Урок русского языка в 8-м классе "Вводные слова"

Разделы: Русский язык


Цель урока: определение семантики вводных слов, отличие их от других слов. Постановка знаков препинания при вводных словах. Употребление вводных слов в речи.

Ход урока

I. Определить “четвертое лишнее”.

  1. Здравствуй, солнце да утро веселое!
  2. Друзья, прекрасен наш союз!
  3. Во время каникул вы, безусловно, хорошо отдохнули.
  4. О чем же ты задумался, дружок?

(Предложения записываются под диктовку, т. к. необходимо проверить знаки препинания при обращениях, которые изучались ранее. Данные предложения записаны на доске и открываются после беседы, учащиеся сверяют свои записи, исправляют ошибки, если есть. Слово “задумался” разобрать по составу.)

Вопросы учащимся:

  1. Чем же отличается предложение 3 от остальных предложений?
  2. Что объединяет эти предложения?

II.Объяснение нового материала.

(Оъяснение идет в форме эвристической беседы.)

Учитель:

1. Почему же слова, о которых мы будем говорить, называются “вводными”?

Подберите однокоренные слова к слову “вводный”.

(Вводный – вводить – ввести – ввод)

Составьте несколько предложений с данными словами.

(Вводить войска в город.)

Вывод: вводный, т.е. введенный внутрь чего-то. Вводные слова вводятся “внутрь” предложения.

2. Для чего же нам нужны вводные слова?

Запись в тетрадях:

Чувствуется приближение весны.

Учитель: Вы рады, ребята, что весна приближается? Счастливы? Какое слово можно ввести в предложение, чтобы выразить свое чувство радости, свое отношение к тому, о чем говорите?

(К счастью, чувствуется приближение весны.)

А если вы предполагаете, не совсем уверены в том, что весна приближается, тогда какое слово введете для того, чтобы выразить свою неуверенность? орфографич

(Кажется, весна приближается. Сделать орфографический разбор слова “приближается”, к каждой орфограмме привести свой пример.)

Для чего же “служат” вводные слова?

Вывод делают сами ребята. (Вводные слова необходимы нам для выражения своего отношения к тому, о чем мы говорим. Они не вносят в предложение никаких дополнительных сведений, только оценивают сообщение.)

IV. Работа с учебником.

Задание: рассмотреть таблицу и сделать вывод о том, что могут выражать вводные слова, какие значения могут вносить в предложение. Постарайтесь запомнить правописание вводных слов.

V. Закрепление теоретического материала.

1. Проследить на примере данного предложения, меняется ли смысл его, если в него ввести вводные слова разного значения.

Наши ребята серьезно увлекаются спортом.

Наши ребята ( – конечно – серьезно увлекаются спортом; несомненно; вероятно; по словам тренера; во-первых).

Сделать синтаксический разбор предложения. Вводное слово не является членом предложения.

Вывод: смысл предложения не меняется, меняется только наше отношение к тому, о чем мы говорим.

2. Выделение вводных слов на письме и в речи.

Учитель: Мы часто употребляем в речи вводные слова. А как догадаться, есть ли они в предложениях? Например: К счастью, Андрей внимательно меня слушает.

Все ребята, безусловно, усвоят эту тему.

Вывод:

  1. Я выразила свое отношение к тому, о чем говорила.
  2. Выделила вводные слова с помощью интонации.

Учащиеся приводят свои примеры.

Учитель: А по каким признакам мы обнаружим вводные слова на письме?

(Необходимо знать вводные слова “в лицо”, прочитать предложение с определенной интонацией, поставить запятые.)

Запись в тетрадях:

К счастью, на улице становится теплее.

Весна, вероятно, будет теплая и сухая.

Особенно будут рады теплому солнцу сибиряки, по-моему.

Учитель: Найдите в данных предложениях вводные слова. В каком месте стоят вводные слова? Как это можно отобразить на схеме?

Учащиеся чертят схемы и придумывают к ним свои предложения.

[вв,…],
+++.
[… ,вв, …],
+++
[… ,вв]
+++

3. Употребление вводных слов.

Учитель: Где же человек может употреблять вводные слова?

(В разговорной речи, в письме к кому-либо, в докладе, даже в записках, которые вы, ребята, передаете друг другу на уроках.)

Игровое, но серьезное задание: Напишите друг другу записку, используйте в ней обращения и вводные слова, передайте (бросьте) по назначению. Получивший записку проверяет наличие вводных слов в ней и знаки препинания при них. (Оценки выставляются после того, как проверит текст сам учитель. Таким образом, проверяется усвоение темы учащимися дважды.)

Учитель: Иногда люди совершают ошибки, употребляя вводные слова неоправданно, не по назначению. В этом случае вводные слова становятся словами-сорняками.

Задание на карточках: найдите ошибки в употреблении вводных слов и исправьте.

Конечно, 50 лет назад в нашем городе открылась детская музыкальная школа.Тогда в ней было, по-моему, всего 35 учащихся и три педагога, а сейчас, бесспорно, больше. Коллектив мечтал, наверное, о новых инструментах и о том, чтобы музыка, во-первых, по выражению, стала народной потребностью. Понемногу, может быть, эти мечты стали сбываться, и доказательство тому- включение группы учащихся ДМШ в состав, к счастью, областного симфонического оркестра “Созвездие Байкала”, который занял почетное место, естественно, в Австрии.

VI. Обобщение материала происходит в форме блицопроса.

  1. Что выражает говорящий при помощи вводных слов?
  2. Какие значения имеют вводные слова?
  3. Как выделяются вводные слова на письме и в речи?
  4. Используя предложения из упражнений в учебнике, приведите примеры.

VII. Домашнее задание.

  1. Выучить определение вводных слов.
  2. Запомнить их правописание.
  3. Выписать из текста художественного произведения 5 предложений с вводными словами.