Цели:
-
Описать в сочинении конкретно только то, что изображено на картине в отличие, например, от картины «Ждут», где учащиеся придумывают рассказ о том, что предшествовало тому, что изображено на картине, и то, чем закончился рассказ.
-
Учить определять главную тему картины, вычленяя главное и второстепенное.
-
Учить отбору языковых средств при описании картины.
-
Развивать речь, обогащать словарь, употребляя различные грамматические средства, в частности, деепричастные обороты; уметь назвать основные действия персонажей и добавочные, в связи с этим повторить деепричастия, обособления деепричастных оборотов.
-
Повторить орфографию.
-
В процессе обсуждения составить словарь учащихся для описания картины, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
-
Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.
Ход урока
- Вводное слова учителя о целях урока, о художнике.
- Знакомство с картиной в процессе беседы.
- Повторение деепричастия и деепричастных оборотов.
- Составление сложного плана.
- Рассказ по плану
- Вводное слово учителя.
На уроке мы продолжаем работу по описанию картины. Сейчас перед нами картина «Вратарь» С.Григорьева. Этот художник – автор многих картин, персонажами которых являются дети. Данная картина – одна из лучших работ художника. Перед нами, как вы понимаете, репродукция картины.
Вспомните, что значит это слово. (Раздаю листочки с лексическим толкованием).
- Какое это слово? (многозначное)
- Какое из трех значений выбираем? Второе: «Картины, рисунки, воспроизводимые типографским способом».
- Беседа по картине
Она написана в 1949 году и воспроизводит тяжёлое послевоенное время.
- Устарела работа художника? Почему нет?
- Передаёт ли накал спортивных страстей?
- Что изображено?
- Кто главный персонаж картины? Почему? (Изображён на первом плане)
- На втором плане кто изображён?
- На заднем плане что видите?
- Рассказывая о персонаже , вы употребляете деепричастия. Что они обозначают?
- Назовите основные и добавочные действия вратаря, малыша в красном костюме, зрителей, собаки.(коллективная работа учащихся).
- Раздаю листочки со словами и словосочетаниями. Вставьте буквы и объясните правописание.
Передний план: воротами служат школьные п_ртфели и вещи, кое-где кустарник, вратарь с перевяза_ым коленом, согнув колени, напряженно глядя на соперника, одет в короткие ш_рты, свитер, ч_рные кожа_ые перчатки, как у настоящего вратаря, малыш стоит, заложив руки за спину, внимательно глядя, одет в красный спортивный костюм, слев_ видно заброше_ое здание.
Второй план: зрители одеты тепло, по-осеннему, с волнением следят, наморщив лоб, обняв малыша, наклонившись; среди них взрослый мужчина, по выражению его лица мы можем предположить; собака лежит, положив голову на лапы.
Задний план: вдали, на фоне неба, виднеются силуэты домов.
- Составление сложного плана
- Вступление. Художник и его картина.
- Описание картины.
- бесстрашный вратарь
- малыш в красном костюме
- зрители
- что изображено на заднем плане
- какое время года
- Заключение. Впечатление от картины.
(Раздаю листочки с планом сочинения).
- Какие возможны варианты начала сочинения?
-
Передо мной лежит репродукция картины С.Григорьева «Вратарь». Этот художник…
-
Нам предложили написать сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». На ней изображено…
- Рассказ по плану . Ученики дают описание одного из пунктов плана.
- Выводы по уроку.
Домашнее задание. Написать сочинение.