Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

Разделы: Русский язык


I. Организационный момент

1. Оформление тетрадей.

2. Сообщение цели урока.

Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению об игрушке, мы должны:

  • определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал,
  • ещё раз отработать элементы композиции,
  • составить словарик опорных слов,
  • заглянуть в прошлое Игрушки.

Оборудование:

  • импровизированный "музей" игрушки;
  • иллюстрации, фотографии. рисунки детей;
  • принесённые из дома любимые игрушки;
  • раздаточный материал.

II. Вводное слово учителя :

1. Сколько лет игрушке?.. Ведь игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие; конь считался слугой солнца; птицы предвещали весну, тепло (до сих пор в некоторых деревнях бабушки лепят - пекут из теста жаворонков). Игрушка так же, как сказки, песни, передавала понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это удивительное рукотворное ремесло.

2. Словарная работа.

- А как вы понимаете это слово "рукотворный"? (записать)

Обратите внимание на корень - твор - Он взят от глагола "творить".

Подберите и запишите однокоренные слова:

творец, творчество, олицетворение.

III. Экскурсия по "музею".

Чтобы лучше узнать о сотворении игрушки, мы сегодня отправимся с вами на экскурсию в музей игрушки. Правда, наш музей пока ещё мал. А существует в нашей стране большой музей игрушки. Он находится в Московской области, в городе Сергиев Посад, в огромном старинном здании.

А наш музей хоть и мал, но он волшебный. Вы видите, что закрыты его двери, без входного билета нас не пустят. А входными билетами станут ваши знания, правильные ответы на мои вопросы:

1. Устный опрос:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какие типы речи вы знаете?

- Какова композиция (слово на доске) повествования?

- Какова композиция описания? (общее впечатление, описание деталей, оценка - запись в тетрадь!).

Ну что же, посмотрим, откроются ли нам двери музея?

(Звучит музыка, с помощью "волшебного" ключа ученик открывает музей.

Экскурсоводами музея будут заранее подготовленные ученики. Доклады о народной

игрущке были их домашним индивидуальным заданием.)

2. Перед нами первый зал музея: "Богородская игрушка".

Задание: при проведении экскурсии в рассказе экскурсовода найдите и запишите слова с приставками "при" -"пре". (Придумывая, принадлежавших. ) (Приложение №1)

3. А вот следующий зал нашего музея "Игрушки из Дымковской слободы".

Задание: найдите в рассказе экскурсовода имена прилагательные, употреблённые для описания игрушки. (Небольшая, особая, известная, глиняные, красные, синий, жёлтые, белые, чёрные, золотые) (Приложение №2)

4. И вот перед нами зал № 3 "Каргопольская игрушка". (Приложение №3)

Задание: найдите в рассказе экскурсовода слова, доказывающие древние истоки происхождения игрушки. (Первобытным, фантастическое, мифологического, сказочный.)

5. А наша экскурсия продолжается : Зал № 4 - "Филимоновская игрушка".

(Приложение №4)

Задание: а теперь найдите слова с известными вам приставками и запишите их к себе в тетрадь. (Продавали, промысла, сохраняя, дополнения, изменения, выполненные, отличаются, причудливые, находится, вытягивают, приходится, подтягивать, приглаживать, удлиняется, расписывать, роспись.)

А как вы понимаете слово "орнамент"?

6. Свой орнамент присущ и следующему нашему экспонату, русской матрёшке. (Зал №5)

(Приложение № 5)

Как, например, К.Г.Паустовский в очерке "Толпа на набережной", отрывок из которого приведён в наших учебниках по развитию речи.

7. Работа по учебнику

1. чтение отрывка

2. определите стиль написания

3. отметьте наличие слов и оборотов, характерных для данного стиля

(метафора, сравнение, эпитеты).

4. определите тип речи (смешанный, повествование с элементами описания)

5. какое место в композиции повествования занимает описание матрёшки (кульминация)

Вот какую интересную страничку нашей истории, нашей культуры приоткрыли мы сегодня, знакомясь с русскими игрушками. Но о многом мы сегодня не упомянули, да и не могли упомянуть. В дальнейшем знакомстве с русской игрушкой вам помогут книги и ваша любознательность.

