Урок-игра по русскому языку в 5-м классе "Наш шанс"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся по темам «Орфография», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Фонетика».
  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение работать в группах.

Правила игры:

Класс делится на группы (по рядам). Вопросы формируются по темам, знание которых и  необходимо проверить.

Все вопросы оцениваются в зависимости от сложности: в 10, 20 и 30 баллов.

Количество вопросов зависит от количества сформированных групп.

Каждый ученик сам выбирает вопрос.

Еще в начале урока обговариваются два правила.

Первое правило: если ученик не смог ответить на вопрос, ему помогают учащиеся из его же группы.

Второе правило: не выкрикивать!

Оформление:

На доске записаны темы, повторенные учениками к уроку и «цены» вопросов.

Например:

Орфография
Морфология
10 бал. 20 бал. 30 бал. 
Синтаксис
Пунктуация
10 бал. 20 бал. 30 бал. 
Фонетика

10бал. 20бал. 30бал.

Желаю успехов!

Орфография. Морфология.

10 баллов

  1. Что называется приставкой?
  2. Что называется суффиксом?
  3. Назовите морфемы слова.
  1. Чем отличается приставка от предлога?
  2. Как проверить безударную гласную в корне слова?
  3. Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

20 баллов

  1. Назовите слова, в корне которых после ж и ш пишется ю.
  2. Дайте определение корня.
  3. Дать определение окончания.
  1. Рассказать о правописании разделительного ь.
  2. Рассказать о правописании разделительного ъ.
  3. Перечислите известные вам части речи.

30 баллов

  1. Что называется именем существительным?
  2. Что называется глаголом?
  3. Что такое наречие?
  1. Назвать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
  2. Как проверить падежное окончание имени существительного?
  3. Назовите единицы языка. Для чего они служат в языке?

Синтаксис. Пунктуация.

10 баллов

  1. Что называется подлежащим?
  2. Что называется сказуемым?
  3. Что такое грамматическая основа предложения?
  1. Каким членом предложения являются слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
  2. Как найти в предложении сказуемое?
  3. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

20 баллов

  1. Что называется определением?
  2. Что такое дополнение?
  3. Какой член предложения называется обстоятельством?
  1. Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?
  2. Какие предложения являются односоставными и двусоставными?
  3. Назовите предложения по интонации.

30 баллов

  1. Назовите предложения по цели высказывания, объясните.
  2. Какие предложения являются простыми, какие – сложными?
  3. Что изучают Синтаксис и Пунктуация?
  1. Какие слова называют обобщающими. Рассказать о знаках препинания при обобщающих словах.
  2. Рассказать о предложениях с прямой речью и знаках препинания в них.
  3. Что такое диалог? Рассказать о знаках препинания.

Фонетика.

10 баллов

  1. На какие группы делятся звуки речи?
  2. Какими бывают гласные звуки?
  3. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
  1. Как на письме обозначается мягкий звук?
  2. Что такое транскрипция?
  3. Что изучает фонетика?

20 баллов

  1. Назвать сонорные согласные.
  2. Какие согласные не имеют мягкой пары (всегда твердые)?
  3. Назовите гласные, имеющие два звука.
  1. Какие согласные не имеют твердой пары (всегда мягкие)?
  2. Назвать согласные, не имеющие глухой пары.
  3. Назвать согласные, не имеющие звонкой пары.

30 баллов

  1. Назвать сильную позицию гласных, привести пример.
  2. Назвать слабую позицию согласных, привести пример.
  3. Дать определение понятий «каллиграфия», «графика», «алфавит».
  1. Назвать слабую позицию гласных, привести пример.
  2. Назвать сильную позицию согласных, привести пример.
  3. Рассказать алфавит.