Цели:
- Научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды.
- Познакомить учащихся с возникновением гончарного промысла в Скопине, его традициями и мастерами.
- Расширить познавательные возможности учащихся; осуществить межпредметные связи; осуществить тематическое использование наглядности в комплексе.
- Повторить сведения по теории сочинений: работа над темой, основной мыслью, заголовком сочинения, композицией, планом, стилем и жанровыми особенностями.
- Воспитание интереса и любви к родному краю, его людям, традициям.
Оборудование: изделия скопинской керамики, плакат с тематическим словарем, с эмблемой Скопина, запись плана на доске; слайды, книга «Художественная керамика Гжели и Скопина», открытки, материалы из районной газеты «Скопинский вестник» (архив учителя и учеников).
Эпиграф:
Город рожденья народных талантов,
Сказок гончарных рассвет,
Город шахтеров, певцов, музыкантов,
Рыцарей огненных лет.
Н. Клюев (скопинский поэт).
Ход урока
- Оргмомент. Определение целей и задач урока. Урок развития речи – урок знакомства с новой творческой работой.
Язык и народное прикладное искусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Открывая для себя мир народного прикладного искусства, мы одновременно открываем и мир русского языка.
Раскрывая смысл эпиграфа.
В некотором царстве, в некотором государстве… Так обычно начинаются сказки, не будем отступать от этого правила и мы. Давным-давно, когда вся Русская земля еще была покрыта дремучими лесами, жила на Рязанщине гордая птица Скопа, которая защищала здешние места от набегов бесчисленных врагов-кочевников. Она-то, мол, и дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе.
Что ж, скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными рябыми крыльями и сильными когтями. Живет она постоянно в лесистых местах по берегам больших рек и питается крупной рыбой, которой немало когда-то было в ныне обмелевших речках Верде и Проне. Но вернемся к «сказке» – чудным творениям народных мастеров, что на весь мир прославили свой родной Скопин.
Мы привыкли к тому, что глиняный сосуд – это нечто обыденное (хотя подчас очень красивое): горшок, кувшин, кринка, тарелка…
Конечно, все это издавна делали и в Скопине. Однако в середине прошлого века в здешней гончарной слободе начали лепить фигурную керамику, ставшую одним из самых ярких явлений нашего декоративно-прикладного искусства. И тогда в обычной черной глине неожиданно ожила добрая русская сказка!
Кого только мы здесь не встретим! Вот, например, царь всех зверей – могучий лев. Именно с него, говорят, все и началось.
В Скопине их прозывали горшенями, а еще – глинниками и скудельниками. А их улицу – горшечным рядом. Черные, как головешки, вытянулись вдоль нее горны, и поэтому улица казалась длиннее против действительной своей длины. Ох, и веселая улица, мастеровая! В каждой избе гончарили. Все: от карапуза-бесенка, кто под стол пешком ходил, до старца седобородого. У Пеленкиных прадед гончарил, и дед Михаил, и отец Михаил, и сам он опять же Михаил (вот тебе родовое ремесло – вот и родовое имя), едва на ножки встал, окреп – спозаранок с отцом возится у горна.
Сперва гнали «синюю» посуду, а печь выносили на улицу. Потом братья Оводовы, мужики расторопные, привезли из Липецка секрет «обливной глазури», наловчились добывать порошок из свинца. Стали жечь в избе, снимать с гончарного круга посуду с поливой. Бойче пошла торговля. Не только в близкой округе, где порою «худ торжок – да не зуд горшок», но в городах губернских, на ярмарках, и в самой Москве златоглавой, в Охотном горластом ее ряду, гончаров позванивали и деньгами позванивали. Солидные люди, князья да графы подкатывали, товар охотно брали: «егольники» пузатые, репчатые, да «балакири» узкогорлые, с шеями лебедиными, да квасники расписные, дабы удивить заезжих гостей русской диковинкой. И привозили мастера – в Скопин хлеб да соль, да бабам платки, девкам – ленты алые в косы, детишкам – пряники на забаву. И снова горны раздували.
Торг торгом, а ремесло ремеслом: знай не ленись, поворачивайся.
- Вступительное слово учителя.
Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства – скопинские гончары.
Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.
- Задание:
для того чтобы выяснить значение слова прикладной, разберем его по составу и подберем однокоренные слова.
