Использование ИКТ при разработке модифицированных образовательных программ по русскому языку

Разделы: Русский язык


В современных условиях, когда государство проводит кампанию компьютеризации всей системы образования страны, возникает потребность в разработке методики обучения школьников с применением новых информационных технологий.

В связи с этим важным перспективным направлением развития системы образования является внедрение  модифицированных программ на основе ИКТ.  Только тот педагог, который сам создает свои авторские проектные разработки, имеет больше шансов успешно работать в современном образовательном пространстве в режиме проектно-исследовательской, эвристической деятельности со школьниками. Стоит отметить, что сегодня многие педагоги самостоятельно готовят медиаподдержку для своих занятий. Причин этому много, но основной причиной можно назвать желание педагогов работать в режиме собственного авторского стиля.

Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

1. ИКТ на предметных уроках

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели мы идем через реализацию следующих задач:

  •  повышение мотивации обучения;
  •  развитие познавательной активности учащихся;
  •  стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
  • повышение качества образования
  •  совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

На своих уроках мы используем компьютер как:

  • средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
  •  средство информационной поддержки учебного процесса;
  •  дополнительный источник информации;
  •  средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;
  • универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

Учителя нашей школы применяют компьютерные технологии как «проникающие» при подготовке и проведении уроков, на факультативных занятиях, во внеклассной работе, в методической и воспитательной работе.

Мультимедиа позволяет готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации, электронные учебники. Использование  ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации учителя (списки, планирование, конспекты занятий).

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая учащимся реализовать в той или иной мере свой  скрытый интеллект и творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества  обучения и сформированности  ключевых и предметных компетенций школьников.

2. Использование ИКТ на уроках русского языка

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
Я использую в своей работе ИКТ уже несколько лет.  На первом этапе мною ставилась задача знакомства и освоения программного обеспечения и возможностей Интернет - пространства. Далее моя деятельность была направлена на разработку методического сопровождения,  применения данных технологий в различных вариантах деятельности учащихся.
Остановлюсь подробнее на некоторых из них, апробированных мною и давших положительный результат:

Презентация в автоматическом режиме – сопровождение школьной лекции на уроке погружения в новую тему, сообщения учителя или ученика  при введении нового материала.

Презентации – проекты учащихся, созданные ими самостоятельно к уроку или на уроке.

Презентация – сборник учебно-методического  материала к изучению большой темы, раздела курса (например,  по творчеству писателя),   который   можно использовать  по  частям   на  разных   уроках   в     разных   классах).

Компьютерная презентация служит методическим стержнем медиаурока,   помощником в  организации учебной деятельности детей,  в развитии речевых компетентностей учащихся.

Приведу в пример интегрированный урок по русскому языку и литературы «Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения» на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова»,  проведенный  в 8 классе с использованием ИКТ.

Задачи занятия:

  • Помочь школьникам почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе (а именно, на основе поэтических текстов Лермонтова).
  • Повторить изученный материал о видах односоставных предложений.
  • Интегрировать материал русского языка и литературы.

Без использования ИКТ на уроке, мне пришлось бы потратить много бумаги, сил и времени, готовя карточки со всевозможными заданиями, привлечь к работе ассистентов, чтобы они  вовремя раздали, собрали, зафиксировали результаты заданий. Надо ли говорить, что провести такой урок организованно было бы сложно, а избежать непроизводительной траты времени невозможно. 

На  уроке с использованием  современных технологий: Интернет, презентация, демонстрация видеосюжетов из видеофильма, учебное электронное пособие , - были сняты многие  негативные моменты: минимум бумаг, минимум хождений по классу, чёткость и наглядность хода урока. Композиция урока наглядно отражена в сюжетах, предлагаемых на слайдах презентации, что способствует лучшему представлению учебного материала.    Использование компьютерных технологий позволило мне вовлечь детей в активную работу и подвигнуть их  к стремлению овладеть необходимыми знаниями. 

Различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и повышению качественного уровня знаний.

Апробирована мною сдача зачета в виде создания презентации-учебной тетради по теме «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях» с учащимися 9-го класса.   Ученики, работая в паре, создавали презентацию по данной теме после обобщения и повторения материала, затем защищали свой проект  на уроке. Методическое мастерство учителя в данном случае проявляется в способности организовать работу учащихся с разными источниками, в том числе и с ученическими презентациями.

Поурочное  планирование предмета в каждом классе, я составляю с учетом использования ИКТ: стараюсь готовить к  уроку презентацию, подбираю мультимедиа приложения для самостоятельной работы с теорией, готовлю тесты обучающего и контролирующего характера, которые позволяют мне оперативно определить уровень восприятия и понимания изучаемого материала с использованием ПК. Ребятам самим становится интересно проверить, что же они смогли усвоить на уроке, а что осталось для них «загадкой», которую предстоит  разгадать. Это своеобразная рефлексия урока. Соответственно,  домашнее задание дети получают  индивидуальное.

I четверть поурочное тематическое планирование (фрагмент) по русскому языку в 5 классе

Автор:  Ладыженская Т.А.

Тема урока

Использование ИКТ

1 Вводный урок. Знакомство с учебником.  
2 Развитие речи. Язык – важнейшее средство общения. Устное высказывание о роли языка в жизни общества. Презентация
3 Повторение изученного в начальных классах.  
4 Состав слова. Подготовка к проверочной работе.  
5 Контрольная проверочная работа знаний начальной школы. Авторская тестирующая программа, «Фраза», «Наставник»
6 Орфограмма. Вводный урок. «Путешествие в страну Орфографию». Теория: орфография, орфограмма, ОП. Презентация,
7 О.П. №1 «Слышу шипящий [ж, ш, ч’,щ’ ]п/д гласной. Правописание и, а, у после шипящих.  
8 ОП №2 «Слышу шипящий [ш, ч’,щ’] в конце слова.  
9 Правописание Ь после шипящих.  
10, 11 Правописание Ь после шипящих в существительных с ударным окончанием, глаголах, прилагательных, наречиях. Пропедевтически: краткое прилагательное, глагол повелительного наклонения. Авторская тестирующая программа, «Фраза», «Наставник»
12 ОП № 3 «Слышу глухой парный согласный на конце слова».  
13 Правописание сомнительных согласных.  
14 ОП №4 «Слышу стечение согласных».  
15 Правописание сомнительных согласных в середине слова. Авторская тестирующая программа, «Фраза», «Наставник»

Учебное электронное пособие (компьютерные программы  «Фраза», «Репетитор») убедили меня в целесообразности использования их для организации дифференцированного тренинга на уроках русского языка. Компьютер может оказать значительную помощь учителю в работе не только со слабыми, но и с сильными учащимися.

Так, сильным ученикам можно предложить более трудный дидактический материал, т.е. слова с несколькими орфограммами, сложным морфологическим составом, задания творческого характера. Для слабых учащихся включить дополнительный материал, который восполнял бы пробелы в знаниях, актуализировал бы их опорные знания, умения и навыки, необходимые для изучения каждой конкретной темы. Сильный ученик, не допустивший ни одной ошибки, получает заслуженные «5» или «4», продолжает работу, выполняя новое задание. Для  слабых учеников этот путь будет несколько иным: ошибка – получение дополнительных теоретических сведений – практическая отработка нового материала. Однако, по какому бы пути ученик ни пошел, после необходимой для него тренировки работа закончится итоговым упражнением на отметку.

Задание в программе обеспечивают все этапы формирования орфографического навыка:

  • нахождение и обозначения орфограмм;
  •  обоснование условий выбора правильного написания;
  • самостоятельное решение орфографической задачи.

Не менее интересно проходят  «разминки» на уроках русского языка и литературы с использованием видеофрагментов для написания ассоциативного ряда.

