Урок развития речи в 6-м классе по картине Т.Н. Яблонской "Утро"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Продолжение формирования умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Развитие ассоциативного мышления, устной и письменной речи учащихся.
  3. Воспитание интереса к творчеству Т.Н. Яблонской.
  4. Ознакомление учащихся с особенностями художественного описания картины.
  5. Подготовка детей к описанию картины Т. Н. Яблонской «Утро».

Содержание урока

I. Вступительное слово о художнице.

(Слайд 1)

Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.

В 1935—1941 годах училась в Киевском государственном художественном институте, закончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Фёдора Кричевского).

На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных выставках, среди которых самые значительные:

1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции;

1958 — Всемирная выставка в Брюсселе, где Т. Яблонская была награждена бронзовой медалью за картину «Хлеб» (1949).

Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.

Персональные выставки за период с 1991 по 2006 год

1992 — выставка живописи, Киевский музей русского искусства

1993 — выставка живописи «Из глубин души», Национальный художественный музей Украины, Киев

1996 — выставка живописи «Окна», Киевский музей русского искусства

1996 — выставка живописи, галерея «27», Корк-стрит, Лондон

1997 — ретроспективная выставка живописи к 80-летию со дня рождения, Национальный художественный музей Украины, Киев

1999 — выставка графики (рисунок, акварель), Украинская Академия художеств

1999 — выставка темперных работ «Воспоминания», Национальный художественный музей Украины, Киев

2002 — выставка живописи «Времена года», Национальный художественный музей Украины, Киев

2004 — выставка работ из серии «Времена года», Украинский культурный центр, Москва

2004 — выставка пастели, Киевский музей русского искусства

2006 — передвижная выставка живописных работ 90-х в трёх городах Украины (Черкассы, Донецк, Мариуполь)

2006 — выставка «Пастель 2003—2005 годов», Национальный художественный музей Украины, Киев.

Музеи, в которых есть картины художницы

Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Музей Дракона (Тайвань). Национальный художественный музей Украины. Киевский музей русского искусства. Запорожский художественный музей. Харьковский художественный музей. Полтавский художественный музей. Львовская картинная галерея, другие музеи.

Пока идёт рассказ учителя, на экране, сменяя друг друга, появляются картины Т.Н. Яблонской. (Слайд 2)

II. Активизация мышления учащихся.

Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?

На экране появляются слова, предложенные детьми. (Слайды 3-4)

А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?

Итак, давайте посмотрим, насколько вы правы. (Слайд 5)

III. Подготовительная работа:

  1. Мы сегодня говорим с вами о картине. К какому типу речи отнесём ваши сочинения? (Описание). Что характерно для описания как типа речи? (Наличие эпитетов).
  2. Какие эпитеты подобрать к слову «утро»? (Слайд 6) Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали? Итак, вот в таком чудесном настроении мы приступаем к работе над репродукцией картины. (Слайд 7)
  3. Для выполнения этого задания мы воспользуемся вашим домашним заданием. (Слайд 8-10) Вы должны были выяснить лексическое значение слов Эстамп, кашпо, бахрома (дети объясняют значение слов, составляют словосочетания, находят на картине то, о чём говорят). (Материалы: упр. 176, учебник. Русский язык 6 класс – М.: Просвещение, 2008). Те слова и словосочетания, которые предлагают дети и которые являются самыми удачными, записываются детьми в рабочие материалы.
  4. Кто является главным героем картины? (Слайды 11-13) Давайте опишем девочку, подберём эпитет.
  5. Итак, девочка выполняет упражнения «ласточка», она делает зарядку, т. е. заряжается, запасается энергией на весь день. Давайте и мы последует её примеру, сделаем зарядку. (Слайд 14)
  6. Сейчас, когда мы с вами тоже зарядились энергией, продолжим работу – составим «динамические» словосочетания. (Слайды 15-16)
  7. Активизация внимания детей. Помним, что девочка одета, но на девочке надеты… (беленькая майка, тёмно-синие шорты и пр.). (Слайд 17)
  8. Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней ещё видим, о чём не говорили? (Слайды 18-19)
  9. Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы). Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы). Давайте с вами заполним табличку «Слова-помощники». (Слайд 20)
    I группа слов – о художнице (Яблонская Т.Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец).
    II группа – глаголы-помощники (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. (Слайд 21)
    III группа героиня картины (юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня. (Слайды 22-23)
  10. Заключительное слово учителя: В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем описать эту картину. Удачи вам. (Слайды 24-25)

Сочинения учеников – Приложение 1, презентация – Приложение 2, музыкальное сопровождение – Приложение 3, Приложение 4.