Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.
Цели урока по содержанию:
Образовательные:
- создать условия для отработки умения составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове, различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове.
Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания - планирования, самооценки, рефлексии);
- создать условия для развития мышления, речи учащихся.
Воспитательные:
- создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая;
- парная;
- индивидуальная;
- фронтальная.
Средства обучения:
- В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. Букварь. 1 класс, ч.1.
- Раздаточный материал для учеников.
- Дидактический материал на доске.
- Мультимедийный проектор.
- Маркеры для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Создание «ситуации успеха».
- Сегодня мы дальше отправляемся в путешествие по стране звуков. Кто живёт в этой стране? (звуки)
(Презентация (Приложение 8) Слайд 1)
- А что такое звуки? (строительный материал нашего языка)
- Начнём урок с разминки, отвечая на вопросы которой, надо правильно, чётко произносить все звуки. Вопросы разминки приготовил Дядюшка Ус. (Задания даёт учитель, один ученик отвечает, все остальные дают оценку ответа с помощью знаков + или - )
- Какое слово длиннее: час или минута? (Минута)
- Найди четвёртое-лишнее:
- кино, крот, кувшин, колбаса; (отвечает на вопрос КТО?)
- прыгает, гуляет, плащ, пишет; (слово-название предмета, остальные–действия)
- стол, весёлый, на , смеётся; (слово-помощник)
- река, ведро, машина, листок. (1- три слога, 2-заканчивается на согласный звук) - Черёмуха или Каштан? Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку в книге «Приключения Незнайки». Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени–отгадке - 2 слога. (Каштан)
- Белка или барсук? Кто из них зимой впадает в спячку? Слово–отгадка то, в котором больше звуков. (Барсук)
- Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует?» В слове-отгадке второй звук гласный. (Пятачок)
- Как отличаете гласный звук от согласного?
Игра «Гласный- согласный?» (Учитель называет звук, дети фишкой показывают, что это за звук. Учитель обязательно использует задания–ловушки.)
- Следующее задание приготовил Небойсик. Надо прочитать слова по моделям, на которых показаны гласные и согласные звуки.
(Учитель использует модели)
(Приложение 1 (Модель 1, модель 2, модель 3).
(Слова-подсказки из Презентации к уроку (Приложение 8) – слайды 2,3,4,5)
Кот – кит; бочка – кочка, дочка, мочка, ночка, почка, кочка; кружки – кружки
- Чем отличались слова? (гласными, согласными, ударным звуком)
3. Целеполагание и мотивация.
- Вчера на уроке у нас появился волшебник – ударение, который помог нам выполнить это задание. Какие звуковые мастера вчера появились? (Ах, Ох, Ух, Эх, Их, Ых)
- Что делают эти мастера? (Ударяют молоточком, ставят ударение в слове)
- Чем тогда, по-вашему, сегодня займёмся на уроке? (Будем учиться ставить ударение в слове, чтобы правильно понимать смысл слова)
- Оцените свои умения ставить ударение на сегодняшний день. (Дети на самооценочных линейках в тетради ставят себе оценку, одну оценку ставят общую на класс на доске)
- Какой приём можно использовать, чтобы правильно поставить ударение в слове? («Позвать» слово)
- Ещё в этом нам помогут звуковые модели слов. Вспомните алгоритм составления звуковых моделей слов. (Приложение 2. Дети называют алгоритм, который вывешивается на доске)
- Задания от Дядюшки Агу.
1) Отгадайте загадку.
Сто одёжек и все без застёжек.
(Капуста)
(Приложение 8. Слайд 6)
(Далее дети по цепочке составляют звуковую модель слова «капуста», действуя по алгоритму)
2) Отгадайте следующее слово, если
ВОЛК - ЗУБЫ
ЁЖ - ИГОЛКИ
СЛОН - БИВНИ
ЛОСЬ - ?
(Рога)
(Приложение 8. Слайд 7)
- Какая звуковая модель правильная к слову «рога»?
(Работа в группах, обсуждение)
3) Авосик составлял дома звуковую модель имени своего друга, которого зовут Яша. Проверьте, всё ли правильно. (Детям в группы выдаётся модель слова «Яша», дети исправляют ошибки, вывешивают работы на доску, идёт обсуждение)
- Что общего во 2 и 3 слове? (По 2 слога)
- Чем отличаются? (Ударением)
- На какой слог падает ударение в 1 слове? (На 2)
4) Помогите Маше и Пете подобрать картинки к слоговым моделям слов.
(Приложение 8. Слайд 9)
- В группах выберите картинки с названиями слов, которые подходят к вашей слоговой модели. 1- 2 группы – 1 модель, 3 – 4 группы – 2 модель, 5 – 6 группы – 3 модель.
(Дети в группах подбирают картинки, выданные на группы, к моделям, далее идёт обсуждение с выделением ударного слога )
5) Прочитайте слова.
- Что интересного произойдёт, если поменять в словах ударение? (Изменится смысл слова)
(Приложение 8. Слайды 9 – 20, объяснение смысла слов с помощью картинок)
5. Рефлексия.
- Чему учились на уроке? (Ставить ударение. Понимать смысл слова.)
- Оцените свои продвижения в умениях на самооценочных линеечках, на общей оценке умений класса.