I. Организационный момент
1. Оформление тетрадей.
2. Сообщение цели урока.
Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению об игрушке, мы должны:
- определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал,
- ещё раз отработать элементы композиции,
- составить словарик опорных слов,
- заглянуть в прошлое Игрушки.
Оборудование:
- импровизированный "музей" игрушки;
- иллюстрации, фотографии. рисунки детей;
- принесённые из дома любимые игрушки;
- раздаточный материал.
II. Вводное слово учителя :
1. Сколько лет игрушке?.. Ведь игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие; конь считался слугой солнца; птицы предвещали весну, тепло (до сих пор в некоторых деревнях бабушки лепят - пекут из теста жаворонков). Игрушка так же, как сказки, песни, передавала понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это удивительное рукотворное ремесло.
2. Словарная работа.
- А как вы понимаете это слово "рукотворный"? (записать)
Обратите внимание на корень - твор - Он взят от глагола "творить".
Подберите и запишите однокоренные слова:
творец, творчество, олицетворение.
III. Экскурсия по "музею".
Чтобы лучше узнать о сотворении игрушки, мы сегодня отправимся с вами на экскурсию в музей игрушки. Правда, наш музей пока ещё мал. А существует в нашей стране большой музей игрушки. Он находится в Московской области, в городе Сергиев Посад, в огромном старинном здании.
А наш музей хоть и мал, но он волшебный. Вы видите, что закрыты его двери, без входного билета нас не пустят. А входными билетами станут ваши знания, правильные ответы на мои вопросы:
1. Устный опрос:
- Какие стили речи вы знаете?
- Какие типы речи вы знаете?
- Какова композиция (слово на доске) повествования?
- Какова композиция описания? (общее впечатление, описание деталей, оценка - запись в тетрадь!).
Ну что же, посмотрим, откроются ли нам двери музея?
(Звучит музыка, с помощью "волшебного" ключа ученик открывает музей.
Экскурсоводами музея будут заранее подготовленные ученики. Доклады о народной
игрущке были их домашним индивидуальным заданием.)
2. Перед нами первый зал музея: "Богородская игрушка".
Задание: при проведении экскурсии в рассказе экскурсовода найдите и запишите слова с приставками "при" -"пре". (Придумывая, принадлежавших. ) (Приложение №1)
3. А вот следующий зал нашего музея "Игрушки из Дымковской слободы".
Задание: найдите в рассказе экскурсовода имена прилагательные, употреблённые для описания игрушки. (Небольшая, особая, известная, глиняные, красные, синий, жёлтые, белые, чёрные, золотые) (Приложение №2)
4. И вот перед нами зал № 3 "Каргопольская игрушка". (Приложение №3)
Задание: найдите в рассказе экскурсовода слова, доказывающие древние истоки происхождения игрушки. (Первобытным, фантастическое, мифологического, сказочный.)
5. А наша экскурсия продолжается : Зал № 4 - "Филимоновская игрушка".
Задание: а теперь найдите слова с известными вам приставками и запишите их к себе в тетрадь. (Продавали, промысла, сохраняя, дополнения, изменения, выполненные, отличаются, причудливые, находится, вытягивают, приходится, подтягивать, приглаживать, удлиняется, расписывать, роспись.)
А как вы понимаете слово "орнамент"?
6. Свой орнамент присущ и следующему нашему экспонату, русской матрёшке. (Зал №5)
Как, например, К.Г.Паустовский в очерке "Толпа на набережной", отрывок из которого приведён в наших учебниках по развитию речи.
7. Работа по учебнику
1. чтение отрывка
2. определите стиль написания
3. отметьте наличие слов и оборотов, характерных для данного стиля
(метафора, сравнение, эпитеты).
4. определите тип речи (смешанный, повествование с элементами описания)
5. какое место в композиции повествования занимает описание матрёшки (кульминация)
Вот какую интересную страничку нашей истории, нашей культуры приоткрыли мы сегодня, знакомясь с русскими игрушками. Но о многом мы сегодня не упомянули, да и не могли упомянуть. В дальнейшем знакомстве с русской игрушкой вам помогут книги и ваша любознательность.
