Об уроке написано множество книг, статей, защищено несметное количество диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизаций, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как ни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Если, конечно, он - Учитель. А Учитель, в отличие от урокодателя, работает не перед безликой аудиторией или пустым глазом объектива телекамеры. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. И это тоже - правильно и нормально», - так выражены мысли Кульневич С.В. и Лакоцениной Т.П.
В течение ряда лет я ставлю перед собой задачу: развитие познавательного интереса у обучающихся к предмету.
Понятие «Познавательная задача» - не новое в мировой педагогике, однако в последнее время оно дополнилось, конкретизировалось и обогатилось новым содержанием в связи с использованием современных обучающих технологий (СОТ). Говорить сколько-нибудь подробно о применении познавательных задач на уроках литературы нельзя без ответа на вопрос, что такое обучение вообще и обучение литературе в частности.
В самом общем виде обучение литературе представляет собой «эффективную форму управления формированием знаний и развитием личности. Оно является рациональной формой такого управления, поскольку осознанная проблема детерминирует последующий ход поисковой деятельности учащихся, направленной на разрешение противоречия между данным и заданным».(Кругляк М. Знание и мышление. «Народное образование», 1970,№1, приложение.с 134)
Что же представляет собой обучение литературе? Некоторые из высказывавшихся по этому вопросу утверждают, что обучение литературе есть изучение основных проблем, поставленных писателями в своих книгах. Это, конечно, не ответ.
Обучение литературе — понятие широкое, включающее в себя и изучение основных вопросов, поставленных в произведении, и изучение образов, и работу над мастерством, и т. д., но обучение, организованное особыми способами. Нам представляется, что проблемное обучение литературе отличается от «непроблемного» не столько изучаемым материалом, сколько методами и приемами его изучения.
Результатом обучения с применением СОТ должно стать широкое литературное и нравственно-эстетическое развитие школьников, развитие «ума сердца» и «ума ума», по определению Л. Толстого. Литература должна учить чувствовать и мыслить.
С дидактической точки зрения познавательная задача – это «специальная педагогическая конструкция, содержанием которой является проблема, в основе же ее – противоречия между искомым и заданным» (Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач. Новые исследования в педагогических науках,1970, №1)
Наиболее эффективными и интересными представляются нам задачи, в которых имеется развернутое условие (информационный текст). В этом условии и должно обнажаться какое-то противоречие.
В нашей школе под руководством Почетного работника образования Яковлевой В.В. провели занятие «Литературной гостиной» «Долго жил в Тайге…» о В.А. Чивилихине, проект, которого готовился обучающимися 7-11 классов.
Чивилихин свято верил в будущее Родины, любил ее и чувствовал все болевые точки, поэтому не боялся критически осмысливать негативные явления: «трудно сесть за стол и написать о плохом, отжившем, мешающем идти вперед, но надо помнить о тех, кто будет жить спустя 25-30 лет. На расстоянии наши мудрые потомки увидят все яснее и не поймут тех, кто умел держать перо, но молчал…»
Вот и прошли эти 25-30 лет. Писатель не дожил до юбилея, который отмечался в этом году.
Устный журнал был представлен на этом занятии ребятами, даже сыграли сценку заседания комитета из повести «Про Клаву Иванову». Пожалуй, это самое «тайгинское» произведение, по всем приметам можно узнать нашу родную Тайгу.
Нашими гостями были люди, знавшие Чивилихина лично. С Е.И. Свиридовым они вместе учились в техникуме
- Обыкновенный был парень, скромный, трудолюбивый, пофилософствовать любил. Знать бы, что прославится, повнимательнее бы присмотрелся, - пошутил Евгений Иванович.
А потом, став серьезным и печальным, показал фотографию. Многих из однокурсников уже нет: А.И. Ляпунова, А.И. Шевкунова... Знаменитый был выпуск.
С интересом слушали школьники делегата XV съезда ВЛКСМ В. В. 3емельцева. Он рассказал о делах комсомольцев шестидесятых, о работе оперативного отряда, охраняющего порядок в городе.
