Цель уроков:
- совершенствовать навык анализа текста в рамках ЕГЭ, формировать умение видеть недостатки выполненной работы в соответствии с существующими критериями;
- учить редактированию через устранение речевых и грамматических ошибок;
- воспитывать на миниатюрах Астафьева ответственное отношение к жизни, окружающим, самому себе.
1. Вступительное слово учителя
…каждый человек есть отдельный мир,
плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но
мир, и процесс самопознания есть процесс
постижения смысла жизни “через себя”. В.П. Астафьев. |
– Определите ключевые слова высказывания.
– В чем пытается убедить нас Астафьев?
– Какова его задача как писателя?
(Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.)
Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге “Затеси”, которая стала настольной, так как учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя добра.
2. Анализ речевых и грамматических ошибок, допущенных в творческой работе “Слово об Астафьеве” (по фильму Никиты Михалкова о писателе).
Исправьте речевые и грамматические ошибки.
С глубоким вниманием и огромным интересом Никита Михалков слушал удивительные рассказы нашего земляка, товарища, поэта…
Начал свой рассказ писатель с войны, которая до сих пор в его памяти.
Спустя много лет Астафьев вернулся на родину, в любимое и дорогое сердцу село Овсянку.
Прадеда его забрали в ссылку.
Просмотрев фильм, Астафьев предстал передо мной “большим русским писателем – естественный, живой, в общем, настоящий сибиряк”.
Просмотрев фильм, у меня сложилось приятное впечатление об Астафьеве.
Кладбище – священное место для писателя: тишина помогает подумать, поразмышлять и повспоминать родных и друзей.
Свое призвание мужчина нашел в писательской деятельности.
3. Разные виды комплексного анализа текста.
В.П. Астафьев. Дождик.
Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.
Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.
Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка.
Ознакомительные вопросы для учащихся
- Сколько предложений в данном тексте? (Всего пять, но перед нами произведение известного автора; пытаюсь удивить ребят).
- Чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения, значит присутствует интонация перечисления: сказуемые передают движение, динамику окружающего мира, определения характеризуют состояние природы).
- Что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем внимание на слова “дождик” и “дождь”, уменьшительно-ласкательный суффикс подчеркивает кратковременность и незначительность дождя).
- Как определить основную мысль и позицию автора? (Они выражены опосредованно, чтобы разобраться в вопросе, нужно обратиться к приемам автора и определить их значение в данной миниатюре).
Практическая пятиминутка по выявлению художественно-выразительных средств языка с указанием их роли в тексте.
Метафорические эпитеты: “шалый”, “торопливо и без оглядки” – напоминают маленького ребенка, легкомысленного, озорного, беспечного.
Однородные сказуемые, выраженные глаголами: “налетел”, “продырявил”, “заголил”, “разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”, – подчеркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).
Инверсия в сочетании с эпитетами помогает почувствовать состояние природы, а союз НО с противопоставлением (“налетел, нашумел, но не утешил, не напоил”) усиливает разочарование окружающего мира, передает сожаление автора о несбывшихся надеждах и мечтах.
Лексический повтор (“Снова зной. Снова...”) в сочетании с развернутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, ее незавидная судьба, испытания, выпавшие на ее долю) усиливают чувство досады, охватившее природу; подчеркивают невыносимость жары, которая затянулась и губительна для всего живого на земле.
В тексте нашли сочетание различные типы речи:
- повествование (первый абзац) – автор рисует обыкновенное явление природы, на первый взгляд ничем не примечательное);
- описание (второй абзац) – писатель обращает внимание на состояние природы в этот день;
- элемент рассуждения (последний абзац) – делает вывод, изображает результат работы дождика, одновременно с этим размышляет о жизни, превратностях судьбы и испытаниях (развернутое сравнение с “брошенным, обманутым ребенком”).
Итоговые вопросы для учащихся
О чем данная миниатюра? (О жизни, ее испытаниях и сложностях).
Какой характер носит произведение? (Философский. Вместе с Астафьевым читатель не только созерцает окружающий мир, но и размышляет о жизни, о времени и о себе).
Какова же основная мысль данного текста? (Зачем автор повествует нам о привычном факте?) – Выдержит жизненные испытания самый сильный, настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в помощи, и человек как никто другой должен быть милосердным и сострадательным ко всему живому на земле. (Познакомить с понятием “подтекста”, “подводного течения”).
Что можно сказать о художественном мире писателя, судя по данной зарисовке?
Примерная итоговая работа
Вчитываясь в миниатюрную зарисовку Астафьева, понимаешь, как интересен окружающий мир. Жаль, что он часто проходит мимо нас, иногда не затрагивая ни чувств, ни мыслей, ни сердце. Писатель – мастер слова, в самых обыкновенных, обыденных явлениях природы видит какую-то неповторимость, с помощью художественного слова заставляет читателя размышлять о жизни, о времени и о себе. Убеждаешься в талантливости Астафьева – человека, в его умении воздействовать на нас незаметно, но достаточно определенно.
