Урок развития речи. Сочинение-этюд о скопинской керамике

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды.
  • Познакомить учащихся с возникновением гончарного промысла в Скопине, его традициями и мастерами.
  • Расширить познавательные возможности учащихся; осуществить межпредметные связи; осуществить тематическое использование наглядности в комплексе.
  • Повторить сведения по теории сочинений: работа над темой, основной мыслью, заголовком сочинения, композицией, планом, стилем и жанровыми особенностями.
  • Воспитание интереса и любви к родному краю, его людям, традициям.

Оборудование: изделия скопинской керамики, плакат с тематическим словарем, с эмблемой Скопина, запись плана на доске; слайды, книга «Художественная керамика Гжели и Скопина», открытки, материалы из районной газеты «Скопинский вестник» (архив учителя и учеников).

Эпиграф:

Город рожденья народных талантов,
Сказок гончарных рассвет,
Город шахтеров, певцов, музыкантов,
Рыцарей огненных лет.
Н. Клюев (скопинский поэт).

Ход урока

  1. Оргмомент. Определение целей и задач урока. Урок развития речи – урок знакомства с новой творческой работой.

Язык и народное прикладное искусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Открывая для себя мир народного прикладного искусства, мы одновременно открываем и мир русского языка.

Раскрывая смысл эпиграфа.

В некотором царстве, в некотором государстве… Так обычно начинаются сказки, не будем отступать от этого правила и мы. Давным-давно, когда вся Русская земля еще была покрыта дремучими лесами, жила на Рязанщине гордая птица Скопа, которая защищала здешние места от набегов бесчисленных врагов-кочевников. Она-то, мол, и дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе.

Что ж, скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными рябыми крыльями и сильными когтями. Живет она постоянно в лесистых местах по берегам больших рек и питается крупной рыбой, которой немало когда-то было в ныне обмелевших речках Верде и Проне. Но вернемся к «сказке» – чудным творениям народных мастеров, что на весь мир прославили свой родной Скопин.

Мы привыкли к тому, что глиняный сосуд – это нечто обыденное (хотя подчас очень красивое): горшок, кувшин, кринка, тарелка…

Конечно, все это издавна делали и в Скопине. Однако в середине прошлого века в здешней гончарной слободе начали лепить фигурную керамику, ставшую одним из самых ярких явлений нашего декоративно-прикладного искусства. И тогда в обычной черной глине неожиданно ожила добрая русская сказка!

Кого только мы здесь не встретим! Вот, например, царь всех зверей – могучий лев. Именно с него, говорят, все и началось.

В Скопине их прозывали горшенями, а еще – глинниками и скудельниками. А их улицу – горшечным рядом. Черные, как головешки, вытянулись вдоль нее горны, и поэтому улица казалась длиннее против действительной своей длины. Ох, и веселая улица, мастеровая! В каждой избе гончарили. Все: от карапуза-бесенка, кто под стол пешком ходил, до старца седобородого. У Пеленкиных прадед гончарил, и дед Михаил, и отец Михаил, и сам он опять же Михаил (вот тебе родовое ремесло – вот и родовое имя), едва на ножки встал, окреп – спозаранок с отцом возится у горна.

Сперва гнали «синюю» посуду, а печь выносили на улицу. Потом братья Оводовы, мужики расторопные, привезли из Липецка секрет «обливной глазури», наловчились добывать порошок из свинца. Стали жечь в избе, снимать с гончарного круга посуду с поливой. Бойче пошла торговля. Не только в близкой округе, где порою «худ торжок – да не зуд горшок», но в городах губернских, на ярмарках, и в самой Москве златоглавой, в Охотном горластом ее ряду, гончаров позванивали и деньгами позванивали. Солидные люди, князья да графы подкатывали, товар охотно брали: «егольники» пузатые, репчатые, да «балакири» узкогорлые, с шеями лебедиными, да квасники расписные, дабы удивить заезжих гостей русской диковинкой. И привозили мастера – в Скопин хлеб да соль, да бабам платки, девкам – ленты алые в косы, детишкам – пряники на забаву. И снова горны раздували.

Торг торгом, а ремесло ремеслом: знай не ленись, поворачивайся.

  1. Вступительное слово учителя.

Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства – скопинские гончары.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.

  1. Задание:

для того чтобы выяснить значение слова прикладной, разберем его по составу и подберем однокоренные слова.

