Цели урока:
- научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;
- научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
- повторение знаний об однородных членах предложения;
- активизировать учащихся на получение новых знаний;
- развитие творческих способностей.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Урок начинается с вопроса: “ Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда нет?”
(Учащиеся вспоминают правило расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.)
– Ребята, а я недавно читала книгу и встретила два предложения:
За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
За рекой росли густые пихтовые леса.
(Предложения записываются на доске.)
– Скажите, у вас не возникли какие– то вопросы?
(Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.) У них возникают следующие вопросы:
– Почему во втором предложении между определениями нет запятой?
– А однородные ли эти определения?
(Эти вопросы записываются на доске.)
2. Этап построения знаний.
– Итак, ребята, мы пришли к двум вопросам, на которые мы и должны сегодня ответить.
А чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения.
(Учащиеся называют эти признаки):
- однородные члены отвечают на один и тот же вопрос;
- однородные члены относятся к одному и тому же слову;
- между однородными членами можно поставить союз и;
- однородные члены перечисляются.
– А сейчас давайте поработаем в парах. Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.
(Работая в парах и анализируя примеры, дети приходят к выводу о том, что во втором предложении определения не являются однородными.)
– А если они не являются однородными, как бы вы их назвали?
(Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и “неоднородные определения”).
– Посмотрите на доску и скажите, ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?
(Да.)
Запятая во втором предложении между определениями не ставится, так как эти определения являются неоднородными.
– Откройте свои учебники и прочитайте правило. А что по этому поводу нам говорят авторы учебника? (с. 131– 132.)
(Учащиеся приходят к выводу о том, что их выводы такие же, что и у авторов учебника).
Далее учащиеся работают над упражнениями № 266, 267.
(Они учатся различать однородные и неоднородные определения, расставлять знаки препинания в предложениях.)
3. Этап рефлексии.
– У каждого из вас на столе есть листочек с фразой: “Оказывается, что…”.
Напишите продолжение этой фразы по выводам нашего урока.
4. Домашнее задание.
Выписать из произведений художественной литературы примеры предложений с однородными и неоднородными определениями, проанализировать их.