Русский язык
-
Разработка урока по русскому языку по теме "Понятие о причастном обороте" 2009
Усвоение учащимися этого понятия является основной целью синтаксической работы при изучении причастия. Овладение этой конструкцией будет успешно лишь при условии, если ребята научатся определять, в каком случае причастие зависит от существительного, а в каком подчиняет себе другие слова. Одна из основных целей – развитие коммуникативной активности; тренировка коммуникативных умений учащихся класса.
-
Конспект урока - игры по теме "Лексика. Словообразование. Правописание" (5-й класс) 2009
Конспект урока-игры в 5 классе по теме «Лексика. Словообразование. Правописание» (систематизация знаний учащихся). Урок построен в форме путешествия.
-
Методическая разработка урока на основе проекта "Создание электронного пособия. Речеведческий анализ текста" 2009
Работа посвящена описанию одного из способов использования на уроке федерального цифрового образовательного ресурса – электронного «Тренажёра русского языка». Применение ИКТ расширяет возможности учителя, стимулирует речевую деятельность учащихся. Элементы разработки можно использовать и в других моделях урока.
-
Цикл уроков "Газетные жанры" 2009
Цикл уроков в 6-м классе на тему «Газетные жанры». Цель урока: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка. Ученики учатся отбирать материал, составлять тексты по теме, выразительно его подавать, формируют навыки работы с дополнительной литературой, получают навыки интервьюирования, составления вопросника.
-
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление 2009
Конспект урока, который поможет дать понятие о речевой стратегии и тактике, привести примеры использования разных речевых тактик, наметить варианты преодоления коммуникативной неудачи.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Секреты рода имени существительного" 2009
Урок представляет собой пример системного подхода к преподаванию языка. Показана связь морфологии со словообразованием, морфемикой, лексикой, синтаксисом, культурой речи. На первом этапе урока осуществляется попытка продемонстрировать, как категория рода имени существительного влияет на осмысление художественного текста. На последующих этапах урока ставится задача определить место данной темы в стройной и сложной системе знаний. Разные по степени сложности и по целям виды работы позволяют активизировать познавательные и творческие способности учеников, проводить работу дифференцированно.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический кросс" 2009
«Лингвистический кросс» – это викторина, для проверки знаний и умений учащихся в более сложных условиях, развивает сообразительность и чувство слова, воспитывает интерес к теории и практике языка, культуре речи.
-
Вводный урок по русскому языку в 10-м классе 2009
Цель урока: осознать практическую значимость изучаемого материала, сформировать положительную мотивацию к предмету, воспитать любовь и уважение к русскому языку. Занимательные упражнения позволяют в увлекательной форме повторить изученные в 5-9-м классах правила. Задания выстроены по степени нарастания сложности. Для лучшего усвоения материала используется презентация.
-
Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2009
В работе приведены некоторые приемы развивающего обучения, которые можно использовать на разных этапах урока.
-
Русский язык "Правописание суффиксов -ек, -ик" (3-й класс) 2009
Цели занятия: формирование представления о правописании суффиксов –ек, -ик, самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать, какой суффикс надо писать в слове, развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся.
-
Интегрированный урок информатики и русского языка в 5-м классе по теме "Построение и редактирование текста" 2009
Интегрированный урок информатики и русского языка был дан на методической неделе в школе. Обучение в 5-м классе по русскому языку ведется по учебнику С.И. Львова ("Русский язык. 5 класс"), а по информатике - по учебнику Л.Л. Босова ("Информатика. 5 класс"). Один из немногих случаев, когда удалось найти точки соприкосновения таких разных предметов, как информатика и русский язык.
-
Обобщающий урок русского языка в 11-м классе по теме "Синтаксис и культура речи" 2009
Цели урока – обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Синтаксис и культура речи", предлагаемый для заданий на ЕГЭ; развивающая: совершенствование навыков культуры речи; воспитывающая: установка на серьёзную работу по подготовке к экзамену.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособленные определения" 2009
Упражнения, дидактический материал дают возможность углубить понятие обособления, условия постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными членами предложения. Творческие задания развивают мышление, связную речь школьников, формируют интерес к изучению предмета. Текст Б.Полевого воспитывает у учащихся чувство патриотизма. Система упражнений направлена на закрепление орфографических и пунктуационных навыков школьников.
-
Формирование у детей представления о семантической стороне имен прилагательных 2009
Авторы учебников по русскому языку для начальной школы основной упор делают не на семантическую, а на грамматическую сторону имени прилагательного как части речи, работа над семантикой проводится довольно редко и непоследовательно. В целях повышения эффективности работы над семантической стороной имен прилагательных на уроках русского языка автор предлагает широкую палитру приемов и методов, которую может применять на практике даже начинающий учитель.