  • Кстати, о компьютерных обучающих программах:

представляется заманчивой возможность с помощью компьютерных  обучающих  программ поэтапно сопровождать процесс рассуждения ученика при решении им лингвистической задачи, своевременно диагностируя и исправляя именно ошибочное звено в рассуждении, а не конечную ошибку в ответе.

2.1. Использование компьютерных технологий при работе со словарными словами

Форм и приёмов в словарной работе достаточно много. Мною выработан алгоритм изучения новых слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями.

Важно самое начало работы со словарным словом. Система приёмов работы с трудными написаниями сводится к следующему:

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).
2. Лексическое значение слова (толкование).
З. Морфемное строение (однокоренные слова).
4. Правописание. Нахождение орфограмм.
5. Определение части речи.
6. Проговаривание.
7. Включение слов в тексты, составление со словами словосочетаний, предложений.

Работая над словом дома, учащиеся обращаются к словарям: этимологическому, толковому, иностранных слов, словообразовательному и т.д. Эта работа увлекает, приучает их к ответственному и бережному отношению к слову. В связи с созданием в ТСОШ третьего компьютерного класса появилась возможность закреплять правописание изученных словарных слов на медиауроках.

Мною апробирована методика работы со словарными словами на компьютерах.

1 этап

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).
2. Лексическое значение слова ( работа со словарем).
3. Составление словосочетаний, предложений.

2 этап

1. Игра «Этимологическое лото» 
2. Отработка навыка правописания слов на компьютере по программам «Домашний наставник», «Фраза».
3. Проверка знаний с применением этих программ (тема «Непроверяемые написания»).

Задание в программе обеспечивают все этапы формирования орфографического навыка:

– нахождение и обозначения орфограмм;
– обоснование условий выбора правильного написания;
– самостоятельное решение орфографической задачи.

Конечно, работая в компьютерном классе, где 10 машин и 25 человек, порой невозможно увидеть полной и точной картины знаний у обучающихся. Потому я очень тщательно подхожу к подбору детей для парной работы на компьютере.

Анализируя проведенные уроки в компьютерном классе, могу сказать, что работа с компьютером вызывает большой интерес, очень нравится ребятам. Общение с компьютером на уроках русского языка не утомляет учащихся, наоборот, они хотят продлить свою работу. Потому, по мере возможности мною проводятся дополнительные занятия для корректировки знаний и умений в компьютерном классе. Считаю, что работа в компьютерном классе эффективна, полезна и продуктивна.

2.2. ИКТ на уроках развития речи и в проектной деятельности  обучающихся

К 23 февраля в качестве домашнего задания мною обучающимся было предложено написать сочинение в письменном и электронном виде на тему  «Мой папа – защитник Отечества». Ребята написали сочинение, проиллюстрировав их  фотографиями пап с места воинской службы. К 8 Марта дети получили новое задание: сочинение на тему «Моя мама». В итоге у нас  получился творческий сборник в электронном виде, который можно было условно объединить под темой «Семейный альбом». На одном из собраний родители познакомились с работами своих детей и были приятно удивлены. Мы пошли дальше и обратились к идее создания проектной работы практической направленности: «Создание семейного альбома» путем речевого творчества обучающихся 5 «А» класса.

Итак, наша идея заключалась в том, чтобы:

1. Собрать и обработать уже имеющийся у нас материал – сочинения обучающихся о своих родителях, подвигнуть обучающихся  на дальнейшее создание творческих работ о себе, о школе, о малой Родине, о стране.

2. Преобразовать имеющийся творческий материал в качественно оформленный  цифровой образовательный ресурс (ЦОР) «Семейный альбом» с иллюстрациями и стихами собственного сочинения, созданный средствами Microsoft Office.

Чтобы воплотить  идею создания , были поставлены задачи:

1. Заинтересовать и привлечь к сотрудничеству над проектом всех ребят класса, придать этому сотрудничеству значимый характер в связи с объявлением президентом России 2008 года  Годом Семьи.

