ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра состоит из трех агонов, в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.
За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей). Для теоретиков, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать по желанию учителя дополнительный агон.
Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий произведет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:
1) красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на три вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку;
2) на желтой дорожке участника ожидают три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;
3) зеленая дорожка длиннее предыдущих – ведущий задает агонисту четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.
Судит состязание Высокий ареопаг.
Первый агон.
Вопросы для розыгрыша дорожек.
Назовите лексическое значение данных слов:
- Конверт – пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.
- Эпистолярный – о литературных произведениях: в форме письма, переписки.
- Индекс – цифровой показатель чего-нибудь.
- Адресат – лицо, которому адресовано письмо, телеграмма.
- Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
После того как розыгрыш дорожек завершен, ведущий приступает к распределению заданий. Поочередно обращаясь к участникам викторины, начиная с агониста, избравшего зеленую дорожку, ведущий задает вопросы.
Зеленая дорожка
Вопросы и задания
1. Назовите виды писем (Личные и деловые)
2. Какое обращение было одним из самых распространенных в письмах XIX века? (“Милостивый государь…”)
3. Когда в нашей стране была впервые выпущена первая почтовая марка? ( В конце 1857 года)
4. Между какими городами России впервые появилось почтовое сообщение? (Между Петербургом и Москвой)
Желтая дорожка
Вопросы и задания
1. Как в XIX веке назывались книги-руководства, регламентирующие сферу написания писем и содержащие образцы на все случаи жизни? (Письмовники)
2. В каком веке в России эпистола существовала как литературный жанр? (В XVIII веке)
3. В каких городах в 1780 году были уже почтамты? (В Петербурге, в Москве, в Риге)
Красная дорожка
Вопросы и задания
1. Кем была написана первая русская эпистола? (Тредиаковским)
2. Кто и когда придумал почтовый ящик? ( Почтовый ящик был впервые придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу)
3. Что стало в XIX веке символом российской почты? (Рожок)
Второй агон
Задание для розыгрыша дорожек
Напишите короткое письмо, в котором форма обращения должна строго соответствовать “Табелю о рангах” (“Ваше превосходительство”, “Ваше благородие” и т.д.)
Высокий ареопаг оценивает качество выполнения задания и распределяет места, в соответствии с решением жюри агонистам предоставляется право выбрать дорожки.
Зеленая дорожка
Вопросы и задания
1. Вам прислали конверт, в котором находится стрела. О чем вас известили? (О войне)
2. Перед вами глиняные дощечки, бамбуковые палки, черепки. Выберите те предметы, которые раньше использовались в процессе написания. (Выбрать необходимо все предметы)
3. Какой пункт в алгоритме написания письма отсутствует?
1) Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
2) Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3) Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4) Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. (Подпись и дата)
4. Назовите индекс вашего города (352700)
Желтая дорожка
Вопросы и задания
1. Недруги прислали Вам мышь, лягушку, 5 стрел. Что это значит? (Если Вы зароетесь в землю, спрячетесь в воду или взлетите в небо, то стрелы недругов все равно вас найдут)
2. Изобразите на восковой печати символ любви и верности. (Необходимо изобразить голубя)
3. Возьмите необходимые реквизиты и помогите Ваньке Жукову, герою рассказа Чехова, все-таки отправить письмо. (Надо правильно заполнить конверт)
Красная дорожка
Вопросы и задания
1. Вам прислали ветку. Что это обозначает? (Болезнь старшего)
2. Возьмите воск и запечатайте, сохраняя старые традиции, письмо. (Растопленный воск
необходимо прижать перстнем)
3. Перед Вами письмо, текст которого напечатан на компьютере. Проверьте правильность его оформления. (Не хватает подписи, которую надо ставить от руки)
Третий агон
Задание для розыгрыша дорожек
Перечислить коммуникативные задачи, которые пишущий ставит перед собой и стремится решить при написании личного письма. (Сообщить, оповестить; поздравить; извиниться; поделиться чувствами, впечатлениями; поблагодарить и т.д.)
Зеленая дорожка
Вопросы и задания
1. Из какого произведения взяты эти строки?
“Я к Вам пишу -
Чего же боле?..”
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
2. Что считается дурным тоном в написании письма? ( Использование красных, зеленых, желтых чернил)
3. Продолжите предложение
П е р е д о т п р а в к о й н у ж н о о б я з а т е л ь н о п е р е ч и т а т ь п и с ь м о, ч т о б ы… (исключить ошибки)
4. Что включает в себя введение в деловом письме? ( Повод, послуживший основанием для написания письма)
Желтая дорожка
Вопросы и задания
1. Из переписки каких известных людей взяты эти строки: “Милый, дорогой, сердечно любимый, сверкающий, как светило, Александр Иванович!!!”, “Дорогой, прекрасный, милый, светлый Илья Ефимович”? (А.И. Куприна и И.Е. Репина)
2. Продолжите предложение
О ф и ц и а л ь н ы е п и с ь м а п и ш у т с я т о л ь к о с о д н о й с т о р о н ы л и с т а, о б р а т н а я с т о р о н а…
(должна всегда оставаться чистой)
3. Назовите распространенные недочеты, встречающиеся в личных письмах (Однообразие синтаксических конструкций, перенасыщенность деталями или, напротив, слишком “схематичное” повествование, отсутствие образности, эмоциональности)
Красная дорожка
Вопросы и задания
1. К кому обращается А. С. Пушкин в своих письмах: “милый мой ангел”, “душа моя”? (К своей жене)
2. Что обозначает P.S. (post script)? (После написанного)
3. Продолжите предложение
С п р о п и с н о й б у к в ы п и ш у т с я м е с т о и м е н и я “В ы” и “В а ш” т о л ь к о… (как форма выражения вежливости при обращении к одному лицу в официальных письмах)
Финал
Задание для розыгрыша дорожек
Составить свои правила оформления электронного письма
Зеленая дорожка
Вопросы и задания
1. Какие основные пунктуационные правила пригодятся пишущему письмо. (“Знаки препинания с обращениями и вводными словами”)
2. Можно ли в письмах употреблять обороты: “Лети с приветом, вернись с ответом”, “Жду ответа, как соловей лета” и т.д.? (Нет)
3. Может ли деловое письмо начинаться словами “П р и в е т, Т а н ю х а!”? (Нет)
4. Напишите письмо-поздравление первой учительнице, используя следующие слова-подсказки:
- Поздравляю
- Разрешите поздравить
- Позвольте пожелать…
- Дорогая…
- Уважаемая…
- От всей души, от всего сердца…
- Сердечно благодарю…
Желтая дорожка
Вопросы и задания
1. Без каких слов не обходится ни одно письмо? (Здравствуйте, до свидания)
2. Письмо какого вида отличается эмоциональностью, непринужденностью, передачей собственных впечатлений? (Личное письмо)
3. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к Вам в гости, используя следующие слова-подсказки:
- У меня к тебе большая просьба…
- Очень прошу тебя…
- С приветом…
- Заранее благодарен…
Красная дорожка
Вопросы и задания
1. Письмо какого вида отличается убедительностью, строгой последовательностью, лаконизмом, информативностью? (Деловое письмо)
2. Что с течением времени не изменилось в оформлении письма, несмотря на смену времен, традиций эпох? (Последовательность, неизменно соблюдаемая в письме)
3. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе, используя следующие слова-подсказки:
- Дорогой друг…
- Хочу рассказать тебе о …
- Мы очень скучаем без тебя…
- Напишите нам о…
- С нетерпением ждем ответа…