:все видимое нами -
только отблеск, только тени
от незримого очами.
(В.С. Соловьев)
Тема урока - поэтический символ как одна из величайших тайн языка. Мы будем говорить о символе, который в своей словесной оболочке содержит потаенный смысл. Нам предстоит ответить на вопрос, можно ли этот смысл понять, определить.
Символы как таковые существуют тысячелетия). В них отголоски древних представлений о мире, они и родились как результат познания человеком окружающего мира. И восходят они к мифам, обрядам, древним верованиям
Возникнув в древности, символы существовали во все времена, и спустя тысячелетия они способны заворожить своим смыслом.
Бывают символы религиозные, исторические, художественные. Мы будем говорить о символе художественном, поэтическом.
Символ и аллегория
1. Чтобы лучше понять суть художественного символа, отграничим его от понятия, с которым его нередко путают - от аллегории (приложение 1, слайд 3).
Многие аллегорические образы уходят корнями в античную мифологию. Марс - воинственность, Венера - красота. Если я скажу про кого-то, что он - Геркулес, вы подумаете о чем? А Аполлон?
Если вы попадете в незнакомый город и на одном из его зданий увидите это изображение, вы догадаетесь, что это за здание? Почему?
(Это Фемида - изображение женщины с завязанными глазами и весами в руке. Мы знаем, что в древнегреческой мифологии Фемида - богиня правосудия..)
Ваши ответы опираются на знание мифологических мотивов.
Наиболее типичный пример поэтической аллегории - басня.
- Какие животные традиционно являются героями басен?
- Какой персонаж олицетворяет трусость? Упрямство?
- А за таким персонажем, как лиса, какое свойство закреплено?
Мы это знаем. Такова традиция.
2. Прочитайте, пожалуйста, строки Пушкина из его юношеского стихотворения "Воспоминание в Царском Селе" (приложение 2, текст 1).
Прекрасный царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад:
- Можете ли вы сказать, в каком значении употреблены Пушкиным слова лев и орел?
Подсказка:
- А если не знать про гербы, можно понять, что имел в виду Пушкин?
Перед нами аллегория. Чтобы ее понять, надо знать: речь идет о победе России в 1721 г. над Швецией (на гербе Росcии изображен орел, на гербе Швеции - лев, а в царскосельском саду есть памятник в честь этой победы).
- Аллегория однозначна или многозначна? Нужно ли для ее понимания думать, "включать" воображение? Или достаточно фактических знаний?
Аллегория всегда однозначна.
3. Вернемся к богине правосудия. Итак, в незнакомом городе на фасаде здания вы увидели изображение Фемиды. Но, к вашему изумлению, она: подглядывает из-под повязки.
- Сможете ли вы однозначно ответить, что это здание - храм правосудия? А какие предположения могли бы высказать?
(Если ученики затрудняются с ответом, то предложим вариант вопроса: а если бы такое изображение мы увидели на гербе города, что мы подумали бы? Это город праведный? Здесь есть закон и справедливость? Или здесь царят безнравственность, взяточничество, может быть - жестокая сила? Еще одно предположение: а может быть, Фемида просто любопытна, как всякая женщина, и ей хочется видеть, кого она судит?!)
Перед нами не однозначный образ. Это уже не аллегория. Это - символ.
Прочитайте определение символа (на слайде).
То есть образ-символ подразумевает неоднозначный, потаенный смысл, который надо разгадывать. Символ предполагает наличие внутренней тайны.
- Кстати, атрибутами Фемиды являются меч, весы. Это, по-вашему, символы или аллегория?
Приложение 1, слайд 7
Символ в поэтическом тексте
1. Чтение стихотворения Б.Окуджавы (приложение 2, текст 2).
В детстве мне встретился как-то кузнечик
в дебрях колечек трав и осок.
Прямо с колючек, словно с крылечек,
спрыгивал он, как танцор, на носок.
(:..)
Намереваюсь! - кричал тот кузнечик.
Может ли быть? - отзывался сверчок.
Из-за досок, из щелей, из-за печек
Крался насмешливый этот басок,
Но из-за речек, с лугов отдаленных
"Намереваюсь!" - как песня, как гром:
Я их встречал, голубых и зеленых,
Печка и Луг им служили жильем.
(:..)
Годы прошли, да похвастаться нечем.
Те же дожди, те же зимы да зной.
Прожита жизнь, но все тот же кузнечик
Пляшет и кружится передо мной...
Пример взят из кн.: Служевская Т.Л.. Уроки русской словесности. СПб.,1996
- Почему слова "Печка" и "Луг" написаны с большой буквы? Какие ассоциации они вызывают?
- Можно ли точно сказать, кто такие "кузнечик" и "сверчок" в контексте стихотворения? А приблизительно, ассоциативно?
- Можно ли сказать, что за этими образами угадывается определенный тип человека? Какой?
- А бывает ли, что в одной личности уживаются оба этих начала?
- Как вы поняли заключительные строки стихотворения?
- Достаточно ли просто конкретного знания, чтобы понять символ?
Символ многозначен, мы постигаем его интуитивно, в то время как для понимания аллегории нужны конкретные знания.
Своеобразие и притягательность символа связаны не только с тем, что он обозначает, но и с тем, как обозначает, с его внешней стороной. Причем символ - это мотивированный знак, внутреннее содержание и внешнее выражение всегда связаны. Иногда очень опосредованно, ассоциативно, но эта связь воспринимается, "схватывается" сразу, целиком, и не на логическом уровне, а с помощью только интуиции.
Символы не говорят, а намекают. Так уж повелось с древних времен, что намекают они на тайну, которую способны открыть посвященные.
