Цели урока:
Обучающие.
- Повторить орфограммы, связанные с написанием глагола, подготовиться к диктанту.
- Совершенствовать умения и навыки, связанные с изученными орфограмм "Мягкий знак в окончании глагола 2-го лица единственного числа", "Глаголы с -тся и -ться", "Правописание безударных личных окончаний глагола".
Развивающие.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Развивать правильную монологическую речь.
Воспитательные.
- Расширить кругозор учащихся.
- Повышать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- учебник В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой "Русский язык. Теория. 5-9 класс",
- таблица "Правописание личных окончаний глаголов",
- раздаточный материал (Приложение 1).
Ход урока
1. Подготовка к восприятию.
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
С давних времен человек проявлял интерес к различным явлениям природы, необычным растениям и животным. По наблюдениям любителей природы, в мире существует огромное количество интереснейших экземпляров. Человек, вообще, существо любопытное. А вы, ребята, любопытны? Прочитайте название текста. Заинтересовало оно вас? Знаете ли вы, что существует волосатое дерево? Что же это такое?
Давайте прочитаем предложения и узнаем, где же растет такое дерево.
2ю Работа с текстом. (У каждого на парте)
Волосатое дерево
Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево: волосатое. Увид:ш: и глазам не вер:ш: . А подойдеш:, пощупа:ш:, так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс!
Стоиш: и глад:ш: мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое.
Если спрята(тся, ться) у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спуст:(тся, ться) со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тере(тся, ться)! Линя:т она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору и счесыва:т. Одна коза почеш:(тся, ться), вторая потре(тся, ться), третья поскребе(тся, ться), вот дерево шерстью и обраста:т. Стоит волосатое дерево всем на удивление.
(Н.Сладков)
- Ребята, докажите, что это текст.
- О чем идет речь в тексте?
- Что автор хотел сказать этим текстом? Для чего он написал его?
- Так что же это за волосатое дерево, о котором нам рассказал Сладков?
- Что вы узнали о нем?
- Почему оно так названо?
- Обратите внимание на пропущенные орфограммы. В какой части речи они пропущены? (глагол)
- И тема нашего сегодняшнего урока "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол""
- Сегодня мы остановимся только на некоторых орфограммах, связанных с темой "Глагол". Мы будем работать по разным уровням сложности. Каждый из вас может выбрать тот уровень, который ему кажется наиболее подходящим.
- Что же мы знаем о глаголе?
3. Повторение теории.
1 уровень.
- Те, кто выбрал этот уровень, в течение 5 минут составляет монолог от имени Глагола. (что глагол может рассказать о себе)
2 уровень.
- Те, кто выбрал данный уровень, составляет 5 предложений с глаголами.
3 уровень.
- Кто не очень уверен в своих силах, находит в тексте предложения с глаголами.
1. Выборочный диктант.
Учащиеся, работавшие над составлением собственных предложений, читают их, а учащиеся, работавшие на "3" выписывают из них глаголы. (у доски 1 человек)
2. Слушаем монолог (2 человека) и оцениваем по критериям, записанным на доске.
1. Ответ учащегося полный (неполный)
2. Есть ли замечания?
3. Что можно добавить?
4. Допущены ли ошибки?
5. Я бы оценил этот монолог на оценку :
4. Правописание Ь в глаголах. (У доски 3 человека)
А теперь вернемся к нашему тексту.
- Какая орфограмма, связанная с глаголом, нам встречается первой? (правописание ь во 2 л. ед.ч.)
- Сформулируйте правило.
Задание:
1 уровень.
- Придумать 2 предложения с орфограммой.
- Сделать морфемный разбор глаголов.
2 уровень.
- Записать по три примера на -ешь, -ишь.
- Сделать морфемный разбор 2 глаголов.
3 уровень.
- Выписать из текста предложения с глаголами на -ешь, -ишь.
- Сделать морфемный разбор слов увидишь, пощупаешь.
6. Правописание -тся и -ться. ( У доски 3 человека)
-А какие еще правила правописания Ь в глаголах вам известны?
- Сформулируйте правило.
Задание:
1 уровень.
- Придумайте 2 пары предложений на различение -тся и -ться.
- Сделать синтаксический разбор одного из предложений.
2 уровень.
- Придумать словосочетания.
- Составить одно предложение и сделать синтаксический разбор этого предложения.
3 уровень.
- Выписать в 2 столбика из текста слова с данной орфограммой.
- Выписать и сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
- Объяснить знаки препинания.
6. Личные окончания глаголов. (У доски 2 человека)
С данными орфограммами связана и еще одна очень важная орфограмма. Посмотрите внимательно на текст и попробуйте определить о какой орфограмме я говорю. (личные окончания глагола)
Для того чтобы определить Безударное личное окончание глагола, необходимо вспомнить, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2? (Обращаемся к учебнику стр.126 "Теория")
Давайте вспомним алгоритм определения личных окончаний глагола (у каждого на парте)
Алгоритм
- Находим инфинитив глагола, помня при этом о сохранении вида глагола.
- Определяем по инфинитиву спряжение глагола, вспоминаем, какие безударные гласные бывают в окончаниях глаголов этого спряжения.
- Вставляем нужную гласную.
- Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения, а какие окончания глаголы 2 спряжения?
Задание:
1 уровень.
- Придумать 5 предложений, в которых бы встречались глаголы с безударными личными окончаниями.
2 уровень.
- Записать по 5 примеров глаголов 1 и 2 спряжения.
3 уровень.
- Распределить в два столбика глаголы из текста с данной орфограммой.
7. Подведение итогов и выставление оценок.
- Итак, наш урок подходит к концу. Вы сегодня очень активно приняли участие в повторении темы "Глагол". Давайте вспомним, над какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?
- Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Так как сегодня мы с вами весь урок работали по уровням, то и домашнее задание будет не одинаковое для всех.
1 уровень.
- Написать сочинение - миниатюру на тему "Зимний парк", используя глаголы с изученными орфограммами.
2 уровень.
- Из художественной литературы выпишите не менее 8-10 предложений, в которых бы встретились глаголы с орфограммами, изученными на уроке.
3 уровень.
- упр. 229, 238.
9. Самостоятельная работа. (У каждого на парте)
1 уровень.
- Придумать текст на тему "Дождь", используя глаголы: накрапыва:е, барабан:т, хлещ:т, стека:т, хлын:т, се:т как из сита, прыга:т, пляш:те.
2 уровень.
- Придумать отдельные предложения с этими же словами.
3 уровень.
- Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы.
1. Ходит лиса тихохонько, к земле пригиба:(тся, ться), будто кланя:(тся, ться), свой пушистый хвост нос:т бережно; смотр:т ласково, улыба:(тся, ться), зубки белые показыва:т.
2. Он вид:т, как поле отец удобря:т, как в рыхлую землю броса:т зерно, как поле потом зеленеть начина:т, как колос растет, налива:т зерно.
3. По скатам, от самой вершины до подошвы, стел..(тся, ться) пучки желтого пушистого ковыля.