Прикладной – уклад, накладывать, прикладывание, прикладник.
Орф. 40. Декоративно-прикладной – сложное прилагательное.
Из толкового словаря В.И. Даля:
Где лад, так и клад.
На что клад, коли в семье лад.
Толк да лад, тут и клад.
Прикладной – имеющий практическое значение, применяемый на практике.
- Работа над лексическим значением диалектных слов («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).
Из словаря В.И. Даля
- Горшеня – горшечник; работающий горшки и глиняный товар, скудельник, гончар; торгующий им.
- Махотка – гόршечки (горшочки).
- Мал горшок, да угодник.
- Баклага – фляга, сулея; деревянная закрытая обручная или долбленая посудина разного вида.
- Егольник (ряз.) – горшок для щей (щаной горшок).
- Щей горшок, да сам большой.
- Балакирь – высокий горшок, узкогорлый, для молока.
- Кумган – кувшин с носиком, ручкою и крышкою.
Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды.
Словарная работа учащихся
Этюд (франц., étude, букв. – изучение).
- В изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое с натуры с целью ее изучения.
- Музыкальная пьеса для одного инструмента, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.
- В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.
- Предметом для нашего сочинения-этюда послужит одно из керамических изделий, которые вы здесь видите.
Сообщения детей о скопинской керамике.
Собрание скопинской керамики в Государственном русском музее – одно из самых значительных как по количеству экспонатов, так и по разнообразию изделий. Исследователи единодушно отнесли ее возникновение в 60-м годам XIX столетия. Существуют устойчивые технические приемы изготовления изделий, сложившиеся формы и виды предметов, своеобразные характер декора, что в совокупности составляет единый, ярко выраженный «скопинский» стиль.
Первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури и начали делать глазурованные изделия братья Оводовы (прозвище – Сироткины). Этот способ быстро распространился среди других гончаров.
Все скопинские изделия изготавливаются из светложгущейся глины, которая после обжига приобретает светлый, розоватый (оттенок) цвет. С тех далеких лет сохранился традиционный способ выполнения керамики – на гончарном круге из жгутов глины.
Особое своеобразие придают изделиям яркие поливы.
Гончары освоили технологию приготовления глазури разных цветов: зеленого, коричневого, желтого. Во время обжига в горне крупинки глазури плавились и, стекая, образовывали потеки, за что глазурям дали название «потечные».
Применение потечных глазурей и стало основным признаком скопинских изделий.
Исключительно ценно, что мастера постоянно стремились подчеркнуть природные особенности местных глин и выявить их декоративные возможности.
Посуда пользовалась большим спросом. Это побудило гончаров искать новые способы и приемы украшения изделий. Поэтому сосуды стали украшать графическим и лепным орнаментом. Для его выполнения каждый гончар припасал простейшие инструменты: палочки с заостренными концами, зубчатые колесики от часовых механизмов, гильзы от охотничьих патронов.
В Скопине произошло соединение двух гончарных ремесел – посудного и игрушечного, в результате чего сложилось производство сосудов со скульптурными украшениями. Одним из видов украшения сосудов была скульптура: змеи, птицы-скопы, рыбы, льва. Среди скульптурных фигур на скопинской керамике крайне редко встречается изображение человека.
По своему назначению все изделия делятся на бытовые и декоративные: фигурные сосуды – квасники и кумганы, скульптурные сосуды, подсвечники, скульптуры. В основе их построения лежит принцип ярусности и в то же время развитие всех форм по вертикали.
Исключительное значение в развитии местных традиций имело творчество потомственного гончара М.М. Пеленкина, унаследовавшего гончарное ремесло от отца и деда. Директор Скопинского краеведческого музея А.Ф. Крылов посвятил ему стихотворение:
Старый гончар
Глины коричневый ком
Мастер кладет на круг,
Вертит, «колдует» он,
Мочит водой, и вдруг
Словно из русской сказки
Чудный подняли кувшин,
На стенке его атласной
Вязью старинной «Скопин» -
Птица скопа жила
Здесь когда-то в лесах дремучих,
Оба ее крыла
У кувшина – как две ручки!..
На рукотворное диво
Пришел посмотреть народ,
А Мастер молчал горделиво,
С лица утирая пот…
Да-а, жизнь – интересная штука, -
Увидишь всего на веку!
