Мультимедийный урок по русскому языку в 5-м классе "Основные виды простых предложений"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Тема урока. Основные виды простых предложений

Цели урока. Создать условия для:

  • обобщения знаний о видах предложений по их признакам; развития мыслительной деятельности учащихся, умений анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • совершенствования умений интонационно правильно произносить предложения и правильно оформлять их при письме;
  • формирования экологического мировоззрения, воспитания чувства любви к природе и ответственности за сохранение окружающего мира.

Здоровьесберегающая среда. Соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски). Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование.

  • Презентация (приложение № 1) сжатая
  • Раздаточные карточки.
  • Бланки с таблицей (приложение № 2)
  • Рабочая тетрадь.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.

Ход урока

Слайд № 1

Титульный.

Слайд № 2 + фонограмма песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир» (23 сек)

Организационный момент (создание мотивации на урок)

Слайд № 3 + фонограмма песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир» продолжает звучать

 На фоне песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир» и слайда звучат слова учителя:

 В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. И сегодня мы сделаем ещё один шаг в мир Природы.

Слайд № 4

А поможет нам в этом урок русского языка по теме «Основные виды простых предложений». На этом уроке мы, обобщая полученные на предыдущих уроках знания,

Слайд № 5

заполним вот эту таблицу, которая в дальнейшем станет нашей помощницей при разборе простых предложений.

Слайд № 6

I. Виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1. Чтение текста (по слайду) учеником.

Прекрасна земля городищенская_ Я люблю милые сердцу степные просторы, лесистые холмы, обширные луга_ А каким будет наш край завтра_ Сможем ли мы сохранить эту первозданную красоту_

- Прочитайте ещё раз текст «про себя», расставьте мысленно недостающие знаки препинания.

- Какие предложения по цели высказывания использует автор? А по эмоциональной окраске?

- Попробуйте найти ответы на поставленные вопросы: Каким будет наш край завтра? Сможем ли мы сохранить эту первозданную красоту?

- Что для этого нужно сделать? И что для этого может сделать каждый из вас?

- Запишите текст в тетрадь, расставив недостающие знаки препинания.

Слайд № 7

- Проверьте, верно ли вы поставили знаки препинания? (Самопроверка)

- Итак, какие же виды предложений по цели высказывания мы запишем в нашей таблице?

Слайд № 8

Проверим.

Слайд № 9

2.

- Давайте обратимся к другому тексту (проецируется на экране).
- Как мы его должны прочитать?

Люди, б…регите земли, воды,
Даже малую былиночку любя.
Б…регите всех зв…рей природы,
Уб…вайте лишь зверей внутри себя!

- Какие предложения по цели высказывания использовал Евгений Евтушенко для обращения ко всем людям, а значит, и лично к каждому из нас? А по эмоциональной окраске?

- Как же мы можем различить восклицательные и невосклицательные предложения?
- Так к чему же призывает нас поэт? Как вы понимаете последние строчки?

 - Запишите предложения, вставив пропущенные буквы.

У доски ученик выполняет задание по карточке.

Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

Лес по дер..ву (не)плачет, а по поросли сохн..т,
бр..вно руби, а молодёжник б..р..ги.

Как ты понимаешь смысл данной пословицы. Как эта пословица связана с нашим текстом?

Слайд № 10

А сейчас обменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли ваш сосед вставил пропущенные буквы. В случае ошибки, попросите объяснить данную орфограмму.

После проверки выполните фонетический разбор одного из слов, указанных в тексте.

(Трое учащихся выполняют задание у доски)

 - В каком слове все согласные звуки мягкие?

А теперь опять вернемся к нашей таблице. Какие же вы знаете виды предложений по эмоциональной окраске?

Слайд № 11

Посмотрим.

 

 Музыкальная физминутка.

Слайд № 12 + фонограмма «Щебет птиц»

II. Виды предложений по числу и строению грамматических основ, по наличию второстепенных членов.

1. Чтение текста учителем.

