Цели урока:
- совершенствовать умения анализировать тему сочинения, уточнять её границы, определять основную мысль составлять план, собирать и систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства; создавать свой текст с описанием природы, совершенствовать его содержание и языковое оформление;
- продолжить формирование навыков выразительного чтения текста;
- активизировать устную и письменную речь учащихся через использование репродукций картин, звукозаписи;
- осуществлять межпредметные связи для обеспечения понимания школьниками изучаемого материала,
- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся при выборе текстов в качестве примеров для иллюстрации языковых фактов,
- формирование знаний о родном крае и воспитание чувства гордости за него.
Оборудование:
- диски или аудиозапись П. И. Чайковский «Зима» из цикла «Времена года», Вивальди «Зима» из цикла «Времена года», Л. Моцарт «Катание на санях»;
- репродукции, иллюстрации, фото (профессиональные и любительские), рисунки с изображением зимних пейзажей (в том числе работы самих учащихся);
- карточки с текстами.
Ход урока
I. Орг. момент
-
Приветствие. Запись темы урока.
Цели урока на данном этапе не определяем. - Эмоциональный настрой.
Учитель делится своими впечатлениями, эмоциями от зимнего пейзажа, увиденного утром (днём, вечером). (Искрящийся на свету снег, деревья в инее, великолепные узоры на окне и т.д.)
II. Проблемный вопрос
– Какими способами, по-вашему, можно передать свои чувства, эмоции, представления? (Нарисовать картину, написать музыку, рассказ и т. д.)
III. Обсуждение
- Работа с репродукциями.
Учащимся предлагается посмотреть на репродукции картин, иллюстрации, фото, рисунки и определить, что и как изображают художники, фотографы (предметы, их свойства, цветовая гамма и т.д.).
– Какие чувства переживаете вы, глядя на эти работы? (Используем фотографии с изображением зимних пейзажей города Омска и Омской области).
- Работа со звукозаписью.
Учащиеся слушают музыкальные произведения Вивальди «Зима», П. И. Чайковского «Зима», Л. Моцарта «Катание на санях».
– Подумайте, как композиторам удаётся передать картины зимы? (Темп, ритм, музыкальные инструменты и т. д.).
– Какие образы представляете вы? (Зимний лес, бесконечная зимняя равнина, шапки снега, слышится звон колокольчика и т. д.).
– Меняется ли ваше настроение? Почему?
- Работа с текстами.
– А теперь вспомните стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимнее утро» Т Белозёрова. (Заранее подготовленные ученики наизусть читают стихотворения).
– Какие картины природы «нарисовали» поэты? Каким настроением они наполнены?
– Что общего в этих произведениях и чем они отличаются?
– Чем примечательно стихотворение Т. Белозёрова?
– Какие приёмы используют мастера слова для создания художественных образов? (Эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.).
- Беседа
– Что объединяет все виды искусства? Что ближе вам? Почему?
– Сегодня вам предстоит побыть в роли мастера слова.
IV. Определение темы и целей урока
– Наверное, вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
– Попробуйте сами определить тему и цели урока. (Учитель помогает).
– Почему каждый уважающий себя человек стремится в совершенстве овладеть родным языком?
– Что для этого требуется?
V. Повторение пройденного материала
Опрос.
– Почему тема «Описание природы» изучается в разделе «Имя прилагательное»?
(Ученики должны определить роль прилагательных в тексте с описанием).
– Какие стили и типы речи вам известны?
– Чем описание отличается от повествования?
– Как создать текст с описанием? (См. Памятку в учебнике или тетрадь-справочник).
– Что такое пейзаж? (См. учебник «Русский язык» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др., стр. 114).
– В каком стиле будет написано ваше сочинение?
– В чём заключаются особенности художественного и публицистического стилей речи? (См. тетрадь-справочник).
VI. Подготовка к написанию сочинения. Редактирование
- – Назовите основные предметы, явления, характерные для зимы?
– Что больше всего нравится вам в зимней природе?
- Два-три ученика зачитывают приготовленные дома черновые варианты текстов с описанием зимней природы.
В это время остальные слушают, отмечают удачные моменты и недочёты.
- – Назовите «плюсы» и «минусы» работ одноклассников. (Соответствует ли содержание заголовку сочинения, стилю и типу речи; наличие-отсутствие художественных средств изображения и т. д.).
– Как создать текст мастерски?
- Учитель зачитывает отрывок из статьи К. Паустовского «О законе воздействия писательского слова на читателя».
– О чём же нужно помнить, чтобы ваше сочинение было интересным, ярким?
- Выразительное чтение лирических и эпических произведений.
Заранее подготовленные ученики выразительно читают вслух тексты. Остальные слушают и отмечают, как авторы создают образы зимы. (Карточки с текстами лежат на партах).
Можно взять на выбор следующие произведения:
- Т. Белозёров «Морозное утро», «Пурга»;
- М. Пришвин «Первый мороз», «Зимнее утро».
- Тексты из упражнений №№:277-279 (См. учебник) и др.
- Обсуждение.
– Одинаковы ли подходы авторов в изображении природы?
– Как авторам удаётся создать эмоциональный настрой?
– Какие художественные средства изображения авторы используют чаще?
– Какое произведение вам понравилось больше и почему?
- Сбор материалов для сочинения. (Учитель заранее оформляет запись на доске или готовит таблицы-схемы).
a) На лексическом уровне:
– предметы изображения (снег, деревья в снегу, узоры на окне и т. д.);
– время изображения (утро, вечер, начало зимы, январь и др.);
– художественные средства изображения:
- эпитеты (великолепные узоры, сказочный лес и др.)
- сравнения (шапки снега; снег, как пух, пруд, как зеркало и др.).
- метафоры (свет играет; снега прилетели и т. д.).
- олицетворения (сосны замерли; дыхание метели и др.).
б) На морфологическом уровне:
– использование в тексте имён прилагательных, наречий.
в) На синтаксическом уровне:
– предложения с однородными членами.
- Определение тем сочинений. (Учащиеся выбирают самостоятельно).
- Морозные узоры на моём окне.
- Деревья в снегу.
- Зимнее утро. (Зимний вечер).
- Первый снег.
- Зима на Иртыше.
– Основная мысль сочинения должна быть сформулирована в его названии.
– Будьте самостоятельны при написании! Не подражайте писателям!
VII. Составление плана сочинения
– Составьте план своего сочинения. Помните о том, что лучше составлять сложный план. (См. тетрадь-справочник.)
VIII. Работа с черновиками
– Редактирование материалов, собранных дома.
IX. Подведение итогов
– Каких целей, поставленных на уроке, вам удалось достичь?
X. Домашнее задание
- Дописать сочинение.
- Подобрать или нарисовать иллюстрацию к своему сочинению.
- Подумать о макете книги, в которую можно будет поместить лучшие работы учащихся.