Русский язык
-
Урок-презентация "Полные и неполные предложения" 2009
Использование презентаций на уроке русского языка развивает умения самостоятельно работать; позволяет перейти от репродуктивных методов к продуктивным; усиливает интерес учащихся к предмету. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения полных и неполных предложений.
-
Обособленные и уточняющие члены предложения (8-й класс) 2009
Данный урок поможет углубить представления учеников об обособлении, а также развить пунктуационные навыки.
-
Урок-презентация в 11-м классе по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения" 2009
Урок русского языка с применением интерактивной доски позволяет провести в увлекательной и динамичной форме повторение и систематизацию знаний учащихся по данной теме, углубить представления учащихся об этих предложениях как ярком синтаксическом средстве выразительности языка. Использование компьютера на уроке позволяет разнообразить виды деятельности, быстро осуществить контроль знаний.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Буквы о-ё после шипящих в корне" 2009
Представлен план урока русского языка в 5-м классе по теме. Урок знакомит учеников с орфограммой буквы о-ё после шипящих, развивает орфографическую зоркость.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка 2009
Это занятие - возможность акцентировать внимание учащихся на доброте как важнейшей человеческой ценности. Учащиеся учатся отбирать нужные аргументы при написании сочинения-рассуждения. На уроке проводится анализ текстов, параллельное повторение орфографии и пунктуации, закрепляется умение работать со словарем, используется презентация Microsoft PowerPoint.
-
Игра-соревнованиев 6-х (или 7-х) классах "Подвиг во имя русского слова" (о В.И. Дале) 2009
Игра знакомит обучающихся с личностью В.И. Даля, масштабом его деятельности, значимостью для русской культуры. Использованы сборник пословиц и "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля, книги М.Булатова, В.Порудоминского "Собирал человек слова".
-
Живая речь. Заседание исследовательского лингвистического общества. Исследование на краеведческом языковом материале 2009
Исследование посвящено анализу устной речи на основе работы с "Толковым словарём живого великорусского языка" В.И. Даля. В ходе исследования обучающиеся решают "загадку" о месте рождения человека, который повествует о своём детстве. Предполагает использование интерактивной доски и электронной версии словаря.
-
Урок развития речи "В мире текстов". 6-й класс 2009
Урок позволяет обобщить знания учащихся по теме "Типы речи", работая над текстами и иллюстрациями, создавая собственные тексты определенного типа. Наглядность урока помогает познакомить учащихся с уникальными историческими, культурными и природными объектами, располагающимися на территории нашей страны.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Понятие о морфемике. Морфема – наименьшая значимая часть слова" 2009
В учебнике для 5-го класса усилено внимание к значению морфем. Анализируя структуру слова, дети, опираясь на лексическое значение слова, внедряются в более сложную область языковой семантики - в разнообразные морфемные значения, вычленить которые в слове значительно сложнее, нежели лексическое значение. Вот почему главной задачей в обучении морфемике является формирование представления о морфеме как значимой части слова.
-
Урок развития речи "Тема «русской тройки» в живописи, музыке, поэзии" 2009
Мною разработана методика ведения интегрированных уроков развития речи в 5—7-х классах. Суть данной методики: на основе прослушанного музыкального произведения учащиеся создают сочинение-миниатюру, при этом на подготовительном этапе знакомятся с произведениями художников, поэтов, писателей, созвучными с темой пьесы. Методика апробирована, согласована с кустовым методическим объединением словесников.
-
Субъективизация на обобщающем уроке темы "Наречие" (7-й класс) 2009
В ходе занятия учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности, выстраивают логическую цепочку вопросов по теме повторения, представляют результаты исследовательской работы, выстраивают свой ответ по плану, составленному на уроке.
-
Урок русского языка по теме "Повторяем орфограмму "Мягкий знак на конце слов после шипящих" в 4-м классе по УМК "Начальная школа XXI века" 2009
В процессе урока дети учатся видеть в слове орфограмму, необходимость написания мягкого знака на конце слов после шипящих. Кроме этого, урок способствует воспитанию чувства ответственности при работе в команде.
-
Сочинение-описание "Моя комната" 2009
Конспект урока по развитию речи для 6-го класса. Урок обучает писать сочинение-описание, формирует умения правильно строить предложения, употреблять глаголы и наречия в описании помещения, строить высказывания в определенной композиционной форме.
-
Урок по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с правилом употребления мягкого знака на конце наречий, учатся находить данную орфограмму. Идет повторение правописания мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.
-
Элективный курс по русскому языку: "Текст. Теория и практика" 2009
Данный элективный курс предназначен для формирования у учащихся таких умений, как умение строить свое высказывание на определенную тему, умение отбирать наиболее уместные лексико-грамматические средства для речевого оформления высказывания. Программа составлена для учащихся 9 - 11-х классов.
-
"Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка…" 2009
Одной из задач современного образования является формирование коммуникативной культуры школьников. Практика показывает: особые трудности вызывает общение людей во время светской беседы. Знания об особенностях светской беседы и умение организовывать свое речевое поведение могут быть сформированы на одном из занятий элективного курса.
