Русский язык
-
Урок русского языка в 5-м классе "Диалектные слова" на краеведческой основе 2009
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации и способов ее получения средствами технологии развивающего обучения.
-
Сочинение стихов по подстрочному переводу в 4-м классе (на примере шуточного стихотворения "Доротея") 2009
На уроке русского языка была предпринята попытка обучения учащихся элементам поэтического перевода с подстрочника, а точнее, превращению прозы, написанной на русском языке, в поэтическую форму (на материале шуточного стихотворения "Доротея", написанного в оригинале на французском языке). Цель работы: показать детям на новых для них, необычных примерах, как богат родной язык, какие он таит в себе безграничные возможности, и заинтересовать их таким сложным делом, как стихосложение. В статье приведены примеры получившихся у учащихся отдельных строф и стихотворений.
-
Конспект. Интегрированный урок русского языка, СБО (6-й класс) 2009
Урок русского языка и социально-бытовой ориентировки предлагается для проведения в 6-м классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида, который способствует социальной адаптации и успешнее готовит учащихся к самостоятельной жизни после окончания школы. На интегрированных уроках учащиеся активно включаются в поиск жизненных ситуаций, где необходимо использовать полученные знания.
-
Еще один способ научить нашего школьника понимать текст, или метод аудирования на уроках русского языка 2009
Предлагаемая методика помогает развивать у учащихся умение слушать и понимать текст на слух. В ходе обсуждения слышанного учитель предлагает перефразированные варианты звучавшего текста, тем самым, давая ученикам образцы возможного свертывания текста, сокращения его объема за счет емкости фразы. Таким образом, работа по аудированию может иметь целью не только приобретения навыков понимания текста на слух, но и служить подготовительным моментом к изложению услышанного. Работа такого рода готовит школьников не только к итоговой аттестации в 9-х классах, но и помогает в 5–8-х классах успешно писать как сжатые, так и подробные изложения.
-
Имя нам — Россия: география в русских пословицах 2009
Во многих русских пословицах говорится о любви к родине. Есть немало таких пословиц, в которых называются разные города России. Пословица – это текст, состоящий из одного предложения. В ней нетрудно найти признаки текста: завершённость, возможность определения темы, основной мысли, стиля, типа речи.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" 2009
В современном образовании необходимо, чтобы ребёнок перестал быть только объектом обучения, но и принял на себя роль субъекта этого процесса. Дети сами формулируют тему, ставят учебные задачи, учатся определять границы знания и незнания, планируют совместную работу, принимают активное участие в составлении учебных заданий, в формулировании выводов и обобщений, совместно осмысливают результаты.
-
Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи) 2009
Это урок развития речи по русскому языку в 6-м классе. Работа в группах с элементами мастерской письма помогает учащимся создавать словесные зарисовки с использованием эмоциональных и описательных эпитетов. Широкая тема "Море" для каждой группы подразделяется на более узкие темы, что помогает создавать различные словесные картины моря.
-
Открытый урок русского языка в 9-м классе по теме "Обращение. Культура общения" 2009
Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида в ходе работы городского семинара «Виды работ на уроках русского языка». Цель: ознакомление учителей с конкретными видами деятельности учащихся на уроках письма и развития речи. Дальнейшая судьба выпускников, учащихся с ограниченными возможностями интеллекта, волнует педагогов. Сможет ли ребенок найти общий язык со сверстниками? Сможет ли он найти дорогу в этом мире? Давайте ему поможем!
-
Урок развития речи в 6-м классе "Письмо – эпистолярный жанр" 2009
Урок посвящен воспитанию современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения и обладающего яркой индивидуальностью.
-
Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Похвальное слово наречию" 2009
Обобщающий урок русского языка, на котором используются разнообразные игровые моменты. Учащиеся сами составляют тексты – похвальные слова наречию как части речи, употребляя слова с изученными орфограммами по теме, анализируют гербы, посвященные наречию. В конце урока дано 4 варианта тестов для проверки усвоенного материала.
-
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Презентация части речи "Глагол" 2009
Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе помогает раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте, обогатить словарный запас учащихся. На уроке повторяются грамматические признаки глагола, изучается порядок морфологического разбора глагола. При этом формируется умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; делать выводы, осуществлять информационный поиск. Учащиеся совершенствуют свое умение анализировать текст, учатся высказывать собственное суждение, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
-
Синтаксические функции и стилистические свойства союзов 2009
Сознательное усвоение союза как грамматической категории обеспечивается органической взаимосвязью морфологического и синтаксического материала. Это в немалой степени определяет успешность обучения синтаксису в 8-м и особенно в 9-м классе. Поэтому важно, чтобы уже в 7-м классе школьники умели употреблять союзы не только в простых предложениях, для связи однородных членов предложения, но и в сложных союзных предложениях.
-
Урок русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах, знаки препинания при них" (8-й класс) 2009
Формирование новых знаний по русскому языку в 8-м классе.
-
Урок русского языка в 6-м классе с использованием модульной технологии. Тема: "Обобщение изученного по теме "Деепричастие — особая форма глагола. Подготовка к контрольному диктанту" 2009
Цель: отработать орфографические и пунктуационные навыки правописания деепричастий и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом; закрепить ОУУН при работе с текстом.