Прикладной – уклад, накладывать, прикладывание, прикладник.

Орф. 40. Декоративно-прикладной – сложное прилагательное.

Из толкового словаря В.И. Даля:

Где лад, так и клад.
На что клад, коли в семье лад.
Толк да лад, тут и клад.

Прикладной – имеющий практическое значение, применяемый на практике.

  1. Работа над лексическим значением диалектных слов («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).

Из словаря В.И. Даля

  • Горшеня – горшечник; работающий горшки и глиняный товар, скудельник, гончар; торгующий им.
  • Махотка – гόршечки (горшочки).
  • Мал горшок, да угодник.
  • Баклага – фляга, сулея; деревянная закрытая обручная или долбленая посудина разного вида.
  • Егольник (ряз.) – горшок для щей (щаной горшок).
  • Щей горшок, да сам большой.
  • Балакирь – высокий горшок, узкогорлый, для молока.
  • Кумган – кувшин с носиком, ручкою и крышкою.

Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды.

Словарная работа учащихся

Этюд (франц., étude, букв. – изучение).

  • В изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое с натуры с целью ее изучения.
  • Музыкальная пьеса для одного инструмента, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.
  • В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

- Предметом для нашего сочинения-этюда послужит одно из керамических изделий, которые вы здесь видите.

Сообщения детей о скопинской керамике.

Собрание скопинской керамики в Государственном русском музее – одно из самых значительных как по количеству экспонатов, так и по разнообразию изделий. Исследователи единодушно отнесли ее возникновение в 60-м годам XIX столетия. Существуют устойчивые технические приемы изготовления изделий, сложившиеся формы и виды предметов, своеобразные характер декора, что в совокупности составляет единый, ярко выраженный «скопинский» стиль.

Первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури и начали делать глазурованные изделия братья Оводовы (прозвище – Сироткины). Этот способ быстро распространился среди других гончаров.

Все скопинские изделия изготавливаются из светложгущейся глины, которая после обжига приобретает светлый, розоватый (оттенок) цвет. С тех далеких лет сохранился традиционный способ выполнения керамики – на гончарном круге из жгутов глины.

Особое своеобразие придают изделиям яркие поливы.

Гончары освоили технологию приготовления глазури разных цветов: зеленого, коричневого, желтого. Во время обжига в горне крупинки глазури плавились и, стекая, образовывали потеки, за что глазурям дали название «потечные».

Применение потечных глазурей и стало основным признаком скопинских изделий.

Исключительно ценно, что мастера постоянно стремились подчеркнуть природные особенности местных глин и выявить их декоративные возможности.

Посуда пользовалась большим спросом. Это побудило гончаров искать новые способы и приемы украшения изделий. Поэтому сосуды стали украшать графическим и лепным орнаментом. Для его выполнения каждый гончар припасал простейшие инструменты: палочки с заостренными концами, зубчатые колесики от часовых механизмов, гильзы от охотничьих патронов.

В Скопине произошло соединение двух гончарных ремесел – посудного и игрушечного, в результате чего сложилось производство сосудов со скульптурными украшениями. Одним из видов украшения сосудов была скульптура: змеи, птицы-скопы, рыбы, льва. Среди скульптурных фигур на скопинской керамике крайне редко встречается изображение человека.

По своему назначению все изделия делятся на бытовые и декоративные: фигурные сосуды – квасники и кумганы, скульптурные сосуды, подсвечники, скульптуры. В основе их построения лежит принцип ярусности и в то же время развитие всех форм по вертикали.

Исключительное значение в развитии местных традиций имело творчество потомственного гончара М.М. Пеленкина, унаследовавшего гончарное ремесло от отца и деда. Директор Скопинского краеведческого музея А.Ф. Крылов посвятил ему стихотворение:

Старый гончар

Глины коричневый ком
Мастер кладет на круг,
Вертит, «колдует» он,
Мочит водой, и вдруг
Словно из русской сказки
Чудный подняли кувшин,
На стенке его атласной
Вязью старинной «Скопин» -
Птица скопа жила
Здесь когда-то в лесах дремучих,
Оба ее крыла
У кувшина – как две ручки!..
На рукотворное диво
Пришел посмотреть народ,
А Мастер молчал горделиво,
С лица утирая пот…
Да-а, жизнь – интересная штука, -
Увидишь всего на веку!
Он знает «Секреты»?! А ну-ка,
Задам я вопрос старику:
- Скажи мне, какой же мудрец
Тебя волшебству научил?
- Лепили мой дед и отец,
А я глину им подносил!..

