Тема урока. Основные виды простых предложений
Цели урока. Создать условия для:
- обобщения знаний о видах предложений по их признакам; развития мыслительной деятельности учащихся, умений анализировать, сопоставлять, обобщать;
- совершенствования умений интонационно правильно произносить предложения и правильно оформлять их при письме;
- формирования экологического мировоззрения, воспитания чувства любви к природе и ответственности за сохранение окружающего мира.
Здоровьесберегающая среда. Соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски). Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Оборудование.
- Презентация (приложение № 1) сжатая
- Раздаточные карточки.
- Бланки с таблицей (приложение № 2)
- Рабочая тетрадь.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Ход урока
Слайд № 1 |
Титульный. |
|
Слайд № 2 + фонограмма песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир» (23 сек) |
Организационный момент (создание мотивации на урок) |
|
Слайд № 3 + фонограмма песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир» продолжает звучать |
На фоне песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир» и слайда звучат слова учителя: В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг «Как прекрасен этот мир, посмотри…» Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. И сегодня мы сделаем ещё один шаг в мир Природы. |
|
Слайд № 4 |
А поможет нам в этом урок русского языка по теме «Основные виды простых предложений». На этом уроке мы, обобщая полученные на предыдущих уроках знания, |
|
Слайд № 5 |
заполним вот эту таблицу, которая в дальнейшем станет нашей помощницей при разборе простых предложений. |
|
Слайд № 6 |
I. Виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. 1. Чтение текста (по слайду) учеником. Прекрасна земля городищенская_ Я люблю милые сердцу степные просторы, лесистые холмы, обширные луга_ А каким будет наш край завтра_ Сможем ли мы сохранить эту первозданную красоту_ - Прочитайте ещё раз текст «про себя», расставьте мысленно недостающие знаки препинания. - Какие предложения по цели высказывания использует автор? А по эмоциональной окраске? - Попробуйте найти ответы на поставленные вопросы: Каким будет наш край завтра? Сможем ли мы сохранить эту первозданную красоту? - Что для этого нужно сделать? И что для этого может сделать каждый из вас? - Запишите текст в тетрадь, расставив недостающие знаки препинания. |
|
Слайд № 7 |
- Проверьте, верно ли вы поставили знаки препинания? (Самопроверка) - Итак, какие же виды предложений по цели высказывания мы запишем в нашей таблице? |
|
Слайд № 8 |
Проверим. |
|
Слайд № 9 |
2. - Давайте обратимся к другому тексту (проецируется на экране).
- Какие предложения по цели высказывания использовал Евгений Евтушенко для обращения ко всем людям, а значит, и лично к каждому из нас? А по эмоциональной окраске? - Как же мы можем различить восклицательные и невосклицательные предложения? - Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. У доски ученик выполняет задание по карточке. Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание. Лес по дер..ву (не)плачет, а по поросли сохн..т, Как ты понимаешь смысл данной пословицы. Как эта пословица связана с нашим текстом? |
|
Слайд № 10 |
А сейчас обменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли ваш сосед вставил пропущенные буквы. В случае ошибки, попросите объяснить данную орфограмму. После проверки выполните фонетический разбор одного из слов, указанных в тексте. (Трое учащихся выполняют задание у доски) - В каком слове все согласные звуки мягкие? А теперь опять вернемся к нашей таблице. Какие же вы знаете виды предложений по эмоциональной окраске? |
|
Слайд № 11 |
Посмотрим. |
|
|
Музыкальная физминутка. |
|
Слайд № 12 + фонограмма «Щебет птиц» |
II. Виды предложений по числу и строению грамматических основ, по наличию второстепенных членов. 1. Чтение текста учителем. Осень. В лесу шумно и весело. Словно на праздник слетаются в стайки пестрые синицы. В красивом наряде щеголяют гренадёрка, прыгает по веткам большая синица, лакомится семечками осин и берёз гаичка. - А каких ещё вы птиц знаете? А кто знает, как живётся всем этим птичкам зимой? Что мы сможем сделать, чтобы помочь им? 2. Запись текста под диктовку. - Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите простое предложение… Сложное… Как вы простое предложение отличаете от сложного? 3. - Подчеркните грамматическую основу предложений и в предыдущем задании. - Из каких главных членов может состоять грамматическая основа? |
|
Слайд № 13 |
Обратимся к таблице. 4. Закончите разбор по членам предложения (1-е , 2- е , 3-е предложения) - Укажите различия. Как называются такие предложения? |
|
Слайд № 14 |
Вновь обращаемся к нашей таблице. |
|
Фонограмма «Звуки природы. Пение птиц» | IV. Осложнение простых предложений однородными членами, вводными словами, обращениями. Звучат « Звуки природы», на фоне музыки - слова учителя: - А сейчас наклоните голову, закройте глаза и представьте себе тот уголок природы, где вы любите отдыхать (пауза). |
|
Слайд № 15 |
И если бы мы могли понимать голос природы, то, наверное, услышали бы… Человек, ты пришёл ко мне отдохнуть от повседневных забот и городского шума. Я подарю тебе аромат цветов, шелест травы, пение птиц. Окунись в лесную прохладу, и ты освободишься от мелочных забот и тревог. Я дам тебе покой, равновесие и вдохновение. Но, к сожалению, ты не всегда способен услышать мой голос… |
|
|
(Небольшая пауза.) - А как вы думаете, о чем могла бы поведать нам природа, если бы мы услышали её голос? - Посмотрите на «Обращение природы» (лежат на каждой парте). Прочитайте первое предложение. - Чем оно осложнено? (Обращением) Подчеркните его. Составьте схему этого предложения. - Чем ещё могут быть осложнены эти предложения? (однородными членами и вводными словами). Найдите их в предложениях и подчеркните. Составьте: I вариант – схему предложения с однородными членами, |
|
Слайд № 16 |
V. Закрепление материала. Учащиеся обращаются к карточкам. Трое ребят выполняют работу у доски. Уровень А. Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику. Мы теснейшим образом связаны с природой и должны отвечать за свои действия перед настоящим и будущим. Уровень Б. Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику. Ты знаешь правила поведения на природе? Уровень С. Используя таблицу, сделать синтаксический разбор предложения и дать его полную характеристику. Ребята, берегите природу! Проверка (устно). - Сегодня на уроке мы попытались ещё раз проникнуть в мир природы, посмотреть на неё новым взглядом, послушать её обращение. А что каждый из нас, не кивая на соседа, может сделать для охраны нашей природы, нашей Земли? VI. Подведение итогов урока, выставление оценок. - Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке? Что постараетесь отложить в уголки своей памяти? VII. Домашнее задание 1. Вспомнить этот урок и самостоятельно дома заполнить таблицу. (Раздаются бланки с таблицей) 2. По выбору (самоопределение) * Задание повышенного уровня: сочинить небольшое стихотворение о природе, выполнить синтаксический разбор предложений. * Задание массового характера: выписать из литературы. 3 предложения, различных по цели высказывания, сделать их синтаксический разбор Резервные вопросы для урока (после объяснения домашнего задания) - Составьте побудительное предложение о правилах поведения на природе.
- Составьте вопросительное предложение.
|