 Осень. В лесу шумно и весело. Словно на праздник слетаются в стайки пестрые синицы.

 В красивом наряде щеголяют гренадёрка, прыгает по веткам большая синица, лакомится семечками осин и берёз гаичка.

- А каких ещё вы птиц знаете? А кто знает, как живётся всем этим птичкам зимой? Что мы сможем сделать, чтобы помочь им?

2. Запись текста под диктовку.

- Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите простое предложение… Сложное… Как вы простое предложение отличаете от сложного?

3. - Подчеркните грамматическую основу предложений и в предыдущем задании.

- Из каких главных членов может состоять грамматическая основа?
- Итак, какой же вывод о виде предложения мы можем сделать по числу и строению грамматических основ?

Слайд № 13

Обратимся к таблице.

4. Закончите разбор по членам предложения (1-е , 2- е , 3-е предложения)

- Укажите различия. Как называются такие предложения?

Слайд № 14

Вновь обращаемся к нашей таблице.

Фонограмма «Звуки природы. Пение птиц»

IV. Осложнение простых предложений однородными членами, вводными словами, обращениями.

Звучат « Звуки природы», на фоне музыки - слова учителя:

- А сейчас наклоните голову, закройте глаза и представьте себе тот уголок природы, где вы любите отдыхать (пауза).

Слайд № 15

И если бы мы могли понимать голос природы, то, наверное, услышали бы…

Человек, ты пришёл ко мне отдохнуть от повседневных забот и городского шума. Я подарю тебе аромат цветов, шелест травы, пение птиц. Окунись в лесную прохладу, и ты освободишься от мелочных забот и тревог. Я дам тебе покой, равновесие и вдохновение.

 Но, к сожалению, ты не всегда способен услышать мой голос…

 

(Небольшая пауза.)

- А как вы думаете, о чем могла бы поведать нам природа, если бы мы услышали её голос?

- Посмотрите на «Обращение природы» (лежат на каждой парте). Прочитайте первое предложение.

- Чем оно осложнено? (Обращением) Подчеркните его. Составьте схему этого предложения.

- Чем ещё могут быть осложнены эти предложения? (однородными членами и вводными словами).

 Найдите их в предложениях и подчеркните. Составьте:

I вариант – схему предложения с однородными членами,
II вариант – схему предложения с вводным словом.

Слайд № 16

V. Закрепление материала.

Учащиеся обращаются к карточкам. Трое ребят выполняют работу у доски.

Уровень А.

Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику.

Мы теснейшим образом связаны с природой и должны отвечать за свои действия перед настоящим и будущим.

Уровень Б.

Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику.

Ты знаешь правила поведения на природе?

Уровень С.

Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику.

Ребята, берегите природу!

Проверка (устно).

 - Сегодня на уроке мы попытались ещё раз проникнуть в мир природы, посмотреть на неё новым взглядом, послушать её обращение.

 А что каждый из нас, не кивая на соседа, может сделать для охраны нашей природы, нашей Земли?

 VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке? Что постараетесь отложить в уголки своей памяти?

 VII. Домашнее задание

1. Вспомнить этот урок и самостоятельно дома заполнить таблицу. (Раздаются бланки с таблицей)

2. По выбору (самоопределение)

* Задание повышенного уровня: сочинить небольшое стихотворение о природе, выполнить синтаксический разбор предложений.

 * Задание массового характера: выписать из литературы. 3 предложения, различных по цели высказывания, сделать их синтаксический разбор

Резервные вопросы для урока (после объяснения домашнего задания)

- Составьте побудительное предложение о правилах поведения на природе.
- Какое оно по эмоциональной окраске?

- По строению грамматических основ?
- По наличию второстепенных членов предложения?

- Составьте вопросительное предложение.
- Какое оно по эмоциональной окраске?

- По строению грамматических основ?
- По наличию второстепенных членов предложения?