Долгое время на Скопинской фабрике художественной керамики работали старейшие мастера Линева Мария Александровна, Поляков Сергей Иванович, Александра Васильевна Курбатова, Нелли Козьминична Насонова.

Из молодых художников, работающих в традициях, можно назвать Голованову Татьяну, Лощинину Татьяну, Воронову Людмилу, Якушкина Александра, Киселеву Татьяну, Якушкину Ирину.

В СДХШ растят им достойную смену. Долгое время там работал А.И. Рожко - бывший главный художник фабрики.

  1. Основная мысль сочинения.

Задание:

  • Внимательно рассмотрите эти гончарные изделия, скажите, что вас в них привлекает, что нравится, почему они так называются?
  • Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете керамику? Какою должна быть главная мысль сочинения? (Подчеркнуть красоту предмета)
  • Что бы вы сказали о мастерах-гончарах Скопина? (Сообщения учащихся)
  • Придумайте заглавие к сочинению, чтобы в нем была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к скопинской керамике (Глиняная сказка).

Учитель обобщает ответы учащихся, отмечает лучшие заголовки.

  1. Работа над композицией и планом сочинения.

– Чтобы описание изделия было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения состоит из 3 частей. Для нашего сочинения он может быть таким:

План.

  1. Вступление: кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о скопинской керамике. (Придумывание и запись предложений начала).
  • Скопин – это город, прославившийся искусными мастерами гончарного дела.
  • Первые глиняные сосуды были непохожи на те, что изготавливают современные гончары.
  • В середине девятнадцатого века талантливые художники изготавливали керамические изделия из глины: квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры.
  1. Основная часть: описание квасника или подсвечника.
  • Общий вид квасника или подсвечника (материал, форма, цвет), его назначение.
  • Описание изделия из скопинской керамики (орнамент, скульптура, ярусность, глазурь и т.п.)
  • Впечатление, производимое изделием.
  1. Заключение. Традиции и современность скопинской керамики, мастерство художников Скопинской фабрики керамики. (Директор – Валентин Дмитриевич Телышев).

Задание: рассмотрите внимательно авторскую работу квасника Киселевой Т., который мы будем описывать, и подготовьте устно начало описания.

Ответы 2-3 учеников выслушиваются, дополняются, исправляются, оцениваются.

Работа над типом и стилем предстоящего сочинения.

  • Какой тип речи вы будете использовать в сочинении-этюде о скопинской керамике? (Описание с элементами повествования).
  • Что характерно для описания? (Оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, человек, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете, человеке.)
  • В каком стиле вы будете писать свою работу? (В художественном).
  • Чем отличается стиль художественной литературы от научного? (Изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнениями. В нем должно быть много оценочных слов, выражающих отношение к описываемым предметам.)
  • Текст какого стиля перед вами на доске: научное или художественное описание? Обоснуйте свой ответ. (Научное описание отличается сухостью речи, точностью, наличием специальных терминов.)

Так как вы выбрали художественное описание, поработаем над языком сочинения.

  1. Материал для словарной работы
  • Мастер: волшебник, художник, творец, создатель, гончар, горшеня, лепит, творит, создает, декорирует, украшает.
  • «Скопинский» стиль – сочетание утилитарного назначения керамики со скульптурными изображениями птиц, рыб, животных, сказочных образов: традиции, розоватый оттенок глины, обжиг, гончарный круг, жгуты глины, «потечные» глазури, ярусность, промысел.
  • Орнамент: лепной, штампик, рыбьи чешуйки, затейливый витой жгут, вдавленные пояски, «лапша» (шесть льва), сквозные, ажурные кольца.
  • Поливы: живописные, неповторимые наплывы, неожиданные вкрапления, блестящая или матовая глазурь.
  • Впечатления: радость творчества, расцвет таланта, добрые, сказочные существа, удивительно утонченное творчество, чистейший родник народного творчества, благородство и теплота глины.

Словарная работа проводится на всех этапах урока, словарный материал над тематическим словарем отражен на плакате.

  1. Итоги урока.

Класс отмечает, чему научился на уроке, что было удачным в работах и ответах учащихся.

  1. Заключительное слово учителя.