Он знает «Секреты»?! А ну-ка,
Задам я вопрос старику:
- Скажи мне, какой же мудрец
Тебя волшебству научил?
- Лепили мой дед и отец,
А я глину им подносил!..
Долгое время на Скопинской фабрике художественной керамики работали старейшие мастера Линева Мария Александровна, Поляков Сергей Иванович, Александра Васильевна Курбатова, Нелли Козьминична Насонова.
Из молодых художников, работающих в традициях, можно назвать Голованову Татьяну, Лощинину Татьяну, Воронову Людмилу, Якушкина Александра, Киселеву Татьяну, Якушкину Ирину.
В СДХШ растят им достойную смену. Долгое время там работал А.И. Рожко - бывший главный художник фабрики.
- Основная мысль сочинения.
Задание:
- Внимательно рассмотрите эти гончарные изделия, скажите, что вас в них привлекает, что нравится, почему они так называются?
- Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете керамику? Какою должна быть главная мысль сочинения? (Подчеркнуть красоту предмета)
- Что бы вы сказали о мастерах-гончарах Скопина? (Сообщения учащихся)
- Придумайте заглавие к сочинению, чтобы в нем была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к скопинской керамике (Глиняная сказка).
Учитель обобщает ответы учащихся, отмечает лучшие заголовки.
- Работа над композицией и планом сочинения.
– Чтобы описание изделия было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения состоит из 3 частей. Для нашего сочинения он может быть таким:
План.
- Вступление: кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о скопинской керамике. (Придумывание и запись предложений начала).
- Скопин – это город, прославившийся искусными мастерами гончарного дела.
- Первые глиняные сосуды были непохожи на те, что изготавливают современные гончары.
- В середине девятнадцатого века талантливые художники изготавливали керамические изделия из глины: квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры.
- Основная часть: описание квасника или подсвечника.
- Общий вид квасника или подсвечника (материал, форма, цвет), его назначение.
- Описание изделия из скопинской керамики (орнамент, скульптура, ярусность, глазурь и т.п.)
- Впечатление, производимое изделием.
- Заключение. Традиции и современность скопинской керамики, мастерство художников Скопинской фабрики керамики. (Директор – Валентин Дмитриевич Телышев).
Задание: рассмотрите внимательно авторскую работу квасника Киселевой Т., который мы будем описывать, и подготовьте устно начало описания.
Ответы 2-3 учеников выслушиваются, дополняются, исправляются, оцениваются.
Работа над типом и стилем предстоящего сочинения.
- Какой тип речи вы будете использовать в сочинении-этюде о скопинской керамике? (Описание с элементами повествования).
- Что характерно для описания? (Оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, человек, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете, человеке.)
- В каком стиле вы будете писать свою работу? (В художественном).
- Чем отличается стиль художественной литературы от научного? (Изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнениями. В нем должно быть много оценочных слов, выражающих отношение к описываемым предметам.)
- Текст какого стиля перед вами на доске: научное или художественное описание? Обоснуйте свой ответ. (Научное описание отличается сухостью речи, точностью, наличием специальных терминов.)
Так как вы выбрали художественное описание, поработаем над языком сочинения.
- Материал для словарной работы
- Мастер: волшебник, художник, творец, создатель, гончар, горшеня, лепит, творит, создает, декорирует, украшает.
- «Скопинский» стиль – сочетание утилитарного назначения керамики со скульптурными изображениями птиц, рыб, животных, сказочных образов: традиции, розоватый оттенок глины, обжиг, гончарный круг, жгуты глины, «потечные» глазури, ярусность, промысел.
- Орнамент: лепной, штампик, рыбьи чешуйки, затейливый витой жгут, вдавленные пояски, «лапша» (шесть льва), сквозные, ажурные кольца.
- Поливы: живописные, неповторимые наплывы, неожиданные вкрапления, блестящая или матовая глазурь.
- Впечатления: радость творчества, расцвет таланта, добрые, сказочные существа, удивительно утонченное творчество, чистейший родник народного творчества, благородство и теплота глины.
Словарная работа проводится на всех этапах урока, словарный материал над тематическим словарем отражен на плакате.
- Итоги урока.
Класс отмечает, чему научился на уроке, что было удачным в работах и ответах учащихся.
- Заключительное слово учителя.
