Урок развития речи в 6-м классе по теме "Описание природы"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. совершенствовать умения анализировать тему сочинения, уточнять её границы, определять основную мысль составлять план, собирать и систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства; создавать свой текст с описанием природы, совершенствовать его содержание и языковое оформление;
  2. продолжить формирование навыков выразительного чтения текста;
  3. активизировать устную и письменную речь учащихся через использование репродукций картин, звукозаписи;
  4. осуществлять межпредметные связи для обеспечения понимания школьниками изучаемого материала,
  5. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся при выборе текстов в качестве примеров для иллюстрации языковых фактов,
  6. формирование знаний о родном крае и воспитание чувства гордости за него.

Оборудование:

  1. диски или аудиозапись П. И. Чайковский «Зима» из цикла «Времена года», Вивальди «Зима» из цикла «Времена года», Л. Моцарт «Катание на санях»;
  2. репродукции, иллюстрации, фото (профессиональные и любительские), рисунки с изображением зимних пейзажей (в том числе работы самих учащихся);
  3. карточки с текстами.

Ход урока

I. Орг. момент

  1. Приветствие. Запись темы урока.
    Цели урока на данном этапе не определяем.

  2. Эмоциональный настрой.
    Учитель делится своими впечатлениями, эмоциями от зимнего пейзажа, увиденного утром (днём, вечером). (Искрящийся на свету снег, деревья в инее, великолепные узоры на окне и т.д.)

II. Проблемный вопрос

– Какими способами, по-вашему, можно передать свои чувства, эмоции, представления? (Нарисовать картину, написать музыку, рассказ и т. д.)

III. Обсуждение

  1. Работа с репродукциями.

    Учащимся предлагается посмотреть на репродукции картин, иллюстрации, фото, рисунки и определить, что и как изображают художники, фотографы (предметы, их свойства, цветовая гамма и т.д.).

    – Какие чувства переживаете вы, глядя на эти работы? (Используем фотографии с изображением зимних пейзажей города Омска и Омской области).

  2. Работа со звукозаписью.

    Учащиеся слушают музыкальные произведения Вивальди «Зима», П. И. Чайковского «Зима», Л. Моцарта «Катание на санях».

    – Подумайте, как композиторам удаётся передать картины зимы? (Темп, ритм, музыкальные инструменты и т. д.).

    – Какие образы представляете вы? (Зимний лес, бесконечная зимняя равнина, шапки снега, слышится звон колокольчика и т. д.).

    – Меняется ли ваше настроение? Почему?

  3. Работа с текстами.

    – А теперь вспомните стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимнее утро» Т Белозёрова. (Заранее подготовленные ученики наизусть читают стихотворения).

    – Какие картины природы «нарисовали» поэты? Каким настроением они наполнены?

    – Что общего в этих произведениях и чем они отличаются?

    – Чем примечательно стихотворение Т. Белозёрова?

    – Какие приёмы используют мастера слова для создания художественных образов? (Эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.).

  4. Беседа

    – Что объединяет все виды искусства? Что ближе вам? Почему?

    – Сегодня вам предстоит побыть в роли мастера слова.

IV. Определение темы и целей урока

– Наверное, вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке?

– Попробуйте сами определить тему и цели урока. (Учитель помогает).

– Почему каждый уважающий себя человек стремится в совершенстве овладеть родным языком?

– Что для этого требуется?

V. Повторение пройденного материала

Опрос.

– Почему тема «Описание природы» изучается в разделе «Имя прилагательное»?

(Ученики должны определить роль прилагательных в тексте с описанием).

– Какие стили и типы речи вам известны?

– Чем описание отличается от повествования?

– Как создать текст с описанием? (См. Памятку в учебнике или тетрадь-справочник).

– Что такое пейзаж? (См. учебник «Русский язык» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др., стр. 114).

– В каком стиле будет написано ваше сочинение?

– В чём заключаются особенности художественного и публицистического стилей речи? (См. тетрадь-справочник).

VI. Подготовка к написанию сочинения. Редактирование

  1. – Назовите основные предметы, явления, характерные для зимы?

    – Что больше всего нравится вам в зимней природе?

  2. Два-три ученика зачитывают приготовленные дома черновые варианты текстов с описанием зимней природы.

    В это время остальные слушают, отмечают удачные моменты и недочёты.

  3. – Назовите «плюсы» и «минусы» работ одноклассников. (Соответствует ли содержание заголовку сочинения, стилю и типу речи; наличие-отсутствие художественных средств изображения и т. д.).

    – Как создать текст мастерски?

  4. Учитель зачитывает отрывок из статьи К. Паустовского «О законе воздействия писательского слова на читателя».

    – О чём же нужно помнить, чтобы ваше сочинение было интересным, ярким?

  5. Выразительное чтение лирических и эпических произведений.

    Заранее подготовленные ученики выразительно читают вслух тексты. Остальные слушают и отмечают, как авторы создают образы зимы. (Карточки с текстами лежат на партах).

    Можно взять на выбор следующие произведения:

    • Т. Белозёров «Морозное утро», «Пурга»;
    • М. Пришвин «Первый мороз», «Зимнее утро».
    • Тексты из упражнений №№:277-279 (См. учебник) и др.
  6. Обсуждение.

    – Одинаковы ли подходы авторов в изображении природы?

    – Как авторам удаётся создать эмоциональный настрой?

    – Какие художественные средства изображения авторы используют чаще?

    – Какое произведение вам понравилось больше и почему?

  7. Сбор материалов для сочинения. (Учитель заранее оформляет запись на доске или готовит таблицы-схемы).

    a) На лексическом уровне:

    – предметы изображения (снег, деревья в снегу, узоры на окне и т. д.);

    – время изображения (утро, вечер, начало зимы, январь и др.);

    – художественные средства изображения:

    • эпитеты (великолепные узоры, сказочный лес и др.)
    • сравнения (шапки снега; снег, как пух, пруд, как зеркало и др.).
    • метафоры (свет играет; снега прилетели и т. д.).
    • олицетворения (сосны замерли; дыхание метели и др.).

    б) На морфологическом уровне:

    – использование в тексте имён прилагательных, наречий.

    в) На синтаксическом уровне:

    предложения с однородными членами.

  8. Определение тем сочинений. (Учащиеся выбирают самостоятельно).
    1. Морозные узоры на моём окне.
    2. Деревья в снегу.
    3. Зимнее утро. (Зимний вечер).
    4. Первый снег.
    5. Зима на Иртыше.

    – Основная мысль сочинения должна быть сформулирована в его названии.

    – Будьте самостоятельны при написании! Не подражайте писателям!

VII. Составление плана сочинения

– Составьте план своего сочинения. Помните о том, что лучше составлять сложный план. (См. тетрадь-справочник.)

VIII. Работа с черновиками

– Редактирование материалов, собранных дома.

IX. Подведение итогов

– Каких целей, поставленных на уроке, вам удалось достичь?

X. Домашнее задание

  1. Дописать сочинение.
  2. Подобрать или нарисовать иллюстрацию к своему сочинению.
  3. Подумать о макете книги, в которую можно будет поместить лучшие работы учащихся.