Цель урока:
Оборудование:
- стенные газеты "Слово - дело великое", "Российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное:";
- словари.
Слова имеют огромную власть над
нашей жизнью, власть магическую, мы
заколдованы словами и в значительной
степени живём в их царстве.
Николай Бердяев.
Вступительное слово учителя.
Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.
Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновенья, которыми он обладает, другим людям. В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть, самое драгоценное-язык. А язык начинается со слова: В Библии сказано: "В начале было Слово:" Слово-это что-то бесценное, важное, "начало всех начал".
"Сердечное слово до сердца доходит", - гласит пословица. (запись в тетрадь)
Слова-это памятник культуры и памятник культуре.
Слова русского языка-это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живёт прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Они отражают особенности трудовой деятельности людей, традиций, обычаев, исторических этапов развития государственности народа, искусства, словесности. Известный русский философ Николай Бердяев писал: "Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве".
Так пусть в этом "царстве" минует наше слово равнодушие и болезни. Пусть будет оно всегда чистым и новым.
В русском языке есть крылатое выражение "Нет мук сильнее муки слова". Возникло оно на основе стихотворения Семёна Надсона в 1882 году и используется обычно в ситуации, когда человек испытывает затруднения при выражении своих мыслей в устной или письменной речи.
Достаточно вспомнить все те "муки", которые испытываете вы в школьных стенах. Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями.
Работа со словарями.
1. "Энциклопедический словарь юного филолога". Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать надо его как-то называть, именовать.
2. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова.
Слово -
Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
Речь, способность говорить.
Разговор, беседа, что-нибудь сказанное.
Публичное выступление, речь.
Речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ.
Право, позволение говорить публично.
Мнение, вывод.
То же, что обещание.
Текст к музыкальному произведению.
Беседа.
Ученик. Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: "это дом", "это школа", "это книга". Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И "приклеены" они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира.
Учитель. Замечательный русский писатель К.Г. Паустовский писал: "Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великая множество хороших слов и названий".
Ученик. Выразительное чтение стихотворения Михаила Пляцковского.
Есть сладкое слово-конфета,
Есть быстрое слово-ракета,
Есть кислое слово-лимон,
Есть слово с окошками-вагон.
Есть слово колючее-ёжик,
Есть слово промокшее-дождик,
Есть слово упрямое-цель,
Есть книжное слово-страница,
Есть слово лесное-синица.
Есть слово пушистое-снег.
Есть слово веселое-смех.
(Анафора, метафора, эпитет).
Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав или лексику. Лексика-это словарный состав языка. Слово происходит от греч. "лексис" - слово, выражение, оборот. (запись в тетрадь).
- Сила слова беспредельна.
- Вспомним пословицы о словах.
- Слово не воробей: вылетит-не поймаешь.
- Слово молвит-соловей поёт.
- Живое слово дороже мёртвой буквы.
- Пустые слова-что орех без ядра.
- Слов много, а толку нет.
- Ласковым словом и камень растопишь.
- Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
- Каков разум, таковы и речи.
Учитель. Хорошее слово-кривая речь.
Как вы понимаете смысл пословицы? (ответы учащихся).
Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была "кривой", а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.
Ещё М.В. Ломоносов писал: "Российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное:" Вспомните какие вы знаете стихотворения о словах.
Выразительное чтение стихотворений учащимися.
В. Солоухин "Слово о словах".
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай-не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить.
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.О. Дриз "Добрые слова".
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
"С добрым утром!" - я кричу.
"Добрый день", - кричу я вслед
Всем идущим на обед
"Добрый вечер!" - так встречаю
Всех домой идущих к чаю.
В. Шефнер "Словом можно:"
Словом можно убить, слово можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.Н. Рубцов "Высекать огонь из слова:"
Брал человек
Холодный мёртвый камень,
По искре высекал
Из камня пламень.
Твоя судьба
Не менее сурова-
Вот так же высекать
Огонь из слова!
Но труд ума,
Бессонницей больного, -
Всего лишь дань
За радость неземную:
В своей руке
Сверкающее слово
Вдруг ощутить,
Как молнию ручную!
Выделяют из текста эпитеты, сравнения, метафоры.
А теперь поговорим о некоторых словах, так или иначе связанных со школой. Если вдуматься в их значение, слова раскрывают перед нами очень интересную историю своего происхождения.
Выходит группа учеников, они показывают или называют предметы и рассказывают о них. (школа, урок, пенал, тетрадь, ошибка). (Н.М. Шанский, Т.А. Боброва "Школьный этимологический словарь русского языка". Происхождение слов).
Любите ли вы играть в слова?
Словесных игр очень много: это и различные превращения слов, и игры в рифмы, и головоломки. Они обогащают вашу речь, ум, расширяют кругозор, учат любить и чувствовать слово, будят творческие способности, развивают фантазию, сообразительность, эрудицию. Если спортивные игры укрепляют здоровье, то игры "с карандашом в руке" развивают внимание и терпение, волю и сноровку.
В загадке даётся описание, перечисление основных признаков, словесное описание предмета.
- Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).
Учитель. Я ещё раз советую всем тем, кто хочет стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, побольше играть в слова.
В.А. Сухомлинский, известный педагог, говорил: "Любовь к родине невозможно без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человеку, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени".
Ученик читает стихотворение И.А. Бунина "Слово".
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный-речь!
Заключительное слово.
Прислушаемся, ребята, к этому мудрому совету И.А. Бунина и вспомним слова великого писателя Л.Н. Толстого: "Слово-дело великое. Великое, потому, что словом можно соединить людей:"
Слово недаром дано человеку. Язык, слово объединяют многие поколения людей, сплачивают их.
Слово соединяет в себе всё, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем радостно наше будущее.
Неумолимое в своём движении Время может истребить творения рук человеческих. Но память о делах, суть этих дел сохраняется в Слове, и потому "слово тоже есть дело".
Величие Слова воспето в одном из стихотворений Анны Ахматовой "Мужество".
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле-печаль
И долговечней царственное слово.
Написать сочинение-миниатюру на тему: "Слово о словах" или "Слово - дело великое"
Домашнее задание.
Дописать сочинение-миниатюру.