Обобщение темы: «Синтаксис и пунктуация».
Цели урока:
Образовательные:
- Углубить и обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»
- Формировать практические знания по теме
Развивающие:
- Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения
- Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к индивидуальной самореализации
- Экологическое воспитание
Оборудование урока:
- Презентация
- Схемы
- Фотографии
- Дидактический материал
Ход урока
- Мотивационная часть.
- Сегодня у нас необычное начало урока. Перед вами черный ящик, в нем находится предмет. Его название зашифровано в кроссворде.
Отгадайте слова, запишите их в кроссворд, объясняя орфограммы:
- синоним к слову «приятель» (друг)
- антоним к слову «день» (ночь)
- тихая речь (шёпот)
- каждый должен заботиться о своем …(здоровье)
- ночь со звёздами (звёздная)
- детёныш курицы (цыпленок)
- вид творческой работы по русскому языку (изложение)
- Как вы думаете, почему я зашифровала именно такое слово?
- А кому оно может принадлежать, мы узнаем из текста.
- Прочтите предложения шепотом, затем вслух читает один ученик.
Белый аист символ счастья и удачи.
Всего около ста лет назад аист встречался по всей Европе. Из-за роста городов и широкого применения химических средств борьбы с насекомыми – вредителями в сельском хозяйстве эта прекрасная птица во многих местах полностью исчезла. В последние годы были предприняты серьезные усилия по защите этого вида.
- Какая проблема затрагивается в тексте?
- Что означает знак вопроса перед текстом?
- Исходя из этой проблемы, как лучше озаглавить данный текст.
- Сообщение из Красной книги:
Белый аист – редкий гнездящийся вид
- Первое гнездование в Подмосковье зарегистрировано в конце XIX в.
- 1995 г. в области гнездится 22 пары
- Под охраной с 1978 г.
- Гнёзда охраняются как памятник природы
- Я предлагаю вам сегодня построить большое гнездо для аиста, выполнив ряд заданий по теме «Синтаксис и пунктуация».
2. Основная часть – закрепление изученного:
- вернемся к тексту – найдите пунктуационную ошибку.
- выпишите словосочетания:
- Аисты возвращаются
- Всегда возвращаются
- В гнездо
- Возвращаются в гнездо
- Белые аисты
- Чинят и укрепляют
- карточка - сделайте синтаксический разбор предложения.
Белые аисты всегда возвращаются в гнездо.
- чем отличаются предложения:
Аисты строят гнёзда на колокольнях крышах и трубах.
Каждый год аисты укрепляют свои гнёзда материалами прутьями землёй и соломой.
- составьте схемы предложений по вариантам.
- физкультпауза :
1 – простое предложение
2 – сложное предложение
- В апреле вылупляются птенцы и оба родителя ухаживают за ними с большой любовью.
- Спустя какое-то время молодые аистята учатся ловить насекомых и рыбу.
- Рыбу они сначала обнаруживают своими длинными ногами, а затем хватают её клювом.
- Наступит весна и аисты вернутся домой.
- соберите предложение и сделайте синтаксический разбор предложения:
В былые времена, в дымоходы, что аисты роняют, люди, драгоценные камни, верили.
( В былые времена люди верили, что аисты роняют в дымоходы труб драгоценные камни)
Тест
1. Найдите побудительное предложение:
- К нам на крышу прилетели аисты.
- Аисты, прилетайте весной!
- Аисты вьют гнёзда?
2. Найдите односоставное предложение:
- Белый аист – редкая птица.
- Аистов занесли в Красную книгу.
- В апреле самка высиживает птенцов.
3. В каком предложении есть обращение:
- Вы не забудьте об этой истории.
- Люди берегите птиц!
- Местные жители уничтожают взрослых птиц и их гнёзда.
4. Укажите ошибку в характеристике предложения:
Известная легенда рассказывает, что аисты приносят новорожденных детей.
- повествовательное
- сложноподчиненное
- грамматическая основа 1 предложения: легенда рассказывает, второго: приносят детей
3. Рефлексивная часть:
Учащимся предлагается закончить фразы:
- Сегодня на уроке я…
- Я узнал, что…
- Я не совсем понял…
- Я постараюсь…
Вывод: какими способами мы с вами можем помочь аистам? Грамотный человек знает законы природы и все свои усилия направляет на ее сохранение.
4. Домашнее задание: творческая работа.