Урок русского языка в 8-м классе с использованием современных педагогических мотивационных технологий через активные формы и технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Разделы: Русский язык


Цели урока: учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать учебный материал по теме "Виды сказуемого и способы его выражения".

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить и систематизировать знания о типах сказуемого и способах его выражения.
  • Проверить усвоение материала с помощью использования мультимедийной презентации.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся критическое мышление.
  • Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка.
  • Развивать умение работать в группах.

Воспитывающие:

  • Повышать интерес к изучению русского языка.

Наглядность:

  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

II. На слайде №1 демонстрируются тема и цели урока для учащихся. (1 мин.)

Закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения.

Совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу.

Уметь определять виды сказуемого.

Научиться редактировать тексты.

III. Обобщение и систематизирование знаний о видах сказуемого и способах его выражения.

Учитель

- Ребята, сейчас мы повторим, какие бывают виды сказуемого.

1. Составление кластера "Виды сказуемого". (4 мин.)

Учащиеся вспоминают, что такое кластер и составляют его.

Кластер - это выделение смысловых единиц и их графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. По - другому называется "Модель солнечной системы". На листе бумаги в середине учащиеся пишут главное понятие. Звезда в центре - это наша тема. Вокруг неё планеты - смысловые единицы "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевой темой. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи.

Ученик выходит к доске и демонстрирует свой кластер.

Затем все учащиеся проверяют составление кластера по слайду.

(Слайд № 2).

Учитель

- Повторим теоретический материал.

2. Приём "Согласен - Не согласен". (Слайд № 3). (9 мин.)

(Учащиеся заполняют таблицу, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике они пишут "да" или "нет").

Учитель раздаёт учащимся тезисы.

- Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ "да". Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ "нет".

Тезисы.

  1. Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да).
  2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (Да).
  3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет).
  4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да).
  5. В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым. Ещё громче будут петь птицы. (Нет).
  6. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет).
  7. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове. (Да).
  8. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива). (Нет).
  9. В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме. (Нет).
  10. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет).
  11. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. (Нет).

Затем осуществляется взаимопроверка. Ученик проверяет работу товарища по слайду и ставит оценку на полях в тетради. (Слайд № 4).

Критерии оценивания ( на доске). Д

11-12 правильных ответов - "5".

9-10 правильных ответов - "4".

6-8 правильных ответов - "3".

Разбор отрицательных ответов. (Слайд № 5).

Обсуждаем с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное.

Учитель

- Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого и способы его выражения.

3. Работа с сигнальными карточками. (5 мин.)

У каждого учащегося 7 карточек с номерами предложений.

Даны предложения. (Слайд № 6).

1) Молодой Дубровский хотел заняться делами.

2) Я лошадей кормить буду.

3) Туман начинает понемногу рассеиваться.

4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.

5) И у меня есть своя заветная мечта.

6) Сегодня я знал назубок весь параграф.

7) Вечером море было чёрного цвета.

Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик поднимает карточку с номером того предложения, характеристике которого оно соответствует.

Номер может быть не один.

  • В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1,3).
  • В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4).
  • В этом предложении составное именное сказуемое выражено цельным словосочетанием. (7).
  • В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6).
  • В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6, 4-в них однородные).
  • В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глагольным сказуемым? (5).

Учитель

- А сейчас, ребята, вы будете определять грамматическую основу предложения и вид сказуемого.

Затем осуществляется взаимопроверка по слайду. (Слайд № 7).

На полях выставляется оценка.

Критерии оценивания:

"5" - нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка.

"4" - допущены ошибки в 1-2 предложениях.

"3" - допущены ошибки в 3-х предложениях.

4. Работа в парах. (7 мин.)

На Большой Грузинской улице в Москве есть старинный дом. Он стоит уже более двух веков и отличается удивительными пропорциями. Здание было построено в XVIII веке. Для нас этот дом очень дорог. В его стенах Владимир Даль начал создавать знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". Этой работе было посвящено сорок три года! Словарь Даля уже более ста лет считается лучшим словарём русского языка.

Валеопауза. (1мин.) Проводит физорг.

5. Дифференцированное задание. (5 мин.)

Учитель

- Сильные учащиеся заменяют простые глагольные сказуемые

составными. (Задание дано на доске).

1. Собрание начнётся точно в назначенный срок. 2. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. 3. Сыновья помогают матери в домашних делах. 4. Она водит машину. 5. Сыновья навестили своих родителей.

Примерные ответы: должно начаться, должен помочь, рады помочь, умеет водить, закончит читать.

- Остальные учащиеся исправляют ошибки в именной части составного именного сказуемого. (Слайд № 8)

Цель: видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с составным именным сказуемым.

1. Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть "Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.

Учитель.

