Урок развития речи "Сочинение – описание куклы-матрешки"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Закрепить знания учащихся об описании как стиле речи.
  • Развивать умение правильно употреблять имена прилагательные в речи.
  • Обогатить словарный запас языка, способствовать развитию художественного вкуса шестиклассников.
  • Воспитывать любовь к своей Родине.

Оформление:

  • Индивидуальные карточки с текстами.
  • виды матрёшек,
  • куклы,
  • творения илимских умельцев,
  • фотографии с видами Сергиева-Посада.

Эпиграфы:

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Матрёшки деревянные,
Круглолицые, румяные.
В. Берестов.

Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок – глаз.
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко –
Наша русская матрешка.
Как две радуги – брови,
Губы-маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевые щеки горят.

Ход урока

Учитель: Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет встреча с прекрасным, встреча с куклами. Кто из вас, ребята, любит играть с куклами?

Учитель: Дети всегда любили играть. А для игр нужны игрушки. Для игрушек годился любой материал: веточки, камешки, ленточки, тряпочки, прутики. Когда появилась 1 кукла? Вероятно, с доисторических времен. Были дети. Были и куклы. Индейские дети пользовались для этого куском дерева с утолщением вместо головы. В Японии примитивная детская кукла изготовлялась из ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда.

Маленькая эскимоска играет куклой, вырезанной из кости. Девочка из Мексики – куклой, сделанной из обожженной глины.

Первые куклы для театра появилась в Индии или Египте. Ими управляли с помощью веревок (куклы - марионетки). Были тростевые куклы, куклы для театра теней, перчаточные куклы.

Игрушки каждого народа уникальны. В них отражается уклад, быт, нравы, обычаи. Во многом они сходны: по конструкции, форме, оформлению. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный умелец, и простой крестьянин учились у одного мастера-природы.

Русская народная игрушка – одно из ярких проявлений народной культуры. Разные роли она выполняла. Прежде всего, она связана с детским бытом, с игрой. Другая ее функция – эстетическая , а также обрядовая, магическая.

В игрушках передавались ребенку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Игрушки в старину называли “тарарушками”, бирюльками, “балбешками”. А кукла следовала за нашими предками с самого рождения. Крестьянская игрушка отличалась от городской. Кукол делали из пучка соломы быстро и просто.

В древней Руси до появления ребенка на свет мать делала куклу – берегиню, соблюдая одно условие: изготавливать ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было уколоть, ни порезать, считалось, что в ней сохраняется материнская любовь и забота.

У такой куклы не было лица. Считалось, что нельзя, чтобы кукла походила на человека. Ведь у куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь дух. Куклу давали в дорогу мужу, сыну, дочери (перед замужеством), невесте дарили на свадьбу кукол, чтобы было побольше детей. Нарядная кукла на капоте автомобиля во время свадьбы – это отголосок того обряда (показываю куклу - оберег).

Ученица: А я хочу рассказать вам сказку про одного удивительного человека.

Учитель: Вернее, даже не сказку, а историю жизни человека, которая похожа на сказку.

Ученица рассказывает сказку “Жил игрушечник Бартрам”.

Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: “Ну и наука – в куклы играть!” А он отвечал: “Игрушки – это серьезное дело!”

С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал их.

Часто он говорил: “Изучая игрушку, можно узнать историю человечества”. “Если хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам”,- слышал Бартрам, Но ему язык игрушек казался интересней. Он умер 80 лет назад. Вот такая сказка об игрушечнике Бартрам.

Учитель: Понравилась вам сказка?

Ребята, если вы когда-нибудь будете в старинном руссом городе Сергиеве-Посаде, посетите музей игрушек, который в 1920 г. создал добрый замечательный человек Николай Бартрам. В музее хранятся игрушки всех времен и народов. Там вы увидите погремушки, кукольные домики с кукольной посудой и мебелью, музыкальные игрушки, куклы-петрушки, глиняные (дымковские и каргопольские) свистульки. Такую коллекцию собрать было, конечно, нелегко. Но главное место в коллекции музея занимают особые игрушки.

Сообщение ученика об истории создания игрушки-матрешки.

Придумал такую куколку 100 лет назад Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Вот так удивительное изобретение восточных игрушечников подарило России амулет – расписную деревянную куклу. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей – старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

Делают такие чудесные игрушки, воспевают красоту добрые люди, искусные мастера.

Учитель: Издавна развивалось на Руси рукотворное ремесло. Обратите внимание на слово рукотворный. Ребята, как вы понимаете значение этого слова? (Сделанный руками.) Но корень взят не от слова сделать, а от слова творить.

Запишите в тетрадь слова: творец, творчество, олицетворение.

Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к текстам-образцам, прочитаем их выразительно

  1. Для многих иностранцев образ матрёшки является единственным символом России. Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая куколка, Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.

Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского “Толпа на набережной”

  1. Когда ты сойдёшь… на берег в Неаполе, - сказала мне моя дочь…, - то под…ри эту матрёшку первой же итальянской девочк…. Я согл…сился. До моего от…езда матрёшка в шали пышного алого цвета ст…яла на письме…ом столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. Солнечная , нарядная толстушка в ярком с…р…Фане с узорами, а на голове пёстрый платоч…к. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, ж…лтой, ф…олетовой и самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер нагр…дил Матрёш…к ру…кой красотой соболи…ыми бровями и рдеющим, как угли румянцем. Синие глаза он пр…крыл дли…ыми ресницами. (К. Паустовский)

Докажите, что это тексты. Чем они отличаются?

Деловое описание. Художественное описание.
Главная функция его – сообщить информацию о том, как создавалась игрушка.

Характерные особенности:

  • сжатость, конкретность,
  • отсутствие эмоциональных
  • речевых средств.
Главная функция этого стиля - воздействие на читателя, дать яркое представление о предмете.

Характерные особенности: образность, эмоциональность. Мы как бы представляем матрёшку перед собой, готовы её потрогать.

  • Как автору удалось создать образ? Автору удаётся создать образ благодаря специальным словам - изобразительно-выразительными средствами языка.
  • Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы описать матрёшку? Эпитеты удивительно точные художественные определения. Пышного цвета, солнечная нарядная толстушка, соболиные брови, рдеющий румянец.

Сравнения – маленькая как напёрсток; блестела, как стёклышко.

Словарно-орфографическая работа. Объясняется значение слов:

  • В шали пышного цвета – слово пышный означает великолепный, богатый, роскошный;
  • Сусального золота – от слова сусаль – тончайшие листы золота, серебра, олова, меди.
  • Соболиные брови – густые, тёмные, словно из поэтической речи.
  • Рдеющие румянцем – от глагола рдеть- выделяться своим красным цветом.

Работа по орфографии. Объясните написание слов:

  • Письмен…ый, рус…кий, соболи…ый, длин…ый, стеклян…ый.
  • Под…ри, согл…сился, ст…яла, нагр…дил, пл…точ…к, матрёш….к.

Попробуем и мы описать матрёшку.

Сбор материала.

  • Дадим ей русское имя (Феклуша, Дуняша…)
  • Подберём ключевые слова и выражения для описания её лица (губ, носа, глаз, щёк).
  • Глаза: круглые, голубые, как блюдечки, глазки, как угольки. Лучистые, приветливые, искрятся, золотым огоньком, выражают доброту.
  • Щёчки: румяные, яблочками.
  • Нос: курносый, вздёрнутый.
  • Губки: алые как пламя, бантиком.
  • Ключевые слова и выражения для описания её наряда.
  • Сарафан раскрашен под цвет луга, реки, а передник под цвет радуги.
  • Орнамент яркий, броский, с затейливым узором.
  • Платочек цветастый.
  • На голове – венок из полевых цветов.

Авторитетное мнение.

Русская матрёшка лирична, человечна, проста, жизнерадостна, полна, доброты. В ней особая мягкость, что-то удивительное от тех колыбельных песенок, которые мы в душе храним от своего детства.

Это не кукла. А маленькое чудо! Матрёшка – красавица, краснощёкая, забавная, славная толстушка.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а у нас в Приилимье, развивается ремесло? (В.Рюпин создал макет Илимского острога, берестяные туеса Киселёвых, М.Логачёва, резьба по дереву, вышивка и другие)

Ребята обобщают свои наблюдения и пишут сочинение-описание матрешки. В конце урока зачитывается несколько сочинений. Ребята дают оценку работам одноклассников.

Сочинение – описание матрешки ученицы 6 “Б” класса Попович Маши.

Почти сто лет назад в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика, мудреца Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане, с черным петухом в руках. По-разному расписывают игрушку художники, но радость она доставляет всем одинаковую.

Это добрая красавица с круглым лицом, большими выразительными глазами, изогнутыми черными ресницами, соболиными бровями, рдеющим, как угли, румянцем, алыми губками, вздернутым носиком. У матрешеки всегда приветливое, жизнерадостное лица. Такая внешность игрушки не случайна, именно так описываются красавицы в русских народных сказках.

Матрешка – это забавная, славная толстушка. На ней - пестрый, пышный сарафан, передник украшен цветами, на голове – нарядный платочек или венок из полевых цветов. Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы.

Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наш урок. Я надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о матрешке, которое является символом нашей родины – России.

Матрешка.

Куклы – обереги.

Выставка матрешек учащихся.