А впереди у нас ещё одна экспозиция, следующий зал. Только у него пока нет названия. Ведь там расположены ваши игрушки, а у них пока нет такого художественного паспорта, как у экспонатов предыдущих залов.(Зал №6)
Вот составлением таких паспортов-описаний мы и займёмся на следующем уроке.
(Второй урок)
IV. Работа над стилем и речью будущего сочинения.
1. Беседа (опрос) по теме урока.
- Заложена ли в формулировке темы сочинения ("Моя любимая игрушка") его идея?
("Любимая" - значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.)
- В каком стиле должно быть выдержано наше сочинение-описание? (художественном)
а) работа с текстами на парте. (Приложение №6) Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы (Текст А1).
- Соответствует ли этот текст нашей теме?
(Нет, здесь речь идёт об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выдержано авторское отношение.)
(Достать собачку : (похоже на фокус)).
- Не правда ли, не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами?
Посмотрите, она даже на нас обиделась.
А если так, то, может быть, другое описание ей понравится больше?
(читаем 2-е описание : (смотрите, щенку нравится)).
- Докажите, что это художественное описание. (Дети находят выразительные средства.)
- Найдите его композиционные части.
б) продолжение беседы.
- А можно ли описание совместить с повествованием? Какова композиция такого сочинения смешанного типа? (Описание может занимать место кульминации, как в тексте Паустовского.)
- В чём может состоять завязка, развитие действия? (Как появилась игрушка.)
- А можно ли начать сочинение, сразу с кульминации, т.е. с описания? (Да, например: "Эта игрушка меня очаровала, как только я её увидела :")
2. Cловарная работа.
- А как вы понимаете слова "очаровать, очаровательный"?
- Каков корень слова? Как его написать?
- А какие ещё слова могут нам помочь при описании игрушки?
Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная, автоматическая, заводная.
- Какие из данных слов являются нейтральными, т.е. служат просто для описания, а какие слова содержат оценку. Подчеркнуть оценочные прилагательные.
Каждому из записанных вами слов необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота.
Поэтому сейчас мы поработаем над соединением слов в предложения, над композицией сочинения, его элементами.
3. Pедактирование.
Перед вами под литерой Б лежат отрывки из сочинений учащихся. В чём недочёты предложенных вам ученических работ? Отредактируйте их.
(Работа с текстами. Приложение №6)
4. Устное описание.
Итак, мы уже поняли, как, в какой последовательности, какими словами писать сочинение, - а вот о чём оно будет? Какое слово в названии сочинения говорит о его теме? ("Моя")
- Давайте с особым вниманием посмотрим на свои игрушки. Какой долгий путь проделали они к нам! Так неужели мы их обидим?! НЕТ! Мы должны составить для них такой паспорт, чтобы они с гордостью составили экспозицию этого, пока ещё не названного зала.
- Попробуйте устно (с учётом всего выше сказанного) описать принесённую игрушку.
А остальные внимательно слушают, комментируют, если надо, редактируют и оценивают ответы.
Мы слушали ваши рассказы об игрушках.
- Как же мы назовём этот зал нашего музея? (запись на листе)
("Моя любимая игрушка")
5. Вывод по уроку.
- Над чем мы сегодня работали на уроке?
- В каком стиле должно быть написано наше сочинение?
- Какой тип речи мы будем использовать в нашей работе?
- Как должна строиться композиция описания?
- Какой ещё тип речи мы можем использовать в нашем сочинении?
- Какое место будет в этом типе речи занимать непосредственно описание игрушки?
- Какое слово отражает идею нашего сочинения?
- Может ли игрушка отразить личность своего владельца, рассказать о хозяине или хозяевах?
- А может ли игрушка рассказать о целом народе?
(В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, художественное решение их скромное и простое, но они дарят радость.)
А ведь игрушка, ребята, может нам поведать не только о культуре народа, но даже о тайнах истории государства Российского.
Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко "Баллада о русской игрущке".
(Звучит музыка)
V. Домашнее задание.
Вот и закончилась наша экскурсия в музей игрушки.
Закрывают его двери.
Но разговор об игрушке будет продолжен на страницах ваших домашних сочинений.
Использованная литература.
1. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику "Русская речь. Развитие речи": 5 класс. - М., Дрофа, 2000.
2. Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М.: Современник, 1978.
3. Книги серии "Народные промыслы" - ООО ИПФ "Околица",1998.