Ход урока
1.Организационный момент.
2. Слово учителя:
Сегодня мы будем писать изложение. Такую работу вы выполняли еще в начальных классах и мы с вами тоже писали изложения, и каждый знает, что изложением называется письменный пересказ. Как проводится пересказ – тоже известно: учитель читает текст, а потом все пишут, стараются написать так же хорошо, как сделано у писателя. Стараются пересказать текст, т.е. изложить то, что услышали. Отсюда и название работы: изложение.
Зачем нужно писать изложение? Писатель написал рассказ, его напечатали, и каждый может прочесть. К чему писать заново, тем более что лучше писателя не напишешь? Может быть, взять да и сочинить свой рассказ? Ведь это будет очень интересно – все сочинять самому.
Прежде чем приняться за сочинительство, нужно внимательно приглядеться к тому, как это делают опытные писатели.
Цель урока: Анализируя чужую речь и работая над собственной речью, написать изложение, показать роль описания ( предмета ) в тексте повествовательного характера, закрепить умение выделять главное ( основную мысль), расчленять целое на части.
Но прежде чем непосредственно перейдем к работе с текстом вспомните:
3. Актуализация прежних знаний.
1. Какие типы речи вы знаете?
- Повествование.
- Рассуждение.
- Описание.
2. Как отличить их друг от друга?
- Повествовать – рассказывать.
- Описывать кого-нибудь, чего-нибудь.
- Рассуждать–доказывать по вопросам.
3. Какие стили речи мы знаем?
а) Разговорный.
б) Книжный:
- художественный;
- научный;
- официально-деловой;
- публицистический.
4. Где встречаются художественный и научный стили?
4. Работа с текстом.
Автор этого текста Константин Георгиевич Паустовский, хорошо всем нам известный писатель. Он много писал о природе, особенно о природе Средней России. Читая Паустовского, мы проникаемся глубокой любовью к природе, нам хочется лучше видеть, знать и чувствовать ее. Но оказывается, Паустовский писал не только о природе.
Чтение 1 части текста:
1. О чем повествуется в тексте?(о шкатулке)
2. Как можно озаглавить текст?(Музыкальная шкатулка)
3. Какие слова помогают уяснить последовательность события?( нашли, принесли, вытерли, завели, не играла, нажимали, поставили, забыли)
Какая эта часть речи ?(глаголы)
4.Опишите найденную шкатулку. (Черная, на крышке медные буквы, медные валики с тонкими шипами, около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук, музыкальная)
Чтение 2 части текста:
1. Определите тип речи. (работа со схемой построения повествовательного текста)
2. Докажите, что это текст художественного стиля:
- употребляется в словесно- художественном творчестве;
- воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей;
- художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии.
Словарная работа.
Гулкий, -ая, -ое (Громкий, отчетливый по звуку, слышный издалека)
Перелив, -а, - м (Переход из одного оттенка, тона ( цвета, звука ) в другой)
Звон, -а, -м (Звук, производимый ударами, колебаниями чего-нибудь металлического, стеклянного)
Таинственный, -ая, -ое (Заключающий в себе тайну)
Изумление, -я, ср. (Крайнее удивление)
Назовите определения, которые относятся к существительному звон.
- стеклянный;
- переливающийся;
- чудесный;
- таинственный.
Почему Паустовский использовал столько определений звона ?
-Мастерство художественного слова.
Сколько в тексте абзацев?(четыре)
Чтение каждой части.
З а д а н и е :
1. Выразительное чтение частей. ( по рядам поочередно )
2. Составление вопросов и ответов. ( по абзацам )
3. Нахождение слов, в которых выражается основное содержание каждой части текста.
4. Запись в виде плана.
Музыкальная шкатулка.
План | Опорные слова и конструкции |
1. Таинственный звон | поздней осенью, старом и гулком доме, стеклянный и переливающийся звон, возникла и полилась мелодия… |
2. Старая шкатулка заиграла | неожиданно, многолетнего сна, заиграла, испугалась, соскочила пружина… |
3. Власть музыки | играла долго, таинственным звоном, ходики притихли от изумления… |
4. Шкатулка замолчала навсегда | проиграла все песни, замолчали бились, заставить не смогли… |
Проверка домашнего задания.
Задание:
1. Нарисовать шкатулку, которую я хочу иметь.
2. Принести шкатулку. ( что я храню в шкатулке, чем она мне дорога )
3. Написать сочинение – миниатюру на тему: “ Если бы у меня была волшебная шкатулка.”
Сочинение – миниатюра ученицы 5 класса.
“ Если бы у меня была волшебная шкатулка. ”
У каждого человека в душе есть какая-то мечта, заветное желание. Если бы у меня была волшебная шкатулка … Что бы я попросила? Наверное, чтобы на Земле не было злых людей. Если не будет злых людей, на улице не будет бездомных собак и кошек. Моя мечта – построить для обездоленных животных целый городок, где бы царили: доброта, любовь и нежность.
Обобщение и подведение итогов 1 урока.
Оценка ЗУН.
2 урок.
- Вдумчивое чтение.
- Написание изложения.