Урок русского языка в 5-м классе (лингвистические игры). Тема: "Край наш северный"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • закрепить знания об имени существительном;
  • развивать творческую активность учащихся;
  • воспитывать чувство любви и уважения к родному северному краю.

Оборудование:

  • оформление доски с помощью цветных мелков;
  • открытки с видами города Кандалакши;
  • спокойная музыка для фона.

Ход урока

Звучит стихотворение А.Шибаева «Слова».

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.

- Какая же часть речи даёт названия всем предметам?
- Дайте определение имени существительного.
- Какие ещё части речи мы знаем? Назовите их. (Ответы учащихсяся).

Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом году юбилеи и у Мурманской области, и у города Кандалакши. На уроке мы узнаем, кто хорошо знает свой край и помнит изученный материал по русскому языку. Поэтому …

  1. Первая игра называется «Кто больше?».

 Но дороже юга мне наши зимы с вьюгами,
Хмурые, холодные, снежные края.

Вспомните и запишите слова разных частей речи на тему «Север». Дети заполняют таблицу своими примерами.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Север, снег, вьюга, мороз, пурга, узоры, ветер, сопка, санки, коньки, лыжи, лодка, снеговик, снежинка, лодка, дождь, озеро… Холодный, студёный, морозный, полярный, белый, искристый, пушистый, липкий, грибной, ягодный … Заметает, мёрзнуть, кататься, лепить, завьюжило, кружатся …

Считаем и читаем слова, которые записали. Устно составляем предложения.

Природы удивительная книга.
Такую вы читали или нет?
Весною прошлогодняя брусника,
А поздним летом – прошлогодний снег.

  1. Игра «Угадай-ка!».

Загадки о животных и растениях нашего края. (Записать отгадки без ошибок).

  • Я красна, я кисла, на болоте я росла,
    Дозревала под снежком. Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква).
  • Вот это случай очень редкий:
    На голове растут две ветки. (Оленьи рога).
  • Под кустом на каждой ветке сидят маленькие детки.
    Тот, кто деток соберёт, руки вымажет и рот. (Черника).
  • Какая северная ягода в период созревания трижды меняет свой цвет? (Морошка).
  • Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень).

Я неприметен, некрасив, с простыми тонкими листами.
Меня ни сеять, ни косить никто и никогда не станет.
Мой острый стебель невысок, да и на вкус, пожалуй, горек.
Я у обочины дорог расту, расту себе на горе…
Немало я терплю обид, в грязи, в пыли, на солнце жарясь.
К земле подошвами прибит, ничуть на них не обижаюсь.
Да я и под ногами чист. Все жилки, словно на экране.
Топчите!.. Этот самый лист ещё приложите вы к ране. (Подорожник).

  1. Игра «Многоточие».

Игры играм – рознь.
Не надейся на русский авось!
Думай серьёзно в тиши
И нужное слово пиши!

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

- Как называются слова, которые мы будем вставлять?
- Как будем их писать?

(Имена собственные пишем с большой буквы).

Меня зовут … . Я живу в посёлке … , который находится в … области. Рядом протекает река … . Многие жители нашего посёлка ездят на работу в соседний город … Он расположен на берегу … моря и в апреле 2008 года отмечает своё 70-летие.

  1. Игра «Четвёртый лишний»

Кто закономерность поймёт,
Тот быстро словечко найдёт.

А) лисица, росомаха, кенгуру, песец
Б) форель, сёмга, кумжа, карп
В) жаворонок, воробей, синица, снегирь.

Объяснить и записать оставшиеся слова без ошибок..

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!

  1. Кроссворд «Край родной».

Задания для записи ответов в горизонтальные строки:

  • Столица нашей области (Мурманск).
  • Как северяне называют небольшую гору? (сопка)
  • В честь этой реки назван наш посёлок. (Нива)
  • Сколько лет исполнилось Кандалакше? (семьдесят)
  • Полезное ископаемое нашего края (апатит)
  • Как называется наш полуостров? (Кольский)
  • Старинное село края, в котором сохранилась церковь 17 века. (Варзуга)
  • Герой Великой Отечественной войны, выпускник нашей школы (Букин)
  • Этим словом поморы называли исток реки или ручья. Так называется посёлок рядом с городом Полярные Зори. (Зашеек)
  • Самое большое озеро Мурманской области (Имандра)

По вертикали получилось слово «Кандалакша».

Ты с ним не собьёшься с прямого пути,
Ты станешь и смелым, и гордым.
Всегда он поможет дорогу найти –
Простой наш и добрый город.

Показ открыток.

Молодцы, ребята! Справились с лингвистическими играми. Хочется напомнить слова Раисы Мусс:

«Если хочешь здесь найти друзей,
Про Север худо говорить не смей!»

С текстом, который вы сейчас получите, надо будет поработать дома.

Домашнее задание: Списать текст в тетрадь и объяснить все известные орфограммы. Первое предложение разобрать синтаксически.

Родные места.
Кольский полуостров – кусочек сердца России. На его площади могло бы уместиться несколько малых государств. Суровость и красота нашего края поражают. Любите родные места!

Спасибо за работу!