Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Цели урока:
1) Закрепление умений:
- видеть структуру сложного предложения;
- различать виды придаточных предложений;
- правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы.
2) Развивать письменную и устную речь.
3) Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультемедийный проектор, слайды.
Ход урока
I. Орг.момент.
1)Начинаем наш урок с рабочей пятиминутки - записываем число, классная работа (на доске написать заранее )
2) Синтаксическая пятиминутка.
-Каждый урок русского языка мы начинаем с синтаксической пятиминутки и сегодня это не будет исключением. Запишем предложение:
Родиной мы зовем поселок Заволжский, потому что в нем мы родились и выросли.
(по цели высказывания - повеств., по интонации - невосклиц., сложное, потому что состоит из двух грамматических основ; сложноподчиненное с придаточным причины, с подчинительным союзом потому что.)
почему?
[ гл. ], (потому что:) - придаточное причины.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас урок обобщения и закрепления знаний на тему: "Сложное предложение" или как я его назвала "Поговорим о сложном" (слайд№1).
- Запишите тему урока. Цели нашего урока:(слайд№2)
- Неделю назад я разделила вас на группы, и каждая группа получила задание подготовить слайд на определенную тему. Посмотрим, как вы справились.
III. Основная часть урока.
1) Выступление 1-ой группы.
-Первая группа: Парамонова И., Сазанов С.
- Этой группе было дано задание составить обобщающую таблицу о сложных предложениях. Даем им слово.(слайд№3).
Выступление учеников:/Мы составили таблицу обобщающего характера. В нашем представлении сложносочиненные - это добрые предложения, которые соединяют два простых. Сложноподчиненные - злые, они подчиняют одно предложение другому. А бессоюзные - бестолковые, они ищут союзы и никогда не находят./
2)-Чтоб знания закрепить сполна, проведем разминку для ума (слайд№4)
- По этим схемам определите типы сложных предложений, укажите, какое сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное.
1) [ ] ,и [ ].-сложносочиненное.
2) [ ], (если:). - сложноподчиненное.
3) [ ], [ ]. - бессоюзное
-Составьте по этим схемам предложения, запишите их.
- А у меня получились вот такие предложения:
1. Для нас родина начинается с извилистой реки Иргиз, и поселка с поэтическим названием Заволжский.
2. Человек перестанет быть человеком, если не будет знать историю своего края.
3. Любовь к Родине дает смысл жизни, она превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.
3) Выступление 2-ой группы.
- Вторая группа: Комаров А., Скорняков М.
- Этой группе был дан вопрос о сложносочиненных предложениях.
Даем им слово.(слайд№5)
Выступление учеников:/Нам было дано задание рассказать о сложносочиненных предложениях. Эти предложения делятся на три группы:
С соединительными, с разделительными и с противительными союзами./
4) Различать союзы - это талант, пора нам провести цифровой диктант.(слайд№6)
- Пятьдесят лет назад здесь тихо колыхался степной ковыль, и только изредка пробегал голодный суслик. (1)
- Пустынные степи мирно спали, но пришли геологи и нашли высокопрочный дорогостоящий камень.(3)
- Отовсюду раздавалось тарахтение бульдозеров, или слышался шум тракторов. (2)
- В 1956 году в поселке началось строительство завода, но первые жилые дома появились лишь в 1958 году. (3)
- Жилья катастрофически не хватало, и строители жили в палатках. (1)
- Ни проливные дожди не могли помешать стройке, ни жгучие морозы - охладить горячие сердца. (1)
- То светило солнце, то шел дождь, то дул степной ветер. (2)
(ключ:1,3,2,3,1,1,2)
-Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран и проведите взаимопроверку.(слайд №6)
5) Выступление 3-ей группы.
- Третья группа: Мальцева Ю.,Шатикова А.,Захарова К.
- Третьей группе было дано задание подробно рассказать о сложноподчиненных предложениях. Послушаем их. (слайд№7)
Выступление учеников по таблице.
6) - Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.
- На экране предложения.(слайд№8,9).
I вариант выписывает предложения с придаточными определительными.
II вариант - с придаточными изъяснительными.
-Расставте знаки препинания и начертите горизонтальные схемы.
1. Для меня родной край начинается с извилистой реки Иргиз, на берегах которой проходит мое милое детство.
[ ], (который:)- опред.(какой?)
2. Недаром говорится, что красотой любимого Иргиза можно любоваться часами.
[ ], (что:).- изъясн. (что?)
3. В народе говорили, будто нашу речку назвали в честь девушки по имени Ыркис.
[ ], (будто:). - изъясн.(что?)
4. Святая обязанность любить землю, которая вскормила и вспоила нас.
[ ], (которая:). -опред.(какая?)
5. Сердце никогда не забудет дом матери, где прошли самые счастливые годы детства.
[ ], (где:).-опред.(какой?)
6. Я думаю, что каждый из нас обретет чувство человеческого достоинства в своей любви к родной земле.
[ ], (что:).-изъясн.(что?)
- Проверим задание.
-С каждого варианта по одному человеку к доске начертить схемы. А кто желает начертить вертикальные схемы?
7) Выступление 4-ой группы.
- Четвертая группа: Камп К., Жигалин А.
- Они работала над сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.(слайд№10) Выступление учеников/Эти придаточные расскажут вам подробно:
Место, где все произошло,
Время, когда все случилось,
Каким образом и в какой степени,
При каком условии и по какой причине или с какой целью,
Обнаружат сравнения, пойдут на уступки и проведут следствие./
8)-Чтобы упрочить ваши знания, даю графическое задание.(слайд11). Это работа на оценку.
1. Мы смело можем назвать свой поселок родиной, потому что знаем её историю.
[ ], (потому что:) - причины.(почему?)
2. Когда в поселке ещё не было школы, дети первостроителей обучались в селе Березово.
(Когда),[ ]. - времени.(когда?)
3. Несмотря на то что строили по выходным дням, школа была открыта в срок.
(Несмотря на то что:),[ ]. - условия(при каком условии?)
4. Где раньше было арбузное поле, теперь располагается современная Юсовка.
(Где:),[ ].- места.(где?)
5. Наши бабушки и дедушки делали все на совесть, так что поселок стоит до сих пор.
[ ],(так что:) - следствия.
-Графический диктант я проверю, когда возьму тетради на проверку.
V. Задание на повторение.
-Послушайте отрывок из стихотворения. Какова его тема, основная мысль?
Благодарю, Земля, благодарю
За то, что видел озеро, зарю,
За все вокруг, что знаю, слышу, вижу:
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обижу:
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа!
(И.Кисилев).
-Посмотрите на доску. Запишите этот отрывок. Вставьте и объясните пропущенные знаки препинания, кто сколько успеет.(если остается мало времени, даю по рядам)
Благодарю Земля благодарю
За то что видел озеро зарю,
За все вокруг что знаю слышу вижу:
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви
Ни словом ни поступком не обижу:
Простите нас деревья и трава!
Мы забываем повзрослев едва
Что общим корнем связаны слова
Народ и благородство и природа!
V. Итог урока.
-Чтобы знания пошли впрок, подведем урока итог.(слайд№12)
- На какие группы делятся сложные предложения?
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные, изъяснительные?
- Перечислите группы обстоятельственных придаточных.
- Чтобы дома не скучать, необходимо задание выполнять.(слайд№13).