Урок русского языка в 6-м классе по теме "Мягкий знак после шипящих в наречиях"

Разделы: Русский язык


Цели урока.

  • Систематизировать знания учащихся по теме "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".
  • Повторить правило постановки знаков препинания в сложном предложении, запятая при однородных членах предложения.
  • Лексика.

Оборудование.

  • карточки с заданиями разного уровня,
  • проектор мультимедиа.

Ход урока

I. Объяснительный диктант.

На улице уже по-вечернему прохладно. Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крыльями, промелькнула яркая бабочка. Пройдитесь по родному городу не торопливо. Нежно-нежно, тонко-тонко что-то свистит. Я иду медленно по осеннему лесу, останавливаюсь и слышу, как по-осеннему шепчут листья.

Индивидуальная работа по карточкам у доски (3 ученика). Приложение.

Вставьте пропущенные знаки препинания и орфограммы, графически объясните.

1)

Княжна встаёт и вмиг шатёр
И пышной роскош. прибор
И звуки арфы всё пропало
По? прежнему всё тихо стало.

2) Утром встали на ра (с, сс) вете. Туман. К.стёр чадит еле (еле). Лошади (н, нн) ые морды устало смотр. т на них из тумана.

Образуйте сравнительную степень от наречий: хорошо, плохо, тонко, поздно, просто, долго, сложно, громко, аккуратно, красиво, тихо, поэтично.

Составьте словосочетания с любыми 3 наречиями в сравнительной степени.

Раскройте скобки. Обозначьте орфограммы.

  • (по) одному разу
  • (по) видимому (вводное слово)
  • (без) оглядки
  • (без) умолку говорить
  • (в) крутую сварить
  • (по) моему сделать
  • (в) прок запасти
  • (во) время сделать

II. Разноуровневые задания.

Замените наречия фразеологическим оборотом. Составьте 4 предложения.

Сильно краснеть - до корней волос; крепко спит -:; быстро бежит -:; громко кричит -:; хорошо знает -:; тесно -:; темно -:; мало -:; медленно -:; рано -:; близко-:.

Замените фразеологизмы наречиями.

1) Решив уехать, во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности.

2) Лагутин ни за что ни про что обругал Шмакова Петра.

3) Не будет он ни с того ни с сего приставать к Лагутину.

4) Откуда ни возьмись набегут на небо серые, тяжёлые тучи.

Запишите предложения. Определите разряд наречий по значению.

1) Оглянулся Жилин, в. дит - (на) лево за г. рой зарево красное заг. релось.

2) Только прилёг он пить, слыш. т - затопало (с) зади.

3) (В) первые каникул я (в) первые побывал в Третьяковской галерее.

4) В марте дни бывают (по) зимнему холодные, (по) весеннему солнечные.

Охарактеризуйте действия и признаки возможными признаками с помощью наречий. Запишите.

Относиться (как?):; учить (как? когда?):; пахать (как?):; бежать (как?):; смелый (в какой степени?):; красивый (в какой степени?):.

Составьте два предложения, вставив в каждое слова по осеннему или по-осеннему. Объясните графически правописание.

1) Я, иди, лес, любоваться, многообразный, краски, осень.

2) В, лес, свежо, и, опрятно.

Спишите, объясните правописание наречий. К наречиям подберите антонимы.

Он вёл себя легкомысле (н, нн) о (:).

Время идёт медле (н, нн) о (:).

На уроках надо присутствовать постоя (н, нн) о (:).

Отвечать надо увере (н, нн) о (:).

Остальные учащиеся пишут выборочный диктант.

Выписать словосочетания с наречиями.

Она говорила певуче, и голос её ясно рисовал передо мною шум леса. Вы рассуждаете слишком неубедительно. Он блестяще доказал свою правоту. Горячо и радостно билось сердце Ули в это светлое утро. Деревья шумели таинственно. Вороны летали над островом и каркали испуганно и зловеще. Медленно и торжественно всходило солнце.

III. Объяснение нового материала. Приложение.

Мелькнуло солнце из-за туч?,
И был горяч? последний луч?.
Стал вечер ясен и хорош?,
Чуть (чуть) заметна листьев дрож?.
Бил под горой студеный ключ?,
Цвёл ландыш?, нежен и пахуч?.
Вдруг вышел на полянку ёж?.
Спросить его мне невтерпёж?:
"Кому спешиш? ты, еж, помоч? ?"

- Догадались ли вы, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- В каких частях речи после шипящих пишется ь? А когда не пишется?

- Обратимся к таблице обобщающего характера. Приложение.

существительное глагол прилагательное наречие
Ночь, 3 скл.