Умолчал лишь о том, что был тяжело ранен во время одного из рейдов, но награды на груди красноречиво свидетельствовали о доблести и отваге! Владимир Владимирович на всю жизнь запомнил страстное, горячее выступление В.А. Чивилихина на съезде, его призыв бережно относиться к природе, сохранить для потомков ее богатства.
Оба гостя принесли с собой книги Чивилихина с авторскими надписями. Бесценные реликвии!
Заведующая отделом краеведения городской библиотеки Л.Ф. Кузьмина провела заочную экскурсию в Мариинский литературный музей, показала копии документов, буклеты, фотографии.
К счастью, у нас есть CD диск, выпущенный этим летом Мариинской библиотекой, и на протяжении всего разговора директор школы С.А. Рузаев демонстрировал на большом экране биографические эпизоды, фрагменты из книг, высказывания современников о В.А. Чивилихине.
Произведения нашего земляка переведены на 19 языков! Его творчество снискало мировое признание. Начинающие переводчики из 8-х классов произнесли афоризмы Чивилихина на английском языке и предложили залу сделать «обратный перевод». Справились! Ведь учат ребят очень сильные преподаватели: A.M. Сусло и Н. Г. Малышева.
Редакторами устного журнала были учитель-словесник М.А. Кириллова и Толстова Н.Г., а художественным оформлением занималась заместитель директора по воспитательной работе А.С. Нестеренко.
Романтический строй создала «Песня о тревожной молодости» А. Пахмутовой на слова Л. Ошанина, которую мы дружно спели под аккомпанемент школьного музыканта О.И. Богатыревой.
Песня – своеобразный символ эпохи мечтателей, альтруистов, добровольцев., изыскателей, целинников, первопроходцев, стройотрядовцев. С нее началась встреча комсомольского актива Кузбасса 29 октября 2008 года в честь 90-летия ВЛКСМ.
Проект этого занятия занял особое место в жизни ребят. Присутствовало более 100 человек, и каждый участвовал в этом проекте, внося свою лепту: искали материал, фотографии, документы, книги с автографом писателя, записывали на диск посещение музея в.а. Чивилихина, читали отрывки, биографические данные. Познавательная задача «Кто же это В.А. Чивилихин» была выполнена.
На уроках литературы решение познавательных задач осуществляется и на материале программы. Пассивны ли при этом обучающиеся? Нет, психологами доказано, что этот процесс для них должен быть творческим. Суть этого состоит в том, что предъявив задачу, учителю надо организовать ее решение обучающимися. При этом они должны принять самостоятельное решение либо частично, либо полностью.
Пример. Анализируется стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». Картины, нарисованные в нем, основное настроение стихотворения, его идеи становятся понятными ученикам довольно легко. Но язык, лексика, метафорический строй стиха во многом остаются непонятными. Мы убедились, что учащиеся, например, не понимают, о чем идет речь в двух строках;
И, прежний сняв венок, они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него,
так как школьники не видят ничего символического, аллегорического ни в «терновом венце», ни в «терновом, увитом лаврами». Следует несколько логически последовательных вопросов. Что такое терн? Вспомните из истории, когда людям надевали терновые венки. Обучающиеся вспоминают, что терновые венки в античном мире надевали преступникам перед казнью. Один ученик рассказал, что, по преданию, в терновом венке вели на казнь Иисуса Христа. Терновый венок — символ позора.) А что такое лавр? (Вечнозеленое растение, символ славы, вечности.) Кого венчали в древности венками из лавра? (Полководцев, выдающихся политических деятелей, победителей Олимпийских игр и т. д.) Что же имеет в виду Лермонтов, когда говорит о том, что «они» надели на поэта «венец терновый, увитый лаврами»? (Лермонтов обвиняет светскую чернь в лицемерии.) Какой художественный прием использует автор в этом четверостишии? (Метафору, аллегорию.) Задача решена путем ответов обучающихся на цепочку логически вытекающих друг из друга вопросов.