2. Проявить свои творческие и организаторские способности, направленные на сплочение коллектива вокруг идеи проекта с целью их гражданского воспитания и образования.

Наш проект был  направлен на формирование и укрепление семейных ценностей путем создания «Семейного альбома». Так как, отвечая за подготовку проекта и, обрабатывая материалы, мы поближе познакомились с родителями одноклассников, поняли, что каждая семья интересна, по-своему уникальна.

Еще об одном проекте практической направленности социально-прикладного значения хотелось бы сказать подробнее. В 2006 в рамках учебной деятельности у нас с учениками 6-го класса возникла идея создания предметной газеты по русскому языку и литературе «Алфавит».

Главная цель проекта: способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родному языку.

Долгосрочная цель проекта: быть рядом с учеником, служить надёжным источником информации, стать верным советчиком и другом.

Одной из долгосрочных задач газеты является развитие и формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции.  Страницы газеты сделали тематическими:

  • лингвистическая страница (рубрики: «Лингвистическая экскурсия», «Что я узнал о слове», «Этимологические этюды»);
  • культуроведческая страница (рубрики: «Речевой этикет», «Мы таковы, каков наш язык, или язык наш таков, каковы мы?»);
  • занимательный русский язык (рубрики: «Весёлые упражнения», «Игры, шарады», «Правила без заучивания»).

В результате реализации нашего проекта мы сделали вывод, что идея создания газеты по русскому языку, ориентированная на школьника, возможна. Готовя очередной номер газеты, ученики реализуют свой  творческий потенциал, совершенствуют навыки работы на компьютере, учатся собирать и обрабатывать материалы, выделяя главное из большого количества информации.

Считаю, что за сохранение языка отвечает не только государство, СМИ, но и каждый из нас. Только так и таким образом формируется языковая преемственность и чувство национального самоуважения, гордость и бережное отношение к исторической памяти России.

2. ИКТ уроках литературы

На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по  литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийный проектора.   Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов   и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Современные технологии, как известно,  позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, презентации, выходы в  Интернет. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров. В результате чего и возникает ситуация успеха. Ситуация успеха в учебной деятельности создается педагогом. Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает ученик в результате выполнения какой-то работы. Помня об этих положительных эмоциях, он и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу.

Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что  предназначена она для учащихся. Но тогда забывается основной признак педагогических технологий двусторонний характер процесса познания, субъект-субъектные отношения. Да, начинает создание ситуации успеха учитель, но обязательно должен наступить такой момент, когда учащиеся будут стараться создать (вернуть) ситуацию успеха для своего педагога. Этот момент является ценным критерием действительной оптимизации учебного процесса.

Одна учительница рассказывала, что ее «пятиклашки» к середине учебного года стали радовать ее необычным началом урока. Она входила в класс и заставала следующую картину: ученики все как один сидели за партами с раскрытыми тетрадями и всем своим видом показывали, что они готовы к работе. « В этом классе мне не нужно тратить время на оргмомент!» – удивлялась и радовалась  учительница. Другая вспомнила, что однажды, давая открытый урок для завучей района, она никак не могла справиться с волнением: смотрела в журнал, чтобы назвать фамилию ученика, – и ничего там не видела. Вдруг с первой парты поднялся десятиклассник, подошел к учительнице, взял из ее рук журнал, перевернул его, вложил обратно в руки и спокойно сел на место. Оказывается, она держала классный журнал вверх ногами. Никто в классе – ни ученики, ни присутствующие не увидели в этом предмета для насмешек, но сама ситуация показала уровень взаимопонимания, сложившийся между педагогом и ее воспитанниками. Вспомните, создавали ли Вам ситуацию успеха ваши ученики?

3. Урок в компьютерном классе с возможностью выхода в Интернет

В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Это и  электронная почта, и  поисковые системы, которые  универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время.