А впереди у нас ещё одна экспозиция, следующий зал. Только у него пока нет названия. Ведь там расположены ваши игрушки, а у них пока нет такого художественного паспорта, как у экспонатов предыдущих залов.(Зал №6)

Вот составлением таких паспортов-описаний мы и займёмся на следующем уроке.

(Второй урок)

IV. Работа над стилем и речью будущего сочинения.

1. Беседа (опрос) по теме урока.

- Заложена ли в формулировке темы сочинения ("Моя любимая игрушка") его идея?

("Любимая" - значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.)

- В каком стиле должно быть выдержано наше сочинение-описание? (художественном)

а) работа с текстами на парте. (Приложение №6) Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы (Текст А1).

- Соответствует ли этот текст нашей теме?

(Нет, здесь речь идёт об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выдержано авторское отношение.)

(Достать собачку : (похоже на фокус)).

- Не правда ли, не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами?

Посмотрите, она даже на нас обиделась.

А если так, то, может быть, другое описание ей понравится больше?

(читаем 2-е описание : (смотрите, щенку нравится)).

- Докажите, что это художественное описание. (Дети находят выразительные средства.)

- Найдите его композиционные части.

б) продолжение беседы.

- А можно ли описание совместить с повествованием? Какова композиция такого сочинения смешанного типа? (Описание может занимать место кульминации, как в тексте Паустовского.)

- В чём может состоять завязка, развитие действия? (Как появилась игрушка.)

- А можно ли начать сочинение, сразу с кульминации, т.е. с описания? (Да, например: "Эта игрушка меня очаровала, как только я её увидела :")

2. Cловарная работа.

- А как вы понимаете слова "очаровать, очаровательный"?

- Каков корень слова? Как его написать?

- А какие ещё слова могут нам помочь при описании игрушки?

Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная, автоматическая, заводная.

- Какие из данных слов являются нейтральными, т.е. служат просто для описания, а какие слова содержат оценку. Подчеркнуть оценочные прилагательные.

Каждому из записанных вами слов необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота.

Поэтому сейчас мы поработаем над соединением слов в предложения, над композицией сочинения, его элементами.

3. Pедактирование.

Перед вами под литерой Б лежат отрывки из сочинений учащихся. В чём недочёты предложенных вам ученических работ? Отредактируйте их.

(Работа с текстами. Приложение №6)

4. Устное описание.

Итак, мы уже поняли, как, в какой последовательности, какими словами писать сочинение, - а вот о чём оно будет? Какое слово в названии сочинения говорит о его теме? ("Моя")

- Давайте с особым вниманием посмотрим на свои игрушки. Какой долгий путь проделали они к нам! Так неужели мы их обидим?! НЕТ! Мы должны составить для них такой паспорт, чтобы они с гордостью составили экспозицию этого, пока ещё не названного зала.

- Попробуйте устно (с учётом всего выше сказанного) описать принесённую игрушку.

А остальные внимательно слушают, комментируют, если надо, редактируют и оценивают ответы.

Мы слушали ваши рассказы об игрушках.

- Как же мы назовём этот зал нашего музея? (запись на листе)

("Моя любимая игрушка")

5. Вывод по уроку.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- В каком стиле должно быть написано наше сочинение?

- Какой тип речи мы будем использовать в нашей работе?

- Как должна строиться композиция описания?

- Какой ещё тип речи мы можем использовать в нашем сочинении?

- Какое место будет в этом типе речи занимать непосредственно описание игрушки?

- Какое слово отражает идею нашего сочинения?

- Может ли игрушка отразить личность своего владельца, рассказать о хозяине или хозяевах?

- А может ли игрушка рассказать о целом народе?

(В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, художественное решение их скромное и простое, но они дарят радость.)

А ведь игрушка, ребята, может нам поведать не только о культуре народа, но даже о тайнах истории государства Российского.

Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко "Баллада о русской игрущке".

(Звучит музыка)

V. Домашнее задание.

Вот и закончилась наша экскурсия в музей игрушки.

Закрывают его двери.

Но разговор об игрушке будет продолжен на страницах ваших домашних сочинений.

Использованная литература.

1. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику "Русская речь. Развитие речи": 5 класс. - М., Дрофа, 2000.

2. Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М.: Современник, 1978.

3. Книги серии "Народные промыслы" - ООО ИПФ "Околица",1998.