Возьмет человек в руки глиняное чудо и вспомнит, что до него уже целые столетия пронеслись-прогремели над землей. И подумает, что всегда Русь держалась на таких мастерах, которые и мечом владеть умели, и дивные вещи творили.
Поэт-рязанец Герольд Киселев посвятил скопинским гончарам такие стихи:
В комнатенке, низенькой и тесной,
Жаждой рукоделия горя,
Вязкую и мягкую, как тесто,
Глину достает он из ларя.
Пальцами суровыми сжимает,
И в ладонях крепко стеснена.
Рыжая, веселая, живая,
Бегает меж пальцами она.
И растет кувшин быстрее злака.
И тогда о том подумал я,
Что я так же, может, встал из мрака,
Возродился из небытия.
И меня вот так же замесили
Из обычной глины и земли
Руки моей матери-России –
И в порыве к звездам вознесли!
Космонавты, гончары, поэты,
Отираем звезды мы с чела!
Может быть, сработана планета
Добрыми руками гончара.
- Задание на дом: написать сочинение-этюд о скопинской керамике, выполнить иллюстрацию.
Символ Скопина. Передо мной на столе стоит изделие скопинских гончаров – ваза, изображенная в виде птицы – скопы. Как видно, мастер очень старался, создавая это своеобразное изделие. Чувствуются умелые руки художника, его фантазия, мастерство. Скопинская керамика очень славится во всей Рязанской области, и в самой Рязани, и за ее пределами. А особенно работы Н.К. Насоновой, одна из которых – передо мной.
Эта ваза вылеплена из глины, на ней очень красивый и своеобразный рисунок. Он выполнен в виде небольших чешуек. Вся ваза сверкает коричневой с зеленоватым отливом глазурью. Форма вазы плавно переходит от одного яруса к другому. Ее ручка изящно выполнена в виде хвоста птицы. Основная часть вазы – тулово – напоминает туловище птицы и плавно переходит в ее шею. Скописнкие мастера очень умело выбирают форму изделия, его размеры, цвет глазури. Они точно передают повадки животного или птицы. Скопа издавна привлекает гончаров, и у всех она в разном обличье. У Н.К. Насоновой она получилась хищной, гордой и независимой.
Керамика – это одно из ремесел декоративно-прикладного искусства. Талантливые художники еще с девятнадцатого века начали лепить изделия из глины: подсвечники, квасники, различные вазы, кумганы, бытовую посуду. У всех гончаров свой стиль, но манеру Нелли Козьминичны не спутать ни с чем. Сосуд, изготовленный ее руками, как бы свит из сквозных, ажурных колец, изящно изогнутых носика и ручки, увенчанного затейливой крышечкой стройного горлышка. Ее работы мне нравятся больше всего. (Сорокопуд Александр).
Птица Сирин. Горшени. Почему-то обидным слышится мне это слово. А больше по вкусу гордое – гончар. Каждый скопинец знает, что горшки обжигают как не боги, а обыкновенные люди, работающие на Скопинской фабрике керамики. Я знакома с одним таким мастером, умеющим своими руками создавать из глины творения, достойные славы скопинских гончаров. Это Киселева Татьяна, одна из самых одаренных и самобытных художниц промысла.
На пустом месте, конечно, никакой природный дар не получает своего развития. Татьяна прекрасно знает народное декоративно-прикладное искусство, традиции скопинских гончаров: М.М. Пеленкина, Н. Насоновой, М. Линевой и других известных всему миру талантов.
Передо мной – ее авторская работа, подсвечник «Птица Сирин». Он воплощение народной фантазии, создавшей образ полуженщины – полуптицы, загадочный и неуловимый. С удивленными глазами, раскрыв рот, птица как бы поет свои сладкозвучные песни. Широко распахнуты ее крылья, украшенные затейливым орнаментом. На шее у птицы бусы, а тулово отливает блестящей глазурью. Живописные, неповторимые наплывы поливы создают ощущение загадки. Пышный, распущенный хвост птицы Сирин великолепно украшен узорами.
Я думаю, что Татьяна создавала эту скульптуру в самую пору расцвета своего таланта. Животные и птицы у нее получаются добрыми, сказочными существами. Руки гончара хорошо чувствуют благородство и теплоту глины. А «Птица Сирин» стоит на моем столе и дарит тепло и радость, удивляя своей оригинальностью.