Использование технологии уровневой дифференциации обучения (ТУДО) на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Педагогикой и психологией установлено, что по своим способностям, уровню восприятия, темпу работы, специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким уровнем развития, так и очень низким. В данной ситуации учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижение результатов средним учеником. Но тогда страдают и слабые учащиеся (им уделяется недостаточное внимание), и сильные (работают не в полную меру своих возможностей). Для многих школьников предъявляемый уровень требований оказывается непосильным как следствие индивидуальных неспособностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению. Обязательность обучения порождает негативные последствия: стремительно снижается мотивация учения детей, отчуждение их от школы.

Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить усвоение каждым школьником базовых знаний и умений по русскому языку путем формирования положительной мотивации учения. Прежней психологической установке учителя ("Ученик обязан выучить всё, что дает ему учитель") приходит новая ("Возьми столько, сколько ты хочешь и можешь, но не меньше обязательного").

В начале своей работы по УД с новыми учениками на родительском собрании знакомлю их с технологией, подробно разъясняю преимущества и особенности обучения по уровневой дифференциации

Уже на первом уроке изучаемой темы учащимся предъявляются основные требования и список ОРО (список обязательных результатов обучения) с образцами заданий зачета обязательного и дополнительного уровней усвоения изучаемого материала, чтобы каждый ученик четко представлял себе, что именно будет изучаться на уроке и какой результат он должен получить.

Обязательный уровень - предусматривает вопросы всего раздела, в них заложены общие связи с предыдущими темами. Он нацелен на осмысление изучаемого материала, рассчитан на детей, которые в силу каких-то причин не обладают достаточными знаниями и интеллектуальными умениями.

Дополнительный уровень - рассчитан на детей, способных при глубоких и прочных знаниях на сравнения, обобщения и другие виды когнитивной деятельности. Дополнительный уровень открыт для всех учащихся. Даже если ученик не осилит его, поддержка учителем таких попыток придает уверенность в том, что следующая может увенчаться успехом.

На уроке используются "Опорные конспекты" Ю.С. Меженко, "Обобщающие таблицы по русскому языку" Г.М. Иваницкой, В.А.Корсакова, схемы, алгоритмы, словари разных типов, учебная литература.

С 5 по 11 классы учащиеся ведут общие тетради-справочники, в которых сосредоточен теоретический материал, образцы разборов разных видов, словарь литературоведческих терминов, схемы, таблицы.

Опорный конспект помогает кратко воспроизвести ход рассуждений и наиболее важные сведения из изученного.

Так как опоры, таблицы, списки требований и ОРО предоставляются каждому ученику, то работа становится производительнее, больше времени остается на закрепление, обобщение изученного, то есть на отработку ОРО.

Формы урока выявления качественного уровня усвоенности теоретического материала могут быть разнообразными.

Во-первых, провожу поэтапное тестирование. На 1 этапе тесты направлены на проверку знаний определений и правил, 2 этап - тесты для проверки осознанности знаний определений и правил, 3 этап - тесты для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач.

Во-вторых, билетный зачет, который структурно организован так: первыми отвечают сильные ученики. Оцениваю их ответы. Они становятся консультантами, которые принимают ответы учащихся своей группы. Ответившие могут теперь и сами задавать вопросы другим отвечающим. Поэтому слабый ученик до своего ответа выслушивает других несколько раз, тем самым происходит глубокая закладка в память и одновременно протекает процесс осознания. К концу урока и слабый ученик готов к выполнению задания, обретает устойчивое умение применять усвоенный материал в известной и новой речевой ситуациях.

Уроки по отработке ОРО провожу с использованием разнообразных форм приемов и методов.

Это и групповая работа, когда каждой группе раздаются индивидуальные задания. После коллективной работы в течение 7-10 минут представитель каждой группы делает сообщение всему классу. Подводя итоги работы в группах, отмечаем вместе с учениками, какое из требований обязательного уровня было выполнено.

Или коллективная работа. На вопросы заданий формулируем общими усилиями ответы.

А также индивидуальные задания, которые проверяются методом самопроверки или взаимопроверки.

Слабые ученики имеют возможность вначале работать по образцу или с алгоритмами, а при выполнении последующих заданий успешно справляются и без них.

Учащиеся с удовольствием выполняют различные творческие задания грамматического характера: написание рассказа, сочинения-миниатюры, загадок, сказок. Более сильные ученики подбирают материал для заданий ОРО, составляют зачеты.

На уроках отработке ОРО практикую работу с перфокартами. Задание выполняется за 5-7 минут и сразу проверяется учениками-консультантами по образцам под контролем учителя.

Тренировочный зачет составляется из заданий, аналогичных тематическому зачету. Выполняя эти задания, ученики еще раз прорабатывают различные типы заданий, знакомятся с порядком их выполнения и правилами оформления. При этом каждый ученик получает возможность самостоятельно и объективно оценить свою готовность к сдаче зачета или обнаружить пробелы в своих знаниях. Комментированная проверка заданий обязательного уровня поможет учащимся успешно преодолеть затруднения.

Для коррекции знаний, отработки ОРО, закрепления, обобщения изученного используется обширный дидактический материал, который представлен в учебных пособиях О.В. Узоровой "Русский язык: правила и упражнения", Н.Г. Ткаченко "Тесты по грамматике русского языка", Д.Э Розенталь "Русский язык. Пособие для школьников и абитуриентов".

На тематический зачет отводится 1-2 урока, в зависимости от сложности и объема материала. Ученик вправе, выполнив правильно обязательный уровень, не делать дополнительную часть и получить зачет. И задача учителя стимулировать выполнение дополнительной части, чтобы вывести ученика на новый, более высокий уровень знаний и умений. Дополнительная часть оценивается только в том случае, если ученик набрал нужное количество баллов по обязательной части. Возможно закрытие "пробелов" (досдача, а не пересдача зачетов). Слабым учащимся разрешаются "дробные" зачеты (обязательную часть сдают по частям). Это помогает преодолеть дискомфорт, неуверенность ученика в себе, а также помогает избежать физической и умственной усталости.

На каждого ученика заполняется лист учета и контроля сдачи тематических зачетов.

У всех учащихся есть и свой "паспорт" успеваемости. В нем отражены все значимые оценки самостоятельных и творческих работ, словарных и контрольных диктантов, отработка орфограмм и пунктограмм, зачеты. Этот лист можно взять домой, показать родителям. По нему составляется индивидуальная программа ликвидации пробелов. Это стимулирует работу учащихся, поскольку они видят свои результаты. Это и дополнительная мотивация учения.

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и психологический комфорт усвоения знаний, мотивацию учебы, развитие когнитивных способностей, умение выделять главное, анализировать, сравнивать, сопоставлять, рождает веру в свои силы.