-
Подготовка к экзаменационному сочинению в 9-м классе 2009
Урок русского языка с использованием ИКТ (компьютерной презентации). Установка – на воспитательный и развивающий аспекты, чтобы через нравственное сопереживание дети сумели четче понять позицию автора и смогли выразить собственное отношение к проблеме.
-
Интегрированный урок (русский язык + грамматики нравственности) в 6-м классе по теме "Употребление глаголов в речи" 2009
Своеобразие методики урока заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции урока русского языка и грамматики нравственности, так как сближение задач речевого, литературного и эстетического развития школьников является важным условием в постижении искусства слова.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Типы речевых ошибок и их исправление" 2009
Урок с презентационной поддержкой помогает воспринимать новую информацию не только на слух, но и визуально. Урок рассчитан на двухчасовую работу и является продолжением занятий по подготовке к выполнению части "С" ЕГЭ.
-
Интегрированные тесты по английскому и русскому языкам во 2-м классе 2009
Работа представляет интегрированные тесты в образовательной области "Филология" для 2-го класса гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. В грамматике английского и русского языков прослеживается целый ряд одинаковых аспектов и структур. Тесты, приведенные в данной работе, способствуют контролю и сравнительному анализу освоения учащимися отдельных аспектов двух языков.
-
Тексты для сборника удивительных диктантов 2009
Предлагается несколько шуточных текстов диктантов, которые можно использовать для отработки трудных орфографических правил на уроках русского языка в средней и старшей школе.
-
Урок по теме "Деепричастие" 2009
Традиционная форма урока объяснения нового материала сочетается с использованием ИКТ, что способствует активизации зрительной памяти и мыслительной деятельности учащихся, а также позволяет сэкономить время на уроке. Урок является вводным по теме; учащиеся знакомятся сразу со всеми свойствами деепричастия.
-
Разработка урока по теме "Способы образования имен существительных с помощью суффиксов". (Подготовка к ЕГЭ) 2009
Учащиеся повторяют и обобщают знания об изученных суффиксах имён существительных, их значениях и правописании. В детях воспитывается чувство уважения к богатству русского языка.
-
Занятие элективного курса по русскому языку "Модуль "Причастие" 2009
Модульная технология не является новшеством для учащихся, поэтому технологическая карта составлена по учебным элементам (УЭ) в зависимости от частной дидактической цели. Занятие является одним из цикла обобщающих уроков по теме и включает в себя 4 модуля: закрепление знаний учащихся о значении и морфологических признаках причастия; закрепление навыка правописания и графического обозначения орфограммы написания -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; закрепление навыка правописания и графического обозначения орфограммы написания не с причастиями; подведение итогов – рефлексия.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы" 2009
Представленный урок по теме «Синонимы» является первым в целой серии уроков по лексике. Знание данной темы помогает учащимся избегать повторов в устной и письменной речи, делая язык говорящего более ярким и эмоциональным; помогает при изучении правил правописания.
-
Урок-изучение нового материала русского языка в 8-м классе по теме "Назывные предложения" 2009
На уроке важное значение приобретает формирование учебной деятельности, которая обеспечивает не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность. Развивает речевую культуру ученика.
-
Урок по теме "Однородные члены предложения" 2009
Урок проводится в 5-м классе по учебнику "Русский язык" под ред. М.Т. Баранова. На занятии объясняется новый материал с использованием ИКТ.
-
Контрольно-обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" в 8-м классе 2009
Урок построен на основе технологии встречных усилий и включает следующие этапы: «разминка», контрольно-подготовительный этап, сотворчество, контроль знаний и рефлексивный этап урока.
-
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Виды омонимии" 2009
Предлагается план-конспект урока, построенного по технологии модульного обучения.
-
Урок по теме "Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)" 2009
Урок разработан для учащихся 7-го класса и представляет собою подготовку к сочинению-описанию на основе личных наблюдений. Описание внешности - один из самых трудных видов описания. На уроке предусмотрена работа с репродукцией картины Леонардо да Винчи "Портрет Моны Лизы". Цель урока: развитие в детях наблюдательности и внимания к окружающим их людям.
-
Урок-обобщение по теме имя существительное "Лингвистический КВН" 2009
Развить творческие способности и интерес к творческой деятельности. Способствовать усилению желания получать новые знания; расширять кругозор учащихся; содействовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива; развивать ловкость, быстроту, внимание. Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.
-
Стилистический эксперимент А.М. Пешковского и Л.В. Щербы на уроках развития речи 2009
Чтобы решить проблему обогащения и развития речи, необходимо знать наиболее эффективные методы воздействия на речь школьников, действенные способы исправления ошибок в речи учащихся. Наиболее полно позволяет решить эту задачу анализ художественных текстов, и особое значение при этом имеет стилистический эксперимент А.М. Пешковского – Л.В. Щербы.