-
Урок-практикум "Фразеология. Признаки фразеологизмов. Источники появления фразеологизмов в языке" 2009
Изучая лексику русского языка, невозможно представить себе весь словарный ресурс без фразеологизмов. Урок учит отличать фразеологические обороты от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, усваивать их значение, отмечать эмоционально-выразительные средства.
-
Подготовка учащихся сельских школ к заданиям по орфографии ЕГЭ по русскому языку 2009
Статья знакомит учителей русского языка с некоторыми методами обучения одной из трудных тем орфографии. В ней автор дает ход рассуждений верного выбора и объяснения орфограмм, что способствует приобретению умения работать над тестовыми заданиями ЕГЭ и повышению общей грамотности учащихся. Статья укомплектована практическими заданиями, требующими логического рассуждения.
-
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Абсолютная грамотность" 2009
Программа элективного курса учитывает важные аспекты в обучении русскому языку (совершенствование орфографических навыков) в современных образовательных условиях, когда учащиеся переходят к новой форме аттестации и критерии оценки практической грамотности выпускников 9-го класса достаточно жесткие.
-
Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов 2009
Основная идея технологии проектов – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Метод проектов широко внедряется во внеурочной деятельности в современной школе, но большая часть образовательных задач решается непосредственно на уроке.
-
Урок риторики в 5-м классе по теме "Будьте вежливы" 2009
Воспитание истинной вежливости - это прежде всего воспитание уважительного, доброго отношения к человеку. Наши дети далеко не всегда приветствуют собеседника, забывают прощаться, благодарить за внимание. Ребята не привыкли следить за своим тоном, громко разговаривают и даже кричат в общественных местах. Данный урок нацелен на то, чтобы сделать наших учащихся вежливыми.
-
"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных" 2009
Проблемная ситуация и способность класса активно участвовать в ее разрешении, соотнесенность приемов работы, всей методической инструментовки с характером темы и уровнем класса, разнообразие и оправданность видов деятельности, включение в урок презентации, сопряженность проводимого урока с предшествующими - таковы основные параметры, по которым может быть оценен урок русского языка.
-
Учебное занятие "Проблемный, типологический, эстетический и лингвистический анализ текста" 2009
Урок разработан для учащихся 6—8-х классов. Дети с огромным интересом знакомятся с жанровым своеобразием фольклорной песни, семантикой ее образов. Через адекватное восприятие слова начинается путь к осмыслению. Начало всех начал - словарная работа, которая погружает в масштабное понимание текста. Обращение к словарям здесь не только обязательно, но и увлекательно.
-
Урок-игра "Зимняя олимпиада" в 8-м классе по русскому языку 2009
На уроке обобщаются знания учащихся о словосочетаниях, односоставных и двусоставных предложениях, однородных членах предложения. У учащихся обогащается словарный запас; расширяется кругозор на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формируется самооценка. Урок прививает интерес к истории, к здоровому образу жизни.
-
Урок русского языка: "Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы" 2009
Урок разработан для учащихся 11-го класса и направлен на повторение основных лексических понятий, на совершенствование языкового чутья и подготовку к ЕГЭ. В проведении занятия помогает показ слайдов компьютерной презентации, что помогает усвоить за урок больше материала. Урок разработан с учетом дифференцированного подхода.
-
Урок по русскому языку в 6-м классе "Соединительные гласные "о" и "е" в сложных словах" 2009
У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. На уроке перед учителем стояла цель: усвоение орфограммы "Соединительные гласные о и е в сложных словах"; развитие устной и письменной связной речи; воспитание нравственных качеств личности.
-
Урок-презентация по развитию речи "Солнечный камень" 2009
Цель: обучение написанию сочинения на основе собранного материала; повторение орфограмм "Правописание суффиксов прилагательных", "Правописание числительных"; расширение кругозора учащихся.
-
Орфографическая работа в период обучения грамоте (1-й класс) 2009
Систематическая работа по орфографии, начатая в период обучения грамоте, с помощью использования орфографических сказок и постоянного выделения (подчёркивания) орфограмм, проведение словообразовательных упражнений по "Грамоте" и тетради "Грамота", обогащение словарного запаса позволяет учителю добиваться высоких результатов.
-
Интегрированный урок по развитию речи на тему "Сочинение-описание по открыткам" 2009
Материал, используемый в мультимедийной презентации, представляет комплекс, сочетающий в себе художественное чтение, музыку, фотографии, видеорепортажи. Содержание урока позволяет достигнуть поставленных целей и задач: обучить написанию сочинения-описания по открыткам, обогатить словарь учащихся лексикой, познакомить с историческим материалом, воспитать любовь и бережное отношение к природе, внимательное отношение к людям.
-
Урок русского языка в 4-м классе "Делать хорошее людям - хорошеть самому". Тема: "Слово" 2009
После завершения каждого этапа обучения, чтобы выявить, какие результаты достигнуты, я провожу уроки обобщения, уроки – смотры знаний, уроки-путешествия, уроки-аукционы, уроки-исследования, на которые приглашаю учителей начальных классов, учителей-предметников, родителей.