Цель: формирование умения применять знания об имени существительном; развитие сообразительности, мышления; воспитание интереса к теории и практике языка.
Оборудование: карточки
Ход урока.
Слово учителя.
-Спорт - это задор, соревнование, хорошее настроение. Сегодня на нашем уроке будут старты и финиши, победы и возможные неудачи. Но всех нас объединяет общее желание много знать и уметь. А это главное на пути к знанию. Мы с вами изучили и узнали многое.
Класс разделён на две команды. Заранее команды должны были подобрать себе название, девиз.
Представление команд. Членов жюри.
1. Старт .
Вставить, где нужно, пропущенные буквы.
Чудес:ная игра, грус..ный день, чес:ный поступок, радос:ная жизнь, мес:ный житель, гиган:ский завод, извес:ный художник, интерес:ная книга, ярос:ные порывы ветра.
От прилагательных образуйте существительные, однокоренные слова.
(Чудеса, грусть, честь, радость, место, гигант, известие, интерес, ярость.)
2. Лингвистический хоккей.
Учитель: "Я в роли нападающего и задаю вопросы, а вы, ученики, защищаете свои ворота". Три минутки для шутки.
1. Что находится посередине "земли"? (звук м)
2. Что мы говорим в начале "урока"? (звук у)
1. В каком слове сорок гласных? (сорок - а)
2. В каком слове семь йотированных гласных? (семь - я)
1. В каких словах по сто согласных? ( сто - г, сто - л, сто - н, сто -п)
2. Ради какого звука русский изобретатель Попов нашёл способ передавать на большие расстояния человеческую речь без помощи проводов? (ради - о)
1. Как превратить хвойное растение в приспособление для накачивания или откачивания воды? (сос-на - на-сос)
2. Как из растения, которое встречается по берегам рек, сделать мышь? (ка-мыш - мыш-ка)
3. Игра "Найди слово".
Даны слова, в каждом из которых спряталось ещё одно слово.
Найдите эти слова .
Хлев , уточка , столб , щель, полк , укол, зубр, роса , мрак , удочка .
(лев, точка, стол, ель, пол, кол, зуб, оса, рак, дочка).
4. Игра "Кто больше?"
За 1 минуту составить новые слова из слова АКРОБАТ.
(работа, рота, арка, брат, кобра, карта, крот)
5. Учитель:
Путь окинь пытливым взглядом,
Мысль включи на полный ход.
К играм! К радости! К наградам!
К ленте финишной! Вперёд!
-На доске несколько слов на изученные правила.
Прочтите, запомните и запишите по памяти.
Разведка, солнце, ночка, молотьба, помощь, подъём, лестница, жираф, щавель, земля.
6. Состязание капитанов.
"Не теряйте головы!"
Надо привести примеры слов, по 2 слова каждый.
-Имя существительное - это часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? Обозначает:
- конкретные предметы ::(дверь, стол, окно, сумка)
- живые существа ::.(человек, птица, зверь, бабочка)
- явления природы ::(слякоть, снег, ветер, дождь)
- события::..(праздник, поход, митинг, собрание)
- процесс действия::.(бег, рост, умножение, удар)
- абстрактные понятия::..(доброта, дружба, горе, тоска).
"Блиц - турнир"
Назовите одним словом.
- Остановка в пути во время похода. (привал)
- Искажение черт лица. (гримаса)
- Круглая площадка посреди цирка. (арена)
- Бег по пересеченной местности. (кросс)
- Лыжная гонка со стрельбой. (биатлон)
- Наездник на скачках. (жокей)
- Задняя часть судна. (корма)
- Начало реки. (исток)
- Движение руки, сопровождающее речь. (жест)
- Испытание по учебному предмету. (экзамен)
8.
Приготовиться для кросса!
Заточить карандаши!
Лидер кросса - Знак вопроса!
А вам предлагаю вспомнить падежи.
Произнесите правильно.
Запишите словосочетания, употребив, где нужно, предлоги.
1 команде.
Идти (куда)? - школа, река, почта.
Работать - врач, столяр, желание.
2 команде.
Отдыхать (где)? - лагерь, город, озеро.
Встретиться - друг, певица, море.
9. Превращение слов.
1 команде: превратите "ночь" в "день", изменяя в каждом последующем слове только одну букву. (ночь -ноль -соль -соло -сало -село - сено-сень- день )
2 команде: "тесто" в "булку" ( тесто -место -месть -масть -пасть -паста -каста -каска -качка -пачка -палка -балка -булка)
10. Кто быстрее?
За 3 минуты как можно больше слов на каждую букву.
Ф и н а л
Филин ива нос арка лодка
Форма иголка нога арбуз луна
Подведение итогов.
Объявление победителей. Награждение победителей оценками "5".