Но на сегодняшний день главными проблемами, затрудняющими эффективное использование этих огромных ресурсов в школьном и дополнительном образовании, являются, с одной стороны, недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями у большей части педагогического сообщества, с другой стороны, отсутствие методических рекомендаций по использованию данных технологий в преподавании предметов. Совершенно особой проблемой является организация педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса средствами Интернет. Очевидно, что глобальная информационная сеть представляет собой ресурс, значительно больший, чем содержание школьного обучения, максимально разнообразный. Но, в то же время, этот ресурс разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый  и требующий проверки его достоверности. 

В нашей школе есть возможность проведения урока в компьютерном классе, подключенном к Сети, многие учителя успешно осваивают и используют  ресурсы Интернета как на уроке, так и во внеурочное время.

Здесь вариантов работы может быть великое множество:

  • Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя). Апробировано мною на уроках литературы для проведения  урока- лекции.
  • Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой Интернет» позволяет понять, что все знания мира – рядом.
  • Виртуальная экскурсия. (В частности, знакомство с Музеем). К сожалению, значительная часть школьников, проживающих в малых городах и в небольших поселках, очень редко бывает в музеях. Решить эту проблему хотя – бы частично помогают виртуальные экскурсии. 
  • Образовательные игры. Чаще всего, подобные игры связаны с поиском какой-либо информации.

Хотелось бы освоить:

  • Лабораторная работа. Данный урок предполагает довольно несложный алгоритм: вводное изучение теоретического материала и ответы на вопросы. При этом ответы на вопросы даются на основе Интернет-ресурсов. Примером такого рода урока может стать заполнение сравнительной таблицы на основе материалов различных сайтов.
  • Чат или телеконференция по форме проведения, в значительной степени, напоминает урок-конференцию, но допускает существенно большее число участников.

4. Дистанционное образование

Дистанционное образование одно из масштабных нововведений в отечественную систему образования. Совсем недавно под дистанционным образованием подразумевалось в большей степени дистанционное обучение. Сегодня понятие «дистанционное образование» повлекло за собой необходимость включения в образовательный ресурс таких понятий, как «дистанционные проекты», «Интернет – олимпиады», «дистанционные конкурсы, фестивали» и др. Стоит отметить, что разрабатываемые и внедряемые формы дистанционного образования в большей степени ориентированы на учащихся.

Действительно, дистанционное образование, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: более гибкие условия образования для детей одаренных или «трудных», с индивидуальными особенностями. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным на сайтах музеев, библиотек. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистанционно общаться со своими сверстниками из других городов, стран, участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, консультироваться у специалистов, находящихся в любой точке мира.

Но не стоит забывать о дистанционных мероприятиях для педагогов. Такие дистанционные мероприятия – курсы, проекты, конкурсы, фестивали – вовлекают педагогов в продуктивную деятельность, ориентированную на овладение навыками, приемами работы с информацией, с компьютерными технологиями и использование их в учебном процессе.

Так педагоги и дети нашей школы принимают активное участие во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», предоставляют свой педагогический опыт на Всероссийском Фестивале «Открытый урок». Впервые в 2007 году приняли участие во Всероссийском Фестивале идей и инноваций в области образования, проводимого под патронажем Министерства образования РФ, Института средств и методов обучения РАО. Являются постоянными участниками областных Фестивалей Медиауроков, Проектов, проводимых ТОИПКРО. В 2008 году приняли активное участие в I-ой дистанционной конференции «Информационные компьютерные технологии в деятельности учителя-предметника», предоставив исследовательский материал с оценкой эффективности использования компьютерных информационных продуктов в качестве дидактико-методического аппарата занятий; обобщения личного педагогического опыта с оценкой преимуществ и проблем использования компьютерных технологий. Все это способствует росту самообразования педагогов.

5. Результативность

Применяю  элементы ИКТ на уроках русского языка и литературы в 7 классе (VII вида) третий год. В классе 16 обучающихся. Социальный состав класса неоднороден. Уровень образования родителей невысокий. Дети из приемных, неполных и социально запущенных семей.  Для организации обучения класс разделила на группы:

  • продвинутого обучения – 12% учащихся;
  •  возрастной  нормы – 18%; учащихся;
  • педагогической поддержки – 70% учащихся.

