Урок русского языка в 9-м классе на тему "Основные группы односоставных предложений. Предложения определенно-личные"

Разделы: Русский язык


Цели урока: расширить представление учащихся о предложении; дать понятие односоставных предложений с одним главным членом- сказуемым; об определенно-личных предложениях, научить находить в тексте, показать роль этих предложений в речи.

Оборудование: эпиграф, карточки-тесты, стихи поэтов Хакасии.

":умолчание личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов украшению служит" М.В.Ломоносов.

Ход урока

1. Лингвистическая разминка.

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой: пейзаж, троллейбус, решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер, иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, девиз, символ, ремонт, реставрация, патриотизм, красноречие, риторика, ораторский, пафос.

(проверяется диктант с помощью контрольной карточки)

 II. Повторение и изучение темы "Односоставные предложения".

Беседа.

- Что называется основой предложения?

- Можем ли мы сказать, какой из этих членов предложения является главным?

- Любое ли предложение содержит и подлежащее и сказуемое?

- Если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения?

- Разрешить спор нам поможет стихотворение К.Д.Бальмонта "Безглаголие".

Неподвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье, глухое, немое.
Выйди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада.
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Задание: найти основы в предложениях, чем они выражены?

Вывод: Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.

- Могут ли односоставные предложения быть распространенными?

- Какие они в стихотворении К.Д.Бальмонта?

 III. ТЕСТ. Установите соответствие, определите тип сказуемого.

А. О тебе пою, Россия,
На рассвете с птичьим хором.
Б. И восходит день счастливый
Над ликующим мотором.
1) двусоставное
2) односоставное
А. Собираю последние силы.
Б. Вспоминаю разумные мысли
(М.Г.Воронецкий)
1) односоставное
2) двусоставное
А. Снова уже вечер,
Б. Зорька угасает
И лучом последним
Грудь земли ласкает.
(Ф.Зайцев)
1) односоставное
2) двусоставное

IV. Изучение темы "Определенно-личные предложения".

Задание: Подчеркнуть грамматические основы, определить, какой формой глагола выражено сказуемое.

1 группа.

А какой же на вид Енисей! Когда живешь на плоском его берегу, то видишь только голые, глинистые берега, галечные отмели, песчаные километровые косы, облепленные многотысячными стаями гусей, журавлей, чаек:

Посмотришь на середину, бросишь весла, свесишь голову за борт и смотришь в глубину: (Е.Н.Тиников)

2 группа.

- Без меня или со мной,
Милый мой, живи:
Без меня или со мной
Радуйся любви. (Н.Ахпашева)

3 группа.

- Скажи скорей, чего ты хочешь?
Скажи и не ходи кругом.
- Хочу с тобой быть днем и ночью.
- Так встань же ветром и шмелем. (А.Савиных)

Вывод: Определенно-личным называется односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к единственно возможному лицу. Сказуемое в нем выражается в форме 1-го или 2-го лица или формами повелительного наклонения.

Для вопросительных и побудительных определенно-личных со сказуемым в форме 2-го лица типично использование обращений.

V. Тренировочные упражнения.

1. Поэтическая разминка. Слуховой диктант.

Задание: определить на слух количество определенно-личных предложений.

Вижу синь лугов,
Пью нектар ее цветов.
Светлой грустью озарен,
Слышу жаворонков звон
Над ковром его лугов. (А.М.Топанов)

Прощенья не прошу.
И не прощай!
И взглядом ничего не обещай: (А.Каштымов)

Да и не плачь ты, мой август милый,
Не тревожь мои сны,
Дай мне лучше набраться силы,
Чтоб дожить до весны: (Ф.Зайцев)

Не поймаешь ветер в поле.
Не накроешь солнце шапкой.
Не заменишь мир неволей.
Не заслужишь ласку палкой: (А.Савиных. Лишь одна)

Задание: вставить недостающие слова таким образом, чтобы получилось сходное по структуре предложение.

Я приступаю к работе завтра.

К работе_________ приступить завтра.

(определенно-личное)

Я слышу звуки скрипки за стеной.

__________ звуки скрипки за стеной.

(определенно-личное)

 Лексический эксперимент. Читается отрывок из стихотворения М.Р.Баинова.

Земля! Люблю твое дыхание,
Целую родники твои -
И, не имеющий названья,
Проходит тайный ток в крови.

Задание: Найти определенно-личные предложения, подчеркнуть основы предложений.

Что бы изменилось, если бы автор писал:

Земля! Я люблю твое дыханье,
Я целую родники твои:

Вывод: Фраза становится громоздкой, внимание на себя перетягивает местоимение "я", главной становится фигура поэта.

Слово учителя.

А.М.Пешковский на этот счет писал:":предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, но ничем не более ясную".

Стихотворение с определенно-личными предложениями более приближено к читателю, имеет доверительную интонацию.

В определенно-личных предложениях часто употребляются обращения.

Проецируется отрывок из стихотворения Ф.Зайцева.

Подари мне бабье лето,
Ночь прохладных звездных струй -
И прими, хоть без ответа,
Мой прощальный поцелуй.

Вывод: Личные местоимения обычно опускаются при глаголе, выражающем благодарность, поздравление, пожелание, просьбу, а также при глаголах мысли и чувства.

Обращается внимание на эпиграф к уроку

":умолчание личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов украшению служит". (М.В.Ломоносов.)

VI. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру в форме пожелания, совета, просьбы, употребив определенно-личные предложения.