- Как вы думаете, символы нас окружают повсюду? Приведите примеры символов, окружающих нас.
Пример.
1) Под окнами нашей школы как-то сразу, внезапно зацветает слива: Символом чего вы можете назвать расцветшее дерево?
2) Символом чего может быть дорога?
Мы сложные, абстрактные понятия передали через символ, подтвердив способность символа делать это.
2. Чтение стихотворения И.Бунина "Петух на церковном кресте" (приложение 2, текст 3).
Плывет, течет, бежит ладьей,
И как высоко над землей!
Назад идет весь небосвод,
А он вперед - и все поет.
Поет о том, что мы живем,
Что мы умрем, что день за днем
Идут года, текут века -
Вот как река, как облака.
Поет о том, что все обман,
Что лишь на миг судьбою дан
И отчий дом, и милый друг,
И круг детей, и внуков круг,
Что вечен только мертвых сон,
Да божий храм, да крест, да он.
Крест - один из древнейших символов человечества, и образы его трансформировались.
- Что символизирует крест в христианской традиции? (Символ страдания, а также - бессмертия. Через крестные муки и смерть - возрождение. Воскрешение.)
- А петух, по-вашему, символ чего? (Петух - это связь с солнцем, символ света и возрождения. У многих народов петух символизирует бессмертие.)
- О чем же главном "напел" петух? (Жизнь - скоротечный миг, потом - ничего. Бессмертие храма не дарит бессмертия человеку, храм и человек "разведены" в разные стороны, человек отлучен от церкви, от вечности.)
- Может ли нас удовлетворить то понимание символа петуха, о котором говорилось выше? Каким смыслом наполняется образ в стихотворении?
Образ петуха причастен не только к жизни и свету!
- "С первыми петухами" - это когда?
Это полночь! Вторые петухи - до зари, третьи - заря (словарь Даля). Помните сказку Погорельского? Откуда приходит черная курица?
По мифологическим сюжетам, существует три мира: небесный, земной и подземный. Петух связан и с подземным миром, т.е. с царством смерти, тьмы. Двойственность образа петуха закреплена в мировой традиции. А в народных верованиях славян петух - еще и вещая птица!
- Где это - у Бунина? (Предсказание в двух последних строчках.)
- А почему (исходя из текста стихотворения) петух может предсказывать? ("Назад идет весь небосвод, а он вперед". "Назад" - прошлое, "вперед" - будущее.)
- Осталось ли у вас после чтения стихотворения гнетущее, мрачное чувство? (Несмотря на зловещее предсказание, стихотворение все-таки не "гнетущее". И может быть, это тоже связано с последней строкой: ведь "вечен божий храм".)
- Божий храм: Можно ли понять этот символ как божий мир?
К тому же написано стихотворение прекрасным, "летящим" языком и читается легко и свободно (возможно, благодаря не только размеру, но и внутренней рифме).
- А для чего, собственно, существует символ?
Символ призван выражать нечто принципиально невыразимое. И при этом сам является ярким, впечатляющим образом, который действует на подсознание.
Эстетическая функция поэтического символа призвана пробудить эстетические эмоции, так как в конечном счете единственная цель стихотворения - красота.
Насладимся же красотой стихотворения К.Бальмонта, которое можно назвать гимном символизму.
3. Читаю стихотворение К. Бальмонта (приложение 2, текст 4).
Звучит соната 17 Бетховена (Storm).
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
- Какой образ-символ является центральным образом стихотворения?
Башня - это восхождение. Восхождение по ступеням, т.е. по лестнице. Лестница - один из древнейших символов человечества, зародившийся еще тогда, когда мирское не отделялось от духовного и язык символов, их значение были очень важны. (Помните - лестница Иакова?. В Библии, в книге Бытия, сказано: "И увидел (Иаков) во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней".
- Что символизирует упоминаемая в Библии таинственная лестница? (связь человека с Божественным. К этой связи человек всегда стремился, но она всегда оставалась недостижимой).
- Что же символизирует башня Бальмонта?
Может быть, это восхождение к свободе? Только там, наверху, в одиночестве может герой почувствовать свободу?
Может быть, это поиски вдохновения? "Поймать уходящие тени" - поймать вдохновение?
А может быть, тени - это ускользающая истина, которую стремится постичь лирический герой?
Во всяком случае, думаю, вы согласитесь, что это стихотворение - гимн вечному устремлению человеческого духа ввысь.
Мы можем продолжать разгадывать символы, при этом разгаданное, на наш взгляд, значение символа повлечет за собой другую тайну, другой образ, который, в свою очередь, тоже потребует разгадки. Ведь символ неисчерпаем, к его пониманию можно только приблизиться, приблизиться на уровне чувств и ассоциаций. Но в нашу задачу разгадывание и не входит. Ведь каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда, если это подлинное искусство, само выступает как символ. Символ прекрасного, красоты, гармонии.
В начале урока я говорила, что символы не исчезают в течение десятилетий, напротив, появляются все новые символы. Чем же это объяснить?
- Скажите, в мире все познаваемо? Все ли мы можем объяснить (с помощью науки, например)?
Мир полон тайн! Может быть, символ как раз и помогает человеку удовлетворить свое неуемное стремление к познанию, помогает выразить необъяснимое. Если невозможно объяснить, понять, так хотя бы приблизиться к тайне на уровне интуиции.
Я думаю, вас заинтересовало это удивительное явление языка, одна из его тайн - символ, который содержит в себе потаенный смысл разноликого бытия
Закончить мне бы хотелось философскими строками В. Соловьева (приложение 1, слайд 10):
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отзвук искаженный
Торжествующих созвучий?
На дом ученикам предлагается найти два-три символа в окружающем нас мире.