Возьмет человек в руки глиняное чудо и вспомнит, что до него уже целые столетия пронеслись-прогремели над землей. И подумает, что всегда Русь держалась на таких мастерах, которые и мечом владеть умели, и дивные вещи творили.

Поэт-рязанец Герольд Киселев посвятил скопинским гончарам такие стихи:

В комнатенке, низенькой и тесной,
Жаждой рукоделия горя,
Вязкую и мягкую, как тесто,
Глину достает он из ларя.
Пальцами суровыми сжимает,
И в ладонях крепко стеснена.
Рыжая, веселая, живая,
Бегает меж пальцами она.
И растет кувшин быстрее злака.
И тогда о том подумал я,
Что я так же, может, встал из мрака,
Возродился из небытия.
И меня вот так же замесили
Из обычной глины и земли
Руки моей матери-России –
И в порыве к звездам вознесли!
Космонавты, гончары, поэты,
Отираем звезды мы с чела!
Может быть, сработана планета
Добрыми руками гончара.

  1. Задание на дом: написать сочинение-этюд о скопинской керамике, выполнить иллюстрацию.

Символ Скопина. Передо мной на столе стоит изделие скопинских гончаров – ваза, изображенная в виде птицы – скопы. Как видно, мастер очень старался, создавая это своеобразное изделие. Чувствуются умелые руки художника, его фантазия, мастерство. Скопинская керамика очень славится во всей Рязанской области, и в самой Рязани, и за ее пределами. А особенно работы Н.К. Насоновой, одна из которых – передо мной.

Эта ваза вылеплена из глины, на ней очень красивый и своеобразный рисунок. Он выполнен в виде небольших чешуек. Вся ваза сверкает коричневой с зеленоватым отливом глазурью. Форма вазы плавно переходит от одного яруса к другому. Ее ручка изящно выполнена в виде хвоста птицы. Основная часть вазы – тулово – напоминает туловище птицы и плавно переходит в ее шею. Скописнкие мастера очень умело выбирают форму изделия, его размеры, цвет глазури. Они точно передают повадки животного или птицы. Скопа издавна привлекает гончаров, и у всех она в разном обличье. У Н.К. Насоновой она получилась хищной, гордой и независимой.

Керамика – это одно из ремесел декоративно-прикладного искусства. Талантливые художники еще с девятнадцатого века начали лепить изделия из глины: подсвечники, квасники, различные вазы, кумганы, бытовую посуду. У всех гончаров свой стиль, но манеру Нелли Козьминичны не спутать ни с чем. Сосуд, изготовленный ее руками, как бы свит из сквозных, ажурных колец, изящно изогнутых носика и ручки, увенчанного затейливой крышечкой стройного горлышка. Ее работы мне нравятся больше всего. (Сорокопуд Александр).

Птица Сирин. Горшени. Почему-то обидным слышится мне это слово. А больше по вкусу гордое – гончар. Каждый скопинец знает, что горшки обжигают как не боги, а обыкновенные люди, работающие на Скопинской фабрике керамики. Я знакома с одним таким мастером, умеющим своими руками создавать из глины творения, достойные славы скопинских гончаров. Это Киселева Татьяна, одна из самых одаренных и самобытных художниц промысла.

На пустом месте, конечно, никакой природный дар не получает своего развития. Татьяна прекрасно знает народное декоративно-прикладное искусство, традиции скопинских гончаров: М.М. Пеленкина, Н. Насоновой, М. Линевой и других известных всему миру талантов.

Передо мной – ее авторская работа, подсвечник «Птица Сирин». Он воплощение народной фантазии, создавшей образ полуженщины – полуптицы, загадочный и неуловимый. С удивленными глазами, раскрыв рот, птица как бы поет свои сладкозвучные песни. Широко распахнуты ее крылья, украшенные затейливым орнаментом. На шее у птицы бусы, а тулово отливает блестящей глазурью. Живописные, неповторимые наплывы поливы создают ощущение загадки. Пышный, распущенный хвост птицы Сирин великолепно украшен узорами.

Я думаю, что Татьяна создавала эту скульптуру в самую пору расцвета своего таланта. Животные и птицы у нее получаются добрыми, сказочными существами. Руки гончара хорошо чувствуют благородство и теплоту глины. А «Птица Сирин» стоит на моем столе и дарит тепло и радость, удивляя своей оригинальностью.