Цели:
- закрепить знания об имени существительном;
- развивать творческую активность учащихся;
- воспитывать чувство любви и уважения к родному северному краю.
Оборудование:
- оформление доски с помощью цветных мелков;
- открытки с видами города Кандалакши;
- спокойная музыка для фона.
Ход урока
Звучит стихотворение А.Шибаева «Слова».
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
- Какая же часть речи даёт названия всем
предметам?
- Дайте определение имени существительного.
- Какие ещё части речи мы знаем? Назовите их. (Ответы
учащихсяся).
Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом году юбилеи и у Мурманской области, и у города Кандалакши. На уроке мы узнаем, кто хорошо знает свой край и помнит изученный материал по русскому языку. Поэтому …
- Первая игра называется «Кто больше?».
Но дороже юга мне наши зимы с вьюгами,
Хмурые, холодные, снежные края.
Вспомните и запишите слова разных частей речи на тему «Север». Дети заполняют таблицу своими примерами.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Север, снег, вьюга, мороз, пурга, узоры, ветер, сопка, санки, коньки, лыжи, лодка, снеговик, снежинка, лодка, дождь, озеро… | Холодный, студёный, морозный, полярный, белый, искристый, пушистый, липкий, грибной, ягодный … | Заметает, мёрзнуть, кататься, лепить, завьюжило, кружатся … |
Считаем и читаем слова, которые записали. Устно составляем предложения.
Природы удивительная книга.
Такую вы читали или нет?
Весною прошлогодняя брусника,
А поздним летом – прошлогодний снег.
- Игра «Угадай-ка!».
Загадки о животных и растениях нашего края. (Записать отгадки без ошибок).
- Я красна, я кисла, на болоте я росла,
Дозревала под снежком. Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква). - Вот это случай очень редкий:
На голове растут две ветки. (Оленьи рога). - Под кустом на каждой ветке сидят маленькие
детки.
Тот, кто деток соберёт, руки вымажет и рот. (Черника). - Какая северная ягода в период созревания трижды меняет свой цвет? (Морошка).
- Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень).
Я неприметен, некрасив, с простыми тонкими листами.
Меня ни сеять, ни косить никто и никогда не станет.
Мой острый стебель невысок, да и на вкус, пожалуй, горек.
Я у обочины дорог расту, расту себе на горе…
Немало я терплю обид, в грязи, в пыли, на солнце жарясь.
К земле подошвами прибит, ничуть на них не обижаюсь.
Да я и под ногами чист. Все жилки, словно на экране.
Топчите!.. Этот самый лист ещё приложите вы к ране. (Подорожник).
- Игра «Многоточие».
Игры играм – рознь.
Не надейся на русский авось!
Думай серьёзно в тиши
И нужное слово пиши!
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова.
- Как называются слова, которые мы будем
вставлять?
- Как будем их писать?
(Имена собственные пишем с большой буквы).
Меня зовут … . Я живу в посёлке … , который находится в … области. Рядом протекает река … . Многие жители нашего посёлка ездят на работу в соседний город … Он расположен на берегу … моря и в апреле 2008 года отмечает своё 70-летие.
- Игра «Четвёртый лишний»
Кто закономерность поймёт,
Тот быстро словечко найдёт.
А) лисица, росомаха, кенгуру, песец
Б) форель, сёмга, кумжа, карп
В) жаворонок, воробей, синица, снегирь.
Объяснить и записать оставшиеся слова без ошибок..
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
- Кроссворд «Край родной».
Задания для записи ответов в горизонтальные строки:
- Столица нашей области (Мурманск).
- Как северяне называют небольшую гору? (сопка)
- В честь этой реки назван наш посёлок. (Нива)
- Сколько лет исполнилось Кандалакше? (семьдесят)
- Полезное ископаемое нашего края (апатит)
- Как называется наш полуостров? (Кольский)
- Старинное село края, в котором сохранилась церковь 17 века. (Варзуга)
- Герой Великой Отечественной войны, выпускник нашей школы (Букин)
- Этим словом поморы называли исток реки или ручья. Так называется посёлок рядом с городом Полярные Зори. (Зашеек)
- Самое большое озеро Мурманской области (Имандра)
По вертикали получилось слово «Кандалакша».
Ты с ним не собьёшься с прямого пути,
Ты станешь и смелым, и гордым.
Всегда он поможет дорогу найти –
Простой наш и добрый город.
Показ открыток.
Молодцы, ребята! Справились с лингвистическими играми. Хочется напомнить слова Раисы Мусс:
«Если хочешь здесь найти друзей,
Про Север худо говорить не смей!»
С текстом, который вы сейчас получите, надо будет поработать дома.
Домашнее задание: Списать текст в тетрадь и объяснить все известные орфограммы. Первое предложение разобрать синтаксически.
Родные места.
Кольский полуостров – кусочек сердца России. На
его площади могло бы уместиться несколько малых
государств. Суровость и красота нашего края
поражают. Любите родные места!
Спасибо за работу!