- Итог урока подведём лингвистической сказкой.

Цель: умение работать с лингвистическими сказками, учащиеся должны поставить нужное слово или словосочетание на месте пропуска.

Учащиеся по ходу чтения вставляют пропущенные слова, словосочетания и комментируют.

6. Восстановить смысловое содержание сказки "Это непростое простое предложение". (8 мин.)

-----------------------------------------------------------------------------------------

Однажды в театральной гостиной собрались на распределение двух главных ролей и их дублёров в пьесе "Это непростое простое предложение" актёры: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Местоимение, Глагол, Причастие и Наречие. Все оживлённо обсуждали предстоящее распределение ролей, но затихли, когда в гостиную вошла главный режиссёр Грамматика.

- Друзья, - сказала Грамматика, - в новой пьесе две главные роли: это::::::. и ::::::. , которые образуют::::::::::

Первым в списке действующих лиц стоит::::::::. Он является хозяином предложения, так как обозначает:::::::::::

К его голосу прислушивается ::::::::. Он непосредственный его подчинённый.

Мне кажется, роль Подлежащего следует предложить ::::::. .

Все согласились.

Но тут выступил другой актёр.

- Прошу назначить меня исполнителем роли подлежащего. Если Имя Существительное называет предмет, то::::::::. указывает на него.

Другие актёры тоже захотели исполнить роль Подлежащего. Режиссёр Грамматика назначила дублёрами Имени Подлежащего: :::::::. . , :::::::::, :::::::::, :::::::, :::::::.

- А мы не хотим расставаться! - крикнули два товарища и брат с сестрой.

- Хорошо, - заключила Грамматика, - пусть роль Подлежащего исполняет :::::::::::::::::. .

- Итак, на роль Простого Сказуемого мы нашли ::::::. . , - продолжала главный режиссёр. - А как быть с Составным Глагольным Сказуемым?

- Я возьму на себя роль Неизменяемой Формы Глагола и буду выражать :::::::: значение, - ответил ::::::. - Вместе со мной в Составном Глагольном Сказуемом будут работать ::::::::::. Они будут согласовываться с ::::::: и выражать ::::::: значения.

- Мы тоже будем рады помочь вспомогательным глаголам и готовы сыграть эту роль, - выступили ::::::::::::::. .

- И я буду рад сотрудничать с Краткими Прилагательными, - сказал Глагол ::::. .

- Я согласна, - заключила Грамматика. - Перейдём к обсуждению роли Составного Именного Сказуемого. Кто будет исполнять роль глагола-связки и именной части?

- Мы должны быть в качестве основных исполнителей роли именной части, - вызвались ::::::, :::::::. . , ::::::::, ::::::. , ::::::::. , ::::::::. , ::::::::. .

- Принимаю, - согласилась режиссёр. - Тогда подумаем о глаголах-связках в Составном Именном Сказуемом.

- Я буду счастлив выступить в роли глагола-связки в Составном Именном Сказуемом, - ответил Глагол :::::. Однако рассчитываю на помощь Глаголов :::::::, ::::::::. , ::::::::: и т. д.

- Благодарю за инициативу, - сказала Грамматика. - На этом распределение главных ролей в пьесе "Это непростое простое предложение" будем считать законченным. Все остальные вопросы решим в рабочем порядке - на репетиции.

Части Речи весело зашумели, поднялись со своих мест и начали расходиться, оживлённо обсуждая предложенные им роли.

Вывод. Учитель.

- Мы тоже, как те Части Речи из лингвистической сказки исполнили свою роль на данном уроке. В целом, смотр знаний показал, что вы хорошо знаете теоретический материал и умеете применять данный материал на практике.

IV. Выставление мотивированных оценок. (2 мин.)

Учащиеся подсчитывают средний балл на полях и сообщают учителю.

V. Рефлексия. Дифференцированное домашнее задание. (2 мин.)

Подводим итоги деятельности каждого учащегося. Ученикам раздаём карточки № 1, где они работают самостоятельно, чтобы выяснить пробелы в знаниях. В первом столбике они ставят " + " или " - ". Затем раздаём карточки - упражнения № 2. Учащийся выполняет дома номер того упражнения, где он поставил знак " - ".

Карточка итогов деятельности № 1 Карточка - упражнения № 2
1. Знаю виды сказуемых. 1. Упр. № 57, 58
2. Безошибочно определяю грамматическую основу предложения. 2. "Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 5 (7, 14).
3. Нахожу в предложении простое глагольное сказуемое. 3. Упр. № 59.

"Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 4 (7, 14).

4. Нахожу в предложении составное глагольное сказуемое. 4. Упр. № 63.

"Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст№ 5 (7, 15)

5. Нахожу в предложении составное именное сказуемое. 5. Упр. № 69.

"Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 6 (8, 16).

Приложение.