-
Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева 2009
Одной из форм государственной (итоговой) аттестации по русскому языку является сжатое изложение. В разработке представлена авторская технология подготовки семиклассников к написанию сжатого изложения.
-
Тематический урок русского языка в 7-м классе по теме "Смысловая нагрузка имён числительных в художественных и публицистических текстах" 2009
Урок тематически организован и разработан с использованием связных текстов из художественного произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» и публицистических – Ф.Селиванова «Подвиг панфиловцев», И.А. Панкеева «Валентин Распутин».
-
Разработка урока по русскому языку по теме "Понятие о причастном обороте" 2009
Усвоение учащимися этого понятия является основной целью синтаксической работы при изучении причастия. Овладение этой конструкцией будет успешно лишь при условии, если ребята научатся определять, в каком случае причастие зависит от существительного, а в каком подчиняет себе другие слова. Одна из основных целей – развитие коммуникативной активности; тренировка коммуникативных умений учащихся класса.
-
Конспект урока - игры по теме "Лексика. Словообразование. Правописание" (5-й класс) 2009
Конспект урока-игры в 5 классе по теме «Лексика. Словообразование. Правописание» (систематизация знаний учащихся). Урок построен в форме путешествия.
-
Методическая разработка урока на основе проекта "Создание электронного пособия. Речеведческий анализ текста" 2009
Работа посвящена описанию одного из способов использования на уроке федерального цифрового образовательного ресурса – электронного «Тренажёра русского языка». Применение ИКТ расширяет возможности учителя, стимулирует речевую деятельность учащихся. Элементы разработки можно использовать и в других моделях урока.
-
Цикл уроков "Газетные жанры" 2009
Цикл уроков в 6-м классе на тему «Газетные жанры». Цель урока: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка. Ученики учатся отбирать материал, составлять тексты по теме, выразительно его подавать, формируют навыки работы с дополнительной литературой, получают навыки интервьюирования, составления вопросника.
-
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление 2009
Конспект урока, который поможет дать понятие о речевой стратегии и тактике, привести примеры использования разных речевых тактик, наметить варианты преодоления коммуникативной неудачи.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Секреты рода имени существительного" 2009
Урок представляет собой пример системного подхода к преподаванию языка. Показана связь морфологии со словообразованием, морфемикой, лексикой, синтаксисом, культурой речи. На первом этапе урока осуществляется попытка продемонстрировать, как категория рода имени существительного влияет на осмысление художественного текста. На последующих этапах урока ставится задача определить место данной темы в стройной и сложной системе знаний. Разные по степени сложности и по целям виды работы позволяют активизировать познавательные и творческие способности учеников, проводить работу дифференцированно.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический кросс" 2009
«Лингвистический кросс» – это викторина, для проверки знаний и умений учащихся в более сложных условиях, развивает сообразительность и чувство слова, воспитывает интерес к теории и практике языка, культуре речи.
-
Вводный урок по русскому языку в 10-м классе 2009
Цель урока: осознать практическую значимость изучаемого материала, сформировать положительную мотивацию к предмету, воспитать любовь и уважение к русскому языку. Занимательные упражнения позволяют в увлекательной форме повторить изученные в 5-9-м классах правила. Задания выстроены по степени нарастания сложности. Для лучшего усвоения материала используется презентация.
-
Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2009
В работе приведены некоторые приемы развивающего обучения, которые можно использовать на разных этапах урока.
-
Русский язык "Правописание суффиксов -ек, -ик" (3-й класс) 2009
Цели занятия: формирование представления о правописании суффиксов –ек, -ик, самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать, какой суффикс надо писать в слове, развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся.
-
Интегрированный урок информатики и русского языка в 5-м классе по теме "Построение и редактирование текста" 2009
Интегрированный урок информатики и русского языка был дан на методической неделе в школе. Обучение в 5-м классе по русскому языку ведется по учебнику С.И. Львова ("Русский язык. 5 класс"), а по информатике - по учебнику Л.Л. Босова ("Информатика. 5 класс"). Один из немногих случаев, когда удалось найти точки соприкосновения таких разных предметов, как информатика и русский язык.
-
Обобщающий урок русского языка в 11-м классе по теме "Синтаксис и культура речи" 2009
Цели урока – обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Синтаксис и культура речи", предлагаемый для заданий на ЕГЭ; развивающая: совершенствование навыков культуры речи; воспитывающая: установка на серьёзную работу по подготовке к экзамену.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособленные определения" 2009
Упражнения, дидактический материал дают возможность углубить понятие обособления, условия постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными членами предложения. Творческие задания развивают мышление, связную речь школьников, формируют интерес к изучению предмета. Текст Б.Полевого воспитывает у учащихся чувство патриотизма. Система упражнений направлена на закрепление орфографических и пунктуационных навыков школьников.
-
Формирование у детей представления о семантической стороне имен прилагательных 2009
Авторы учебников по русскому языку для начальной школы основной упор делают не на семантическую, а на грамматическую сторону имени прилагательного как части речи, работа над семантикой проводится довольно редко и непоследовательно. В целях повышения эффективности работы над семантической стороной имен прилагательных на уроках русского языка автор предлагает широкую палитру приемов и методов, которую может применять на практике даже начинающий учитель.