Печь, 3 скл.

Дочь, 3 скл.

Луч, 2 скл.

Пейзаж, 2 скл.

Малыш, 2 скл.

Много туч, 1 скл,

Говоришь

Пишешь

Думаешь

Рисуешь

Читаешь

Мечтаешь

Объясняешь

Могуч

Кипуч

Хорош

Пригож

Запомни:

Уж, замуж, невтерпёж пишется без ь знака.

IV. Чтение параграфа.

V. Закрепление.

Определите часть речи, распределите по графам таблицы.

Тираж, угрожающ, певуч, мятеж, многообещающ, обжечься, плющ, хорош, подстричь, картечь, точь-в-точь, пренебречь, сберечь, дремуч, отрежьте, прочь, детёныш, замуж, превозмочь, ветошь, мираж, рассеешься, дрожь, сплошь, навзничь.

Словосочетания замените наречиями- синонимами на шипящую.

Лошади мчались быстро; распахнуть до конца; уйти в сторону; засеять густо; ударить, размахнувшись; нет терпения; невмоготу; вверх лицом.

Составить ребусы по теме урока.

VI. Итог урока.

VII.Домашнее задание.

Параграф 119,

Дифференцированное задание:

  • "4" и "5" упр. 469 (использовать словарь синонимов и антонимов);
  • "3" составить словарную диктовку "Орфограммы в наречиях" из 15 слов (по следам выполненных упражнений)

Индивидуальная работа по карточкам у доски (3 ученика)

1)

Княжна встаёт, и вмиг шатёр,
И пышной роскоши прибор,
И звуки арфы - всё пропало,
По-прежнему всё тихо стало.

2) Утром встали на рассвете. Туман. Костёр чадит еле-еле. Лошадиные морды устало смотрят на них из тумана.

Хорошо - лучше, плохо - хуже, тонко - тоньше, поздно - позже, просто - проще, долго - дольше, сложно - сложнее, громко - громче, аккуратно - аккуратнее, красиво - красивее, тихо - тише, поэтично - поэтичнее.

Он выполнил это задание лучше, чем я. Олеся поёт громче. Я пробыл в отпуске дольше, чем хотелось бы.

  • по одному разу
  • по - видимому (вводное слово)
  • без оглядки
  • без умолку говорить
  • вкрутую сварить
  • по - моему сделать
  • впрок запасти
  • вовремя сделать

Разноуровневые задания.

Сильно краснеть - до корней волос; крепко спит - без задних ног; быстро бежит - со всех ног; громко кричит - во всё горло; хорошо знает - назубок; тесно - негде яблоку упасть; темно - хоть глаз коли; мало - кот наплакал; медленно - в час по чайной ложке; рано - ни свет, ни заря; близко - рукой подать. Он так устал, что спал сегодня без задних ног. Работаешь ты в час по чайной ложке. В автобусе яблоку негде было упасть.

Обязательно. 2) Просто так. 3) Просто так.4) Внезапно.

Оглянулся Жилин, видит - налево за горой зарево красное загорелось. ( налево - наречие места). 2) Только прилёг он пить, слышит - затопало сзади. (сзади - наречие места) 3) В первые каникул я впервые побывал в Третьяковской галерее. (впервые - наречие времени) 4) В марте дни бывают по-зимнему холодные, по - весеннему солнечные. (по - зимнему, по - весеннему - наречия степени) Относиться (как?) хорошо, отлично, плохо; учить (как? когда?) хорошо, вовремя; пахать (как?) добросовестно; бежать (как?) быстро; смелый (в какой степени?) очень; красивый (в какой степени?) очень.

Я иду по осеннему лесу и любуюсь многообразными красками осени. В лесу по-осеннему свежо.

  • Он вёл себя легкомысленно (серьёзно).
  • Время идёт медленно (быстро).
  • На уроках надо присутствовать постоянно (не всегда).
  • Отвечать надо уверенно (боязливо).

Говорила певуче, ясно рисовал, рассуждаете неубедительно, неубедительно слишком, блестяще доказал, горячо и радостно билось, шумели таинственно, каркали испуганно и зловеще, медленно и торжественно всходило.

Объяснение нового материала.
Мелькнуло солнце из-за туч,
И был горяч последний луч.
Стал вечер ясен и хорош,
Чуть-чуть заметна листьев дрожь.
Бил под горой студеный ключ,
Цвёл ландыш нежен и пахуч.
Вдруг вышел на полянку ёж.
Спросить его мне невтерпёж:
"Кому спешишь ты, еж, помочь?"

существительное глагол прилагательное наречие
тираж, мятