Урок повторения по теме "Морфемика" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Повторить материал по теме (названия морфем, правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок и сложных слов; умение проводить морфемный разбор, подбирать слова к схемам);
  • Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
  • Способствовать формированию интереса к русскому языку.

Оборудование: слайды, индивидуальные кроссворды, сигнальные карточки.

Форма урока: урок-игра – полет в космос, 3 команды по 5 человек.

Эпиграф:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Запись числа и темы урока (Приложение, слайд 1).

2) Обращение к эпиграфу (Приложение, слайд 2)

3) Выразительное чтение эпиграфа учителем.

– Как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части?

II. Сообщение цели урока

– Сегодня мы будем говорить о морфемах и орфографических правилах, связанных с ними.
Вы, наверное, задавали себе такой вопрос: «И зачем только мы весь урок делим слова на части, если они, эти частички, сами по себе ничего не значат?» И, конечно, имели в виду приставки, суффиксы и окончания. Но разве они ничего не значат? (Приложение, слайд 3) У стены сарая стояла кабарга, а рядом с ней маленький кабаржонок.
– Скажите, кто такая кабарга? А кабаржонок? Давайте выделим в этих словах суффиксы, которые помогут нам понять значения непонятных  слов  (-их- – бельчиха, лосиха); 
(-онок- – бельчонок, зайчонок)

Вывод: Значит, каждая частичка слова имеет свое значение и играет свою роль в слове. А иногда и полностью изменяет значение слова.

III. Сценка

– Посмотрите, в какой ситуации оказалась одна женщина, которая плохо знала значения русских слов, сходных в корнях, на имеющих различные суффиксы и окончания и потому совершенно разных по смыслу.

Автор: Однажды к директору фабрики пришла секретарь, венгерка по национальности, и  сказала, что в приемной сидит один человек, который хочет поступить на работу.
Директор:  А кто он по специальности?
Секретарь: Он… этот… воротник.
Директор (смеется, показывает): Воротник – это вот что.
Секретарь (смущенно): Извините, он… воротарь.
Директор (обрадовано): Вратарь?! Зовите его сюда! Мы как раз организуем свою футбольную команду!
Секретарь: Простите. Он… привратник.
Автор: Оказалось, что пришедший предлагал услуги сторожа.

– Почему женщина попала в такую ситуацию?

IV. Разминка.

– Урок сегодня необычен. Необычность его заключается в том, что мы отправимся в космос (Приложение, слайд 4 – звездное небо или изображение космического корабля)
Вас – пятеро. Каждый из вас должен доказать, что достоин звания члена экипажа.

Игра «Не ошибись!»

(Сигнальные карточки: буква з – синяя карточка, с – красная).
– Кто ошибся – объясняет правописание приставок.
З или С? Безвредный, безвкусный, вскрикнуть, взглянуть, искоса, изгиб, чрезмерный, бесхарактерный, размер, рассмешить, испортить.

V.  Кроссворд «Морфемы» (Приложение, слайд 5)

– Теперь узнаем, можно ли вас зачислить в «школу космонавтики». Перед вами кроссворд, необходимо заполнить его быстро и качественно.
Проверяем (Приложение, слайд 6).

VI. Гонка за лидером

– С кроссвордом справились, но лететь в космос еще не можем, ведь у нас нет капитана экипажа. Им станет тот, кто первым справиться с заданием:
Выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем:

1) корень + окончание
2) корень + суффикс + окончание
3) приставка +  корень + суффикс + окончание 
4) приставка + корень + суффикс
5) корень + суффикс (не входит в основу) + окончание (Приложение, слайд 7)

Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.

VII. Конкурс капитанов

Товарищи командиры! Вы должны оправдать свое звание – для вас морфемный разбор слов:

1: Матросский, снежок, подъезд, вертолет
2: Пустынный, смолистый, дружок, самокат.
3: Подземный, красивый, ученик, пулемет.

Экипажи займутся отгадыванием шарад:

1. В причине вы мой обнаружите корень,
Приставку в собрании встретите вскоре,
В слове строение суффикс найдете,
В целом напишите дома иль в школе. (Сочинение)

2. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в тетради. (Оценка)

VII. Последнее задание перед «запуском»

– Какие корни с чередованием гласных вы можете назвать? (Приложение, слайд 8)

Задание: Выписать слова с чередующимися гласными в корне. Рядом запишите слова с противоположной орфограммой. Орфограммы обозначьте.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, коснуться, убегать, зажигать, зарисовать, зори, растение.

VIII. Релаксация

– Внимание! Примите горизонтальное положение. Закройте глаза. Представьте: вы – в бескрайнем космосе. Вокруг вас звезды. Всюду темнота. Откройте глаза.
Мы не сможем вернуться на Землю, не выполнив еще одного задания.

IX. Викторина (Приложение, слайд 9)

1. Угадайте слово с приставкой с- по его значению, запишите это слово:

а) Написать, позаимствовав у другого и выдав за свое (списать).
б) Прибавить одно к другому (сложить).

2. Выразите одним приставочным глаголом или прилагательным следующие понятия:

а) Лишить возможности причинять вред – (обезвредить).
б) Покрыть сплошными царапинами – (исцарапать).
в) На некоторое время задуматься – (призадуматься).
г) Не имеющий определенной формы – (бесформенный).

 X.  Заключительное задание

– Мы благополучно приземлились. Здесь нас ждет последнее задание. Назовите способы образования слов в русском языке.

1)  (Приложение, слайд 10) Прочитайте слова. Назовите те, которые образованы приставочным способом.

Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые.

2) (Приложение, слайд 11). Перед вами картинка с изображением зимнего леса. Представьте, что в этом лесу оказались мы с вами. Используя данные слова, напишите небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «прогулка по зимнему лесу). Выделите приставки.
/прочитаем 2-3 работы.

XI. Домашнее задание – кроссворд «Сложные слова» (индивидуально).

Задание:

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым движением.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

– Чтобы успешно справиться с заданием, вам необходимо вспомнить, как образуются сложные слова. Заполнив кроссворд, вы сможете прочитать ответы не только по горизонтали, но и по диагонали.

Индивидуальное домашнее задание

Попробовать перевести на «русский язык» предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Подсказка: Фраза содержит вымышленные, придуманные, не существующие в русском языке корни и настоящие, реальные приставки и окончания. Приставок нет.

XII. Итог урока. Оценки