Цели:
- Познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос чем?
- Повторить изученное о дополнениях, закрепить умение находить дополнения, отвечающие на вопрос чем? в предложениях.
- Продолжить работу над морфологическим разбором, разбором по составу слова.
Оборудование:
- таблицы,
- карта,
- тест,
- кораблик,
- ПК.
1. Организационная часть.
- Психологический настрой: пожелания друг другу добрых слов.
“Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- На этом уроке мы отправимся на корабле “Волна” по грамматическому морю в остров “Чунга – чанга” . Это будет необычное путешествие. Во время путешествия мы узнаем о дополнениях, отвечающих на вопрос чем ? Будем составлять предложения, разбирать слова по составу.
Карта – кораблик. ПК.
2. Фонетический разбор.
- Готовы ? Мы вышли в открытое море.
По морям, по волнам
Нынче здесь, а завтра там.
Мы приплыли к острову “Фонетика”.
- Ой, здесь льет дождь. Давайте остановим дождь.
- Сделаем фонетический разбор слова: льёт.
Если мы правильно разберем слово, то дождь кончится, и мы сможем дальше плыть.
- Работа в тетрадях.
- Проверка. (Цепочкой)
3. Объяснение новой темы.
- Путешествие продолжается.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
По нашему курсу остров “Новый”.
Значит, мы узнаем здесь что – то новое.
- Работа по таблице.
Заниматься | |
Болеть | чем ? |
Чистить |
- Составляем словосочетания.
- А теперь предложения. Поставьте вопросы. ( Часть речи, падеж, род, окончание)
- Обобщающая таблица.
Мужской род Средний род |
Женский род | Множеств число |
- ом
|
- ой; - ей; - ою; - ею |
- ами - ями |
- Они в предложении бывают каким членом предложения ?
Вывод:
Дополнения, отвечающие на вопрос чем? выражаются именами существительными в творительном падеже.
- Что нового мы узнали на острове “Новый”?
4. Закрепление.
- Наше путешествие продолжается. Опять вышли в открытое море. Давайте поработаем на палубе.
- Работа по учебнику.
- Составление предложений.
5. Разбор предложений по членам предложения.
А теперь будем сгребать веслами.
- Утром матросы вымыли щеткой палубу.
Моряки славились хорошими делами.
6. Морфологический разбор слова.
У матросов нет вопросов,
У матросов нет проблем.
Сделаем морфологический разбор слова: щеткой.
7. Склонение имен существительных.
- Ой, начинается буря. Мы попали в шторм.
Волны пенятся,
Мачты кренятся.
- Давайте быстро просклоняем слова: шторм и волна.
- Проверка. (цепочкой)
- Молодцы, справились. Буря улеглась.
8. Физкультурная минутка.
- А теперь после шторма отдохнем.
- Танец “Моряки”.
9. Работа по учебнику.
- Тревога! По курсу шлюпка!
- А там рыболовы.
- Упр. 449 “Рыбаки”
- Читаем, открывая скобки.
- Укажите однородные члены предложения. На каком падеже стоят?
10. Разбор по составу слова.
- Мы поможем веселым рыбакам наловить много рыб.
Для этого нужно разбирать слово по составу:
Наловили рыбаки.
11. Повторение.
- Давайте продолжим наш путь. Куда мы плывем?
- А вот остров “Черный”
- Здесь, оказывается, живут больные звери, поэтому он так и назван.
- А ну – ка , матросы, поможем им.
- Открываем учебники, находим упр. 152
Давай определим, какими болезнями заболели звери и вылечим их.
- Словарная работа: коклюш, корь, воспаление легких.
- Составление предложений.
12. Мини – тест.
Обведи правильный ответ кружочком:
- Дополнения, отвечающие на вопрос с кем? с чем? выражаются:
а) именем существительным и местоимением.
б) именем существительным и глаголом.
Образуй от данных слов существительные в творительном падеже:
а) брат – с ………………
б) лиса – с……………….
в) ведро – с ……………..
Подчеркни существительное в творительном падеже:
- палка, песней, звезде, душой, друга, морями, домом.
Каким членом предложения является:
- Я пошла с братом в лес.
- Я - |
- с братом - |
А) Второстепенный член | А) Подлежащее |
Б) Подлежащее | Б) Второстепенный член |
В) Сказуемое | В) Сказуемое |
- Поплыли дальше.
По морям, по волнам
Нынче здесь, а завтра там.
- Вот и остров “Чунга – чанга”.
13. Обобщение.
- Каким у нас получился урок?
- Молодцы ребята, славно потрудились. Всем спасибо за урок.