере образования позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования профессионально-личностной компетентности будущего учителя: проблемная лекция, дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, семинары, практические и лабораторные работы. Важное место в формировании будущего учителя играет исследовательская деятельность, в которую стараюсь вовлечь студентов, посредством выполнения исследовательских заданий, написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, участия в заседаниях проблемных групп, семинарах для преподавателей базовых школ, в научно-практических конференциях.
Организация процесса обучения будущего учителя немыслима без опоры на психологическую теорию деятельности, ибо для полноценного усвоения знаний и формирование профессиональных умений нужно постоянно, с первых шагов организовывать выполнение тех действий, которые хотя бы в какой-то мере отражали будущую профессиональную деятельность учителя. Организовать такое обучение мне позволяют методические задачи, которые чаще всего не представляют информацию в готовом виде - её нужно извлечь, анализируя урок или отдельные задания, сопоставляя фрагменты урока и вопросы учителя. Осуществляя эти действия, будущий учитель, во-первых, сам “вычерпывает информацию”, а во-вторых, одновременно приобретает опыт выполнения важных методических действий.
Подготовить специалиста, обладающего профессионально-личностной компетентностью, возможно только в условиях образовательного процесса, стимулирующего её формирование. На мой взгляд, ведущим мотивом познавательной деятельности является саморазвитие студента, развитие собственных способностей студентов и формирование педагогических умений. Разнообразие видов деятельности (разработка проектов уроков, дидактических материалов, выполнение исследовательских работ, участие в заседаниях проблемных групп, научно-практических конференциях и др.) позволяет сформировать у студентов внутреннюю мотивацию к педагогической деятельности.
Рефлексивно-коррекционная деятельность предполагает оценку влияния совокупности методов как системы действий в процессе формирования профессионально-личностной компетентности будущего учителя, и последующую их коррекцию. Рефлексия как часть познания необходима специалисту. Рефлексия по поводу собственной “самости”, сопоставление себя в прошлом и настоящем и ориентация на позитивные изменения в будущем, необходимы для того, чтобы студент не остановился в процессе профессионального самосовершенствования. Способность к рефлексии и знание её механизмов, на мой взгляд, позволяет студентам формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессии.
Для формирования рефлексивного мышления студентов использую следующие методы: анкету-рефлексию, анализ собственной деятельности, оценку своего состояния в процессе работы, самооценку.
Готовность к осознанной профессиональной деятельности проверяется в ходе педагогической практике, результаты которой позволяют судить о сформированности профессиональных умений:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
- создавать ситуации совместного поиска и ситуации успеха;
- квалифицированно владеть теми умениями и приёмами, которыми педагог обучает школьников;
- развивать и активизировать творческие возможности учащихся, строить отношения в нестандартных условиях;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию, стремиться к творческой самореализации.
Для измерения результатов сформированности профессионально-личностной компетентности использую традиционные формы: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов и учебной документации. Сравнение измерительных показателей роста профессионально личностной компетентности отслеживаю через графики роста уровня готовности студентов к самореализации по годам обучения, графики качества формирования профессиональных умений и сводной карты сформированности профессионально-значимых качеств личности.
Показателем эффективности своей педагогической деятельности считаю следующие результаты:
- умение студентов организовать методически обоснованный учебный процесс в начальной школе
- умение студентов анализировать свою педагогическую деятельность с целью совершенствования профессионально-личностных качеств;
- положительная динамика уровня готовности студентов к дальнейшему самообразованию и самореализации в сфере профессиональной деятельности.
Перспективу направления своей профессиональной деятельности выражу словами известного педагога М.П. Щетинина: “Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда - тоже. Она требует постоянного творчества. Успех сегодня не гарантирует успеха на завтра. Ибо завтра - новое испытание. Добытое в педагогическом поиске сегодня - это лишь основа для поиска завтрашнего”.
Литература:
- Булавенко О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности. // Школьные технологии. – 2005. - № 3.
- Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования. // Директор школы. – 2006. - № 8.
- Осмоловская И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе. // Народное образование. – 2006. - № 5.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной арадигмы образования