В случае, если обучающиеся, услышав предлагаемую им задачу, сразу начинают ее решать, «цепочка» вопросов учителя может быть не столь жесткой.
Например, изучается конфликт комедии «Горе от ума». Как известно, наиболее полное раскрытие драматического произведения происходит не при чтении его, а в спектакле. Спектакль — это детище писателя, режиссера, актеров. Вот почему глубокие комментарии к драматическим произведениям мы находим в режиссерских записках и указаниях к постановкам. (Кстати, знаменитая статья «Мильон терзаний» написана Гончаровым под впечатлением театральной премьеры.) «Горе от ума» ставили на сцене много раз. И каждый режиссер по-новому, по-своему смотрел на конфликт комедии. Прослушиваем фрагменты спектакля, поставленного в Большом театре.
Интересные мысли об этом принадлежат двум выдающимся режиссерам — В. И. Немировичу-Данченко и В. Э. Мейерхольду. В. И. Немирович-Данченко: «Горе от ума» являет собой картину прекрасной влюбленности Чацкого в Софью... Любовь Чацкого — стержень пьесы... Чацкий — только влюбленный молодой человек, лишенный всякой общественно-политической окраски». (Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч.П.М., 1968г., с. 58.)
В. Э. Мейерхольд: «Автор имел намерение изобразить общество того времени... Любовь Чацкого к Софье — это второй, третий... план. Если бы Немирович-Данченко был прав, то комедия называлась бы «Горе от любви», а не «Горе от ума». Главное в Чацком — это бичующие тогдашнее время поступки и слова». (Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч.П.М., 1968г., с. 59.)
Вопрос: кто прав? Что составляет главный конфликт пьесы — любовь Чацкого к Софье или столкновение Чацкого с фамусовским обществом? (Если задача имеет развернутый текст, который трудно удержать в памяти, его непременно нужно оформить в виде записи на доске, на специальном плакате и т. д. Постепенно учащихся следует приучать записывать основные положения условий задачи в процессе их сообщения.) Задача поставлена. Начинается ее решение: анализ условий (что утверждает один режиссер, что — второй; в чем суть их спора); выдвигаются гипотезы, например: прав В. Э. Мейерхольд (по мнению некоторых обучающихся — В. И. Немирович-Данченко); выдвигаются доказательства правильности гипотез — доводы, примеры, рассуждения; снова и снова обращаемся к условию задачи: не упустили ли какого важного звена? В итоге вывод, который делает учитель или ученик. Роль учителя в такой беседе — умелое руководство ею, без подсказок, торопливости, умение присоединить большинство ребят к правильной, на наш взгляд, трактовке В. Э. Мейерхольда, но при этом указать важность выводов В. И. Немировича-Данченко и т. д.
Следующий способ организации познавательной деятельности обучающихся — решение ими познавательных задач, осуществляемое в самодельном исследовании. Школьники при исследовании самостоятельны настолько, насколько это допустимо в условиях школы, К самостоятельным исследованиям мы относим подготовленные учащимися исследовательские работы, видеокадры, по не изученному на уроках материалу, лекции, рефераты, обзоры и т.д. Учитель в таких случаях выступает как консультант и руководитель, но все же большую часть исследования выполняют сами ученики. Поэтому исследования носят творческий характер.
Решая познавательные задачи, учащиеся оперируют самостоятельно полученными знаниями, используют их для глубоких доказательств, дополняют и углубляют ответы товарищей. Большой материал практически изучается самостоятельно. Знания, полученные учениками, очень прочны, глубоко продуманы.
Современному учителю, ежедневно входящему в школьный класс необходимо твердо знать, чего он хочет; понимать, что желание научить своих подопечных зависит не только от наличия знаний у него (хотя это тоже очень важно), сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.
Сегодня есть все основания утверждать, что организация урока с применением современных обучающихся и новых информационных технологий, где за основу берется познавательный интерес – это уже приближение к формированию познавательной активности обучающихся.