Цель урока: определение семантики вводных слов, отличие их от других слов. Постановка знаков препинания при вводных словах. Употребление вводных слов в речи.
Ход урока
I. Определить “четвертое лишнее”.
- Здравствуй, солнце да утро веселое!
- Друзья, прекрасен наш союз!
- Во время каникул вы, безусловно, хорошо отдохнули.
- О чем же ты задумался, дружок?
(Предложения записываются под диктовку, т. к. необходимо проверить знаки препинания при обращениях, которые изучались ранее. Данные предложения записаны на доске и открываются после беседы, учащиеся сверяют свои записи, исправляют ошибки, если есть. Слово “задумался” разобрать по составу.)
Вопросы учащимся:
- Чем же отличается предложение 3 от остальных предложений?
- Что объединяет эти предложения?
II.Объяснение нового материала.
(Оъяснение идет в форме эвристической беседы.)
Учитель:
1. Почему же слова, о которых мы будем говорить, называются “вводными”?
Подберите однокоренные слова к слову “вводный”.
(Вводный – вводить – ввести – ввод)
Составьте несколько предложений с данными словами.
(Вводить войска в город.)
Вывод: вводный, т.е. введенный внутрь чего-то. Вводные слова вводятся “внутрь” предложения.
2. Для чего же нам нужны вводные слова?
Запись в тетрадях:
Чувствуется приближение весны.
Учитель: Вы рады, ребята, что весна приближается? Счастливы? Какое слово можно ввести в предложение, чтобы выразить свое чувство радости, свое отношение к тому, о чем говорите?
(К счастью, чувствуется приближение весны.)
А если вы предполагаете, не совсем уверены в том, что весна приближается, тогда какое слово введете для того, чтобы выразить свою неуверенность? орфографич
(Кажется, весна приближается. Сделать орфографический разбор слова “приближается”, к каждой орфограмме привести свой пример.)
Для чего же “служат” вводные слова?
Вывод делают сами ребята. (Вводные слова необходимы нам для выражения своего отношения к тому, о чем мы говорим. Они не вносят в предложение никаких дополнительных сведений, только оценивают сообщение.)
IV. Работа с учебником.
Задание: рассмотреть таблицу и сделать вывод о том, что могут выражать вводные слова, какие значения могут вносить в предложение. Постарайтесь запомнить правописание вводных слов.
V. Закрепление теоретического материала.
1. Проследить на примере данного предложения, меняется ли смысл его, если в него ввести вводные слова разного значения.
Наши ребята серьезно увлекаются спортом.
Наши ребята ( – конечно – серьезно увлекаются спортом; несомненно; вероятно; по словам тренера; во-первых).
Сделать синтаксический разбор предложения. Вводное слово не является членом предложения.
Вывод: смысл предложения не меняется, меняется только наше отношение к тому, о чем мы говорим.
2. Выделение вводных слов на письме и в речи.
Учитель: Мы часто употребляем в речи вводные слова. А как догадаться, есть ли они в предложениях? Например: К счастью, Андрей внимательно меня слушает.
Все ребята, безусловно, усвоят эту тему.
Вывод:
- Я выразила свое отношение к тому, о чем говорила.
- Выделила вводные слова с помощью интонации.
Учащиеся приводят свои примеры.
Учитель: А по каким признакам мы обнаружим вводные слова на письме?
(Необходимо знать вводные слова “в лицо”, прочитать предложение с определенной интонацией, поставить запятые.)
Запись в тетрадях:
К счастью, на улице становится теплее.
Весна, вероятно, будет теплая и сухая.
Особенно будут рады теплому солнцу сибиряки, по-моему.
Учитель: Найдите в данных предложениях вводные слова. В каком месте стоят вводные слова? Как это можно отобразить на схеме?
Учащиеся чертят схемы и придумывают к ним свои предложения.
[вв,…], +++. |
[… ,вв, …], +++ |
[… ,вв] +++ |
3. Употребление вводных слов.
Учитель: Где же человек может употреблять вводные слова?
(В разговорной речи, в письме к кому-либо, в докладе, даже в записках, которые вы, ребята, передаете друг другу на уроках.)
Игровое, но серьезное задание: Напишите друг другу записку, используйте в ней обращения и вводные слова, передайте (бросьте) по назначению. Получивший записку проверяет наличие вводных слов в ней и знаки препинания при них. (Оценки выставляются после того, как проверит текст сам учитель. Таким образом, проверяется усвоение темы учащимися дважды.)
Учитель: Иногда люди совершают ошибки, употребляя вводные слова неоправданно, не по назначению. В этом случае вводные слова становятся словами-сорняками.
Задание на карточках: найдите ошибки в употреблении вводных слов и исправьте.
Конечно, 50 лет назад в нашем городе открылась детская музыкальная школа.Тогда в ней было, по-моему, всего 35 учащихся и три педагога, а сейчас, бесспорно, больше. Коллектив мечтал, наверное, о новых инструментах и о том, чтобы музыка, во-первых, по выражению, стала народной потребностью. Понемногу, может быть, эти мечты стали сбываться, и доказательство тому- включение группы учащихся ДМШ в состав, к счастью, областного симфонического оркестра “Созвездие Байкала”, который занял почетное место, естественно, в Австрии.
VI. Обобщение материала происходит в форме блицопроса.
- Что выражает говорящий при помощи вводных слов?
- Какие значения имеют вводные слова?
- Как выделяются вводные слова на письме и в речи?
- Используя предложения из упражнений в учебнике, приведите примеры.
VII. Домашнее задание.
- Выучить определение вводных слов.
- Запомнить их правописание.
- Выписать из текста художественного произведения 5 предложений с вводными словами.