Организую в группах продвинутого обучения и возрастной нормы усвоение учебного материала на более высоком уровне, предлагаю задания, требующие творческого подхода, носящие поисковый характер.

В  группе педагогической поддержки учащимся предлагаю в основном задания репродуктивного характера,  с которыми учащиеся могут справиться, задания имеют практическую направленность обучения. Для классов ККО нормы оценок менее строги, но не менее строги для них.  
Слабая мотивация  к обучению у ребят, как  следствие отсутствия условий для практического применения полученных на уроках знаний. Родители попросту не интересуются детьми, их успехами или неудачами. Не следят за выполнением домашней работы. Эти ребятишки требуют особого внимания и терпения  у педагога.
При опросе детей о занятиях с компьютерной поддержкой, выясняю для себя, что:

  • занятия полезны, помогают закрепить изученный материал-10 человек;
  • мне проще заниматься по учебнику-4 человека;
  • не хочу, сильно устаю от работы на ПК-2 человека

5 г класс ККО (VII вида). Урок русского языка в компьютерном классе по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Фамилия, Имя

Темы

Тире между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знаки препинания в конце предложения

Знаки препинания в сложном предложении

1.

Баранов Паша 4 4 4 4 4 4 4 3 4

2.

Коновалов Костя 4 3 4 4 4 4

3.

Леонова Ира 4 4 3 4 4 3

4.

Козловская Анжела 4 4 4 4

5.

Коробский Саша 4 5 4 4 4 2 3 4

6.

Лукьянов Федя 3 4 4 3 2,3,4

7.

Суслова Маша 5 3 4 3 4 4

8.

Кошовкина Анжела 4 4 4 4

6. Вывод

Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания.

Особую роль в этом процессе играют мультимедийные технологии, так как их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени; интерактивность и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению учебного материала. И все-таки, несмотря на увлечённость всеобщей школьной компьютеризацией, информационно-коммуникационные технологии не должны стать самоцелью. Информационно-коммуникационные технологии – всего лишь  дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития.

Позволю себе зачитать выдержку из статьи Короткова Николая Леонидовича, учителя  информатики, «Информатика в школе. Настоящее и будущее», опубликованную в научно-практическом электронном альманахе «Вопросы информатизации образования».

«При всем множестве проблем школа развивается. Школа – это отражение жизни общества, и с этим трудно что-либо сделать. Но как это не покажется парадоксальным, в школе сейчас работают, в основном, замечательные люди, как говорили раньше: не за страх, а за совесть. Об особой престижности и доходности школьных должностей говорить не приходится, а потому школа – это, в первую очередь, сплоченный коллектив единомышленников, решающий задачу обучения и воспитания наших детей. Как бы это пафосным ни звучало.
Государственные программы, местные власти, спонсоры, учителя, ученики и их родители: все хотят, чтобы школа все более качественно решала свои задачи. А какие у школы задачи? Их много, и моя статья не о том. Но об одной из задач скажу. Представьте школу. Прозвенел звонок, извещающий начало урока, и в класс к детям, умным и здоровым физически и психически, входит добрый, все знающий и все умеющий учитель. Сорок  пять минут пролетают на одном дыхании, в полной гармонии получения жизненно важных знаний и навыков. На мой взгляд, нет у школы другой задачи. Решение всех остальных должно способствовать более полноценному протеканию именно этой. А потому выходит, что какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали школы,- без живого, творческого подхода к преподаванию не обойтись. Главное, на мой взгляд, о чем ни в коем случае нельзя забывать: все технические приспособления, какими бы сложными и разнообразными они не были, все же останутся инструментами на службе у человека. А наша задача – научиться использовать могучий потенциал этих помощников с максимальной отдачей».

Приложение