Цели:
- Повторить материал по теме (названия морфем, правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок и сложных слов; умение проводить морфемный разбор, подбирать слова к схемам);
- Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- Способствовать формированию интереса к русскому языку.
Оборудование: слайды, индивидуальные кроссворды, сигнальные карточки.
Форма урока: урок-игра – полет в космос, 3 команды по 5 человек.
Эпиграф:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Запись числа и темы урока (Приложение, слайд 1).
2) Обращение к эпиграфу (Приложение, слайд 2)
3) Выразительное чтение эпиграфа учителем.
– Как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части?
II. Сообщение цели урока
– Сегодня мы будем говорить о морфемах и
орфографических правилах, связанных с ними.
Вы, наверное, задавали себе такой вопрос: «И зачем
только мы весь урок делим слова на части, если
они, эти частички, сами по себе ничего не значат?»
И, конечно, имели в виду приставки, суффиксы и
окончания. Но разве они ничего не значат? (Приложение, слайд 3) У
стены сарая стояла кабарга, а рядом с ней
маленький кабаржонок.
– Скажите, кто такая кабарга? А кабаржонок?
Давайте выделим в этих словах суффиксы, которые
помогут нам понять значения непонятных
слов (-их- – бельчиха,
лосиха);
(-онок- – бельчонок, зайчонок)
Вывод: Значит, каждая частичка слова имеет свое значение и играет свою роль в слове. А иногда и полностью изменяет значение слова.
III. Сценка
– Посмотрите, в какой ситуации оказалась одна женщина, которая плохо знала значения русских слов, сходных в корнях, на имеющих различные суффиксы и окончания и потому совершенно разных по смыслу.
Автор: Однажды к директору фабрики
пришла секретарь, венгерка по национальности,
и сказала, что в приемной сидит один человек,
который хочет поступить на работу.
Директор: А кто он по специальности?
Секретарь: Он… этот… воротник.
Директор (смеется, показывает): Воротник
– это вот что.
Секретарь (смущенно): Извините, он…
воротарь.
Директор (обрадовано): Вратарь?! Зовите
его сюда! Мы как раз организуем свою футбольную
команду!
Секретарь: Простите. Он… привратник.
Автор: Оказалось, что пришедший
предлагал услуги сторожа.
– Почему женщина попала в такую ситуацию?
IV. Разминка.
– Урок сегодня необычен. Необычность его
заключается в том, что мы отправимся в космос (Приложение, слайд 4 –
звездное небо или изображение космического
корабля)
Вас – пятеро. Каждый из вас должен доказать, что
достоин звания члена экипажа.
Игра «Не ошибись!»
(Сигнальные карточки: буква з –
синяя карточка, с – красная).
– Кто ошибся – объясняет правописание
приставок.
З или С? Безвредный, безвкусный, вскрикнуть,
взглянуть, искоса, изгиб, чрезмерный,
бесхарактерный, размер, рассмешить, испортить.
V. Кроссворд «Морфемы» (Приложение, слайд 5)
– Теперь узнаем, можно ли вас зачислить в
«школу космонавтики». Перед вами кроссворд,
необходимо заполнить его быстро и качественно.
Проверяем (Приложение,
слайд 6).
VI. Гонка за лидером
– С кроссвордом справились, но лететь в космос
еще не можем, ведь у нас нет капитана экипажа. Им
станет тот, кто первым справиться с заданием:
Выписать из текста слова, состоящие из следующих
морфем:
1) корень + окончание
2) корень + суффикс + окончание
3) приставка + корень + суффикс + окончание
4) приставка + корень + суффикс
5) корень + суффикс (не входит в основу) + окончание
(Приложение, слайд 7)
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
VII. Конкурс капитанов
Товарищи командиры! Вы должны оправдать свое звание – для вас морфемный разбор слов:
1: Матросский, снежок, подъезд, вертолет
2: Пустынный, смолистый, дружок, самокат.
3: Подземный, красивый, ученик, пулемет.
Экипажи займутся отгадыванием шарад:
1. В причине вы мой обнаружите корень,
Приставку в собрании встретите вскоре,
В слове строение суффикс найдете,
В целом напишите дома иль в школе. (Сочинение)
2. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в тетради. (Оценка)
VII. Последнее задание перед «запуском»
– Какие корни с чередованием гласных вы можете назвать? (Приложение, слайд 8)
Задание: Выписать слова с чередующимися гласными в корне. Рядом запишите слова с противоположной орфограммой. Орфограммы обозначьте.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, коснуться, убегать, зажигать, зарисовать, зори, растение.
VIII. Релаксация
– Внимание! Примите горизонтальное положение.
Закройте глаза. Представьте: вы – в бескрайнем
космосе. Вокруг вас звезды. Всюду темнота.
Откройте глаза.
Мы не сможем вернуться на Землю, не выполнив еще
одного задания.
IX. Викторина (Приложение, слайд 9)
1. Угадайте слово с приставкой с- по его значению, запишите это слово:
а) Написать, позаимствовав у другого и выдав за
свое (списать).
б) Прибавить одно к другому (сложить).
2. Выразите одним приставочным глаголом или прилагательным следующие понятия:
а) Лишить возможности причинять вред – (обезвредить).
б) Покрыть сплошными царапинами – (исцарапать).
в) На некоторое время задуматься – (призадуматься).
г) Не имеющий определенной формы – (бесформенный).
X. Заключительное задание
– Мы благополучно приземлились. Здесь нас ждет последнее задание. Назовите способы образования слов в русском языке.
1) (Приложение, слайд 10) Прочитайте слова. Назовите те, которые образованы приставочным способом.
Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые.
2) (Приложение, слайд
11). Перед вами картинка с изображением зимнего
леса. Представьте, что в этом лесу оказались мы с
вами. Используя данные слова, напишите небольшое
сочинение (4-5 предложений) на тему «прогулка по
зимнему лесу). Выделите приставки.
/прочитаем 2-3 работы.
XI. Домашнее задание – кроссворд «Сложные слова» (индивидуально).
Задание:
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым движением.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение
какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
– Чтобы успешно справиться с заданием, вам необходимо вспомнить, как образуются сложные слова. Заполнив кроссворд, вы сможете прочитать ответы не только по горизонтали, но и по диагонали.
Индивидуальное домашнее задание
Попробовать перевести на «русский язык»
предложение: Глокая куздра штеко
будланула бокра и кудрячит бокренка.
Подсказка: Фраза содержит вымышленные,
придуманные, не существующие в русском языке
корни и настоящие, реальные приставки и
окончания. Приставок нет.
XII. Итог урока. Оценки