"Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Тип урока: урок решения частных  задач по применению открытого способа.

Цели урока по содержанию:

Образовательные:

  • создать условия для отработки умения составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове, различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове.

Развивающие:

  • создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания - планирования,  самооценки, рефлексии);
  • создать условия для развития мышления, речи учащихся.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: 

  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная;
  • фронтальная.

Средства обучения:

  1. В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин.  Букварь. 1 класс,  ч.1.
  2. Раздаточный материал для учеников.
  3. Дидактический материал на доске.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Маркеры для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Создание «ситуации успеха».

- Сегодня мы дальше отправляемся в путешествие по стране звуков. Кто живёт в этой стране? (звуки)

(Презентация (Приложение 8) Слайд 1)

- А что такое звуки? (строительный материал нашего языка)

- Начнём урок с разминки, отвечая на вопросы которой, надо правильно, чётко произносить все звуки. Вопросы разминки приготовил Дядюшка Ус. (Задания даёт учитель, один ученик отвечает, все остальные дают оценку ответа с помощью знаков + или - )

  • Какое слово длиннее: час или минута? (Минута)
  • Найди четвёртое-лишнее:
    - кино, крот, кувшин, колбаса; (отвечает на вопрос КТО?)
    - прыгает, гуляет, плащ, пишет; (слово-название предмета, остальные–действия)
    - стол, весёлый, на , смеётся; (слово-помощник)
    - река, ведро, машина, листок. (1- три слога, 2-заканчивается на согласный звук)
  • Черёмуха или Каштан? Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку в книге «Приключения Незнайки». Кто из них вместо лекарства  прописал Вишенке игры с друзьями? В имени–отгадке  - 2 слога. (Каштан)
  • Белка или барсук? Кто из них зимой впадает в спячку? Слово–отгадка то, в котором больше звуков. (Барсук)
  • Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует?» В слове-отгадке второй звук гласный. (Пятачок)

- Как отличаете гласный звук от согласного?

Игра «Гласный- согласный?» (Учитель называет звук, дети фишкой показывают, что это за звук. Учитель обязательно использует задания–ловушки.)

- Следующее задание приготовил Небойсик. Надо прочитать слова по моделям, на которых показаны гласные и согласные звуки.

(Учитель использует модели) 

(Приложение 1 (Модель 1, модель 2, модель 3).

(Слова-подсказки из Презентации к уроку (Приложение 8) – слайды  2,3,4,5)  

Кот – кит; бочка – кочка, дочка, мочка, ночка, почка, кочка; кружки – кружки

- Чем отличались слова? (гласными, согласными, ударным звуком)

3. Целеполагание и мотивация.

- Вчера на уроке у нас появился волшебник – ударение, который помог нам выполнить это задание. Какие звуковые мастера вчера появились? (Ах, Ох, Ух, Эх, Их, Ых)

- Что делают эти мастера? (Ударяют молоточком, ставят ударение в слове)

- Чем тогда, по-вашему, сегодня займёмся на уроке? (Будем учиться ставить ударение в слове, чтобы правильно понимать смысл слова)

- Оцените свои умения ставить ударение на сегодняшний день. (Дети на самооценочных линейках в тетради ставят себе оценку, одну оценку ставят общую на класс на доске)

  

4. Решение учебной задачи. Осознание и осмысление учебного материала.

- Какой приём можно использовать, чтобы правильно поставить ударение в слове? («Позвать» слово)

- Ещё в этом нам помогут звуковые модели слов. Вспомните алгоритм составления звуковых моделей слов. (Приложение 2. Дети называют алгоритм, который вывешивается на доске)

- Задания от Дядюшки Агу.

1) Отгадайте загадку.
Сто одёжек и все без застёжек.
 (Капуста)

(Приложение 8. Слайд 6)

(Далее дети по цепочке составляют звуковую модель слова «капуста», действуя по алгоритму)

2) Отгадайте следующее слово, если
ВОЛК  - ЗУБЫ
ЁЖ  -  ИГОЛКИ
СЛОН - БИВНИ
ЛОСЬ  -  ?   
(Рога)  

(Приложение 8. Слайд 7)

- Какая звуковая модель правильная к слову «рога»?  

(Приложение 3)

(Работа в группах, обсуждение)

3) Авосик составлял дома звуковую модель имени своего друга, которого зовут Яша. Проверьте, всё ли правильно. (Детям в группы выдаётся модель слова «Яша», дети исправляют ошибки, вывешивают работы на доску, идёт обсуждение)  

(Приложение 4)

- Что общего во 2 и 3 слове? (По 2 слога)

- Чем отличаются? (Ударением)

- На какой слог падает ударение в 1 слове? (На 2)

4) Помогите Маше и Пете подобрать картинки к слоговым моделям слов.

(Приложение 8. Слайд 9)

- В группах выберите картинки с названиями слов, которые подходят к вашей слоговой модели. 1- 2 группы – 1 модель, 3 – 4 группы – 2 модель, 5 – 6 группы – 3 модель.

(Дети в группах подбирают картинки, выданные на группы,  к моделям, далее идёт обсуждение с выделением ударного слога )

5) Прочитайте слова.

- Что интересного произойдёт, если поменять в словах ударение? (Изменится смысл слова)  

(Приложение 8. Слайды 9 – 20, объяснение смысла слов с помощью картинок)

5. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? (Ставить ударение. Понимать смысл слова.)

- Оцените свои продвижения в умениях на самооценочных линеечках, на общей оценке умений класса.