Урок-исследование по теме "Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;
  • научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
  • повторение знаний об однородных членах предложения;
  • активизировать учащихся на получение новых знаний;
  • развитие творческих способностей.

Ход урока

1. Мотивационный этап.

Урок начинается с вопроса: “ Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда нет?”

(Учащиеся вспоминают правило расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.)

– Ребята, а я недавно читала книгу и встретила два предложения:

За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
За рекой росли густые пихтовые леса.

(Предложения записываются на доске.)

– Скажите, у вас не возникли какие– то вопросы?

(Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.) У них возникают следующие вопросы:

– Почему во втором предложении между определениями нет запятой?

– А однородные ли эти определения?

(Эти вопросы записываются на доске.)

2. Этап построения знаний.

– Итак, ребята, мы пришли к двум вопросам, на которые мы и должны сегодня ответить.

А чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения.

(Учащиеся называют эти признаки):

  1. однородные члены отвечают на один и тот же вопрос;
  2. однородные члены относятся к одному и тому же слову;
  3. между однородными членами можно поставить союз и;
  4. однородные члены перечисляются.

– А сейчас давайте поработаем в парах. Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.

(Работая в парах и анализируя примеры, дети приходят к выводу о том, что во втором предложении определения не являются однородными.)

– А если они не являются однородными, как бы вы их назвали?

(Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и “неоднородные определения”).

– Посмотрите на доску и скажите, ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

(Да.)

Запятая во втором предложении между определениями не ставится, так как эти определения являются неоднородными.

– Откройте свои учебники и прочитайте правило. А что по этому поводу нам говорят авторы учебника? (с. 131– 132.)

(Учащиеся приходят к выводу о том, что их выводы такие же, что и у авторов учебника).

Далее учащиеся работают над упражнениями № 266, 267.

(Они учатся различать однородные и неоднородные определения, расставлять знаки препинания в предложениях.)

3. Этап рефлексии.

– У каждого из вас на столе есть листочек с фразой: “Оказывается, что…”.

Напишите продолжение этой фразы по выводам нашего урока.

4. Домашнее задание.

Выписать из произведений художественной литературы примеры предложений с однородными и неоднородными определениями, проанализировать их.