Цели:
- Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся по темам «Орфография», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Фонетика».
- Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение работать в группах.
Правила игры:
Класс делится на группы (по рядам). Вопросы формируются по темам, знание которых и необходимо проверить.
Все вопросы оцениваются в зависимости от сложности: в 10, 20 и 30 баллов.
Количество вопросов зависит от количества сформированных групп.
Каждый ученик сам выбирает вопрос.
Еще в начале урока обговариваются два правила.
Первое правило: если ученик не смог ответить на вопрос, ему помогают учащиеся из его же группы.
Второе правило: не выкрикивать!
Оформление:
На доске записаны темы, повторенные учениками к уроку и «цены» вопросов.
Например:
Орфография Морфология 10 бал. 20 бал. 30 бал. |
Синтаксис Пунктуация 10 бал. 20 бал. 30 бал. |
Фонетика 10бал. 20бал. 30бал. |
Желаю успехов!
Орфография. Морфология.
10 баллов
- Что называется приставкой?
- Что называется суффиксом?
- Назовите морфемы слова.
- Чем отличается приставка от предлога?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?
20 баллов
- Назовите слова, в корне которых после ж и ш пишется ю.
- Дайте определение корня.
- Дать определение окончания.
- Рассказать о правописании разделительного ь.
- Рассказать о правописании разделительного ъ.
- Перечислите известные вам части речи.
30 баллов
- Что называется именем существительным?
- Что называется глаголом?
- Что такое наречие?
- Назвать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
- Как проверить падежное окончание имени существительного?
- Назовите единицы языка. Для чего они служат в языке?
Синтаксис. Пунктуация.
10 баллов
- Что называется подлежащим?
- Что называется сказуемым?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Каким членом предложения являются слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
- Как найти в предложении сказуемое?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
20 баллов
- Что называется определением?
- Что такое дополнение?
- Какой член предложения называется обстоятельством?
- Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?
- Какие предложения являются односоставными и двусоставными?
- Назовите предложения по интонации.
30 баллов
- Назовите предложения по цели высказывания, объясните.
- Какие предложения являются простыми, какие – сложными?
- Что изучают Синтаксис и Пунктуация?
- Какие слова называют обобщающими. Рассказать о знаках препинания при обобщающих словах.
- Рассказать о предложениях с прямой речью и знаках препинания в них.
- Что такое диалог? Рассказать о знаках препинания.
Фонетика.
10 баллов
- На какие группы делятся звуки речи?
- Какими бывают гласные звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Как на письме обозначается мягкий звук?
- Что такое транскрипция?
- Что изучает фонетика?
20 баллов
- Назвать сонорные согласные.
- Какие согласные не имеют мягкой пары (всегда твердые)?
- Назовите гласные, имеющие два звука.
- Какие согласные не имеют твердой пары (всегда мягкие)?
- Назвать согласные, не имеющие глухой пары.
- Назвать согласные, не имеющие звонкой пары.
30 баллов
- Назвать сильную позицию гласных, привести пример.
- Назвать слабую позицию согласных, привести пример.
- Дать определение понятий «каллиграфия», «графика», «алфавит».
- Назвать слабую позицию гласных, привести пример.
- Назвать сильную позицию согласных, привести пример.
- Рассказать алфавит.