Дождик... С ним связаны самые светлые надежды и у природы, и у человека. Вот он “налетел, продырявил, заголил, разогнал, качнул, растрепал и увы! убежал”, так и не совершив своего благого, святого дела. Жаль! Мечта об обновлении окружающего мира
прошла стороной. А как хочется вдохнуть полной грудью, почувствовать влажное прикосновение дождя, расправить веточки, листочки, выпрямиться и улыбнуться... Но чуда, о котором мечтает все живое, не происходит. Наступившая тишина тяжела: “ все замерло удрученно и растерянно”. Этой тяжести не выдерживает яблоня, поэтому она, “кривая, растопорщенная”, “напоминает брошенного обманутого ребенка”.
Астафьев называет дождик “шалым” (эпитет), потому что он напоминает ребенка, легкомысленного, озорного, беспечного. Чтобы передать динамичность в изображении природного явления, автор использует однородные сказуемые, представленные выразительными глаголами (“налетел”, “продырявил”, “заголил”, “разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”). Они подчеркивают быстроту события, его молниеносность и скоротечность. Однако природа не дождалась очистительной и упоительной влаги и поэтому выглядит “удрученно и растерянно” (эпитеты). Разочарование чувствуется во всем, оно подчеркивается в тексте лексическим повтором: “Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью...” Чувство досады заключено и в названии миниатюры. Уменьшительно-ласкательный суффикс помогает представить его маленьким, бесполезным, хотя и долгожданным... Становится грустно, оттого что жизнь замирает от проблем, и обидно за яблоню, которая “напоминает брошенного, обманутого ребенка” (олицетворение).
Разочарованию нет предела... Но жизнь продолжается... И выдержит ее испытания самый сильный, самый выносливый и терпеливый! А бедной, старой яблоне помочь в силах только человек, человек неравнодушный, способный жалеть беспомощных, готовый в трудную минуту оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Надеемся, что милая яблоня не погибнет и останется украшением земли, олицетворяя вечную борьбу за жизнь.
В.П.Астафьев. Записка.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Примерный анализ текста
Астафьев не идеализирует человека, не умалчивает о его жестокости, неблагодарности и черствости. Читаешь его бытовую зарисовку под названием “Записка” и диву даешься, как очерствели люди.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок ... собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”. Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей! Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.
Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
4. Сравнительная характеристика миниатюр.
В.П. Астафьев. Кровью залитая книжка.
На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:
– Восемь копеек, – хрипит. – До дому доехать…– И сует мне красную книжку. Пригляделся – инвалидный билет. – Восемь копеек. Ну, гривенник! – и все сует и сует книжку.
– Ты что? – растерялся я.– Ты что?
Хотел крикнуть: “Кого позоришь? Чего позоришь?..”
Да ведь бесполезно. Не поймет. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: “Ты что? Ты что?..”
У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка – самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю – нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут…
А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушку вымогает кровью облитой книжкой.
Стыдно-то как, господи!
“Записка” и “Кровью залитая книжка”
– выразительное чтение произведения;
– читаем части созданного анализа (вступление, основная часть, заключение);
– чтение созданных работ, оценка по предложенным критериям:
– проблема, поднятая автором,
– комментарий проблемы,
– позиция автора,
– моя позиция.
3. Что объединяет эти произведения? Какое нравственное понятие? (Совесть.)
4. Чему же учит Астафьев? (Жить по совести.)
5. Грамматическое задание.
Найдите и узнайте меня!
I. С чистой совестью, совесть нечиста, угрызения совести, на его совести, сделать на совесть, поступить по совести, говоря по совести, не хватило совести; ни ума, ни совести; со спокойной совестью, жить по совести.
1. Выписать выражения, которые словосочетанием не являются.
Указать вид связи в словосочетаниях.
Найти словосочетание, в котором – два вида связи.
Назовите тип связи, который не представлен в словосочетаниях.
Определите тип связи в выражении “ни ума, ни совести”.
II. Записать предложение, расставить знаки препинания.
Дать характеристику. Построить схему.
Да жалок тот в ком совесть не чиста.
Миниатюрные зарисовки из книги Астафьева использую для выполнения заданий части В. Самостоятельно подбираю задания, учитывая особенности данного текста, и провожу как тестирование с записью ответов словами и числами.
В.П.Астафьев. Игра.
Мальчишки гоняли шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.
Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.
Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.
Грамматическое задание к тексту
Определить тему и основную мысль текста.
Записать все сравнения.
Сосчитать количество грамматических основ.
Найти и назвать обособленные члены предложения.
Сосчитать словосочетания с видом связи согласование. Выписать их.
Выписать составное именное сказуемое.
Построить схему предложения второго абзаца.
Назвать все придаточные в тексте, их тип.
Выписать все слова, образованные приставочным способом.
Сосчитать количество букв и звуков в словах: пряник, детство, маленькая.
6. Пишем сочинения.
Нравственность есть правда.
План
I. Слово об Астафьеве и его книге “Затеси”. (Фильм Никиты Михалкова “Встречи с Астафьевым”).
II. Раздумья о жизни, о времени, о себе.
- Дождик.
- Игра.
- Записка.
- Вздох.
- Кладбище.
- Кровью залитая книжка.
- Лунный блик.
- “И милосердия…”
- Герань на снегу.
- Рукою согретый хлеб.
- Древнее, вечное…
III. Жить по совести – главный урок Астафьева.