Урок русского языка в 7-м классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • систематизировать знания о написании не с причастиями;
  • повторить правописание не с существительными, прилагательными, глаголами.

Тип урока: повторительно-обобщающий.
Знать: правило слитного и раздельного написания не с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями.
Уметь: правильно писать не с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями.
Оборудование: перфокарты, орфографическое лото, конверты для словарной работы в парах

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Защита домашнего задания (образец домашнего задания проверяется при помощи мультимедиа (упр. 136), учащиеся, выполнившие правильно домашнее задание, выставляют себе на полях оценку «5», один из учеников объясняет всем, каким образом им было выполнено домашнее задание, отвечая на вопросы упражнения, другой производит фонетический разбор слова «дождь», третий выполняет морфологический разбор слова «потряс»). Класс рецензирует ответы учащихся.
III. Орфографическая пятиминутка (работа в парах). У учащихся имеется по конверту с изученными словарными словами. Из конверта по вариантам выбираются слова и диктуются друг другу, затем проверяются.
Вопросы:

  1. Определите, какой частью речи являются данные слова.
  2. Докажите принадлежность слов к определенной части речи.

- Слово учителя: А вот закрепление навыков написания не с этими частями речи и будет главной задачей на уроке. Для того чтобы не ошибаться в написании этих слов, мы должны всегда помнить правила. Перед вами находятся перфокарты, в которых указаны правила написания не с различными частям речи.

IV. Работа с перфокартами.
Цель: Самостоятельное обобщение теории.
Ученики самостоятельно работают с перфокартами и ставят знак «+» там, где он необходим, разрешается пользоваться учебником, работа заканчивается связным ответом по теме (таблица 1).

Таблица 1

Части речи Не с разными частями речи
слитно раздельно
1. Без не не употребляется 2. Слова с не можно заменить синонимом без не 3. В основном раздельно 4. Есть противопоставление 5. Есть слова: далеко, ничуть, вовсе, нисколько и др.
Сущ. + + - + +
Гл. + - + - -
Прил. + + - + +
Прич. + - - + -

На доске вывешивается обобщающая схема, и ученики по очереди объясняют, почему они поставили «+» или «-» при заполнении перфокарты «Правописание не с разными частями речи» (таблица 2).

Таблица 2

Части речи

Не с разными частями речи

слитно

раздельно

1. 2. 3. 4. 5.
Сущ. + + - + +
Гл. + - + - -
Прил. + + - + +
Прич. + - - + -

V. Диктант «Проверяю себя» (если во время диктанта у учащихся возникают сомнения при написании отдельных слов, то они над ними ставят знак вопроса, при этом учащимся следует внимательно отнестись к выполнению этого упражнения, так как подобное задание они будут выполнять дома). Упр. 138
В кабинете стало светло, но Пушкин, не замечавший этого, продолжал писать. Кончилась еще одна неспокойная ночь. Синий рассвет в недоумении заглянул в не занавешенное с вечера окно. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по нерасчищенным улицам. Давно ему не дышалось так легко.

Вопросы (задает учитель):

  1. У кого возникли сомнения при написании слов в диктанте?
  2. Кто разрешит эти сомнения?
  3. А кто ни в чем не сомневается? Один из данных учащихся комментирует текст диктанта.

VII. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (данный вид работы проводится в форме игры «Орфографическое лото») (таблица 3).

Таблица 3
Карта лото

  Раздельно (прил.), есть слова: далеко, ничуть, вовсе,
нисколько и др.
 

 

Раздельно (прич.), есть зависимые слова или противопоставление с союзом а
Слитно (глагол) без не не употребляется   Слитно (сущ.) без не не употребляется Слитно (прил.) без не не употребляется
Слитно (прич.):
А) без не не употребляется;
Б) нет зависимых слов и противопоставления с союзом а.
Слитно (сущ.)
возможна замена синонимом без не
  Слитно (прил.) возможна замена синонимом без не

 

Содержание малых карточек лото

  1. Путники поднимались по далеко не безопасной тропинке.
  2. Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные правила.
  3. Тимур недоумевал, кому он мог понадобиться.
  4. Сей в ненастье, а убирай в ведро.
  5. Неуклюжий медведь опять забрался в берлогу на зимовку.
  6. Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.
  7. Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
  8. Небольшой дождишко – лодырям отдышка.

Примечание: ученики переворачивают малые карточки лото. Если выбранный вариант ответа оказался правильным, то они должны прочитать следующее предложение (для самопроверки). Ученик, не уважающий других, сам не заслуживает уважения. Это предложение записывается в тетрадь, объясняются знаки препинания при прич. обороте и правописание не с разными частями речи.

VIII. Дифференцированные упражнения.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно выбрать следующий вид работы:

  1. Написать сочинение-миниатюру на школьную тему с обязательным использованием не с разными частями речи.
  2. Составить словарный диктант на изученные орфограммы.
  3. Выполнить упражнение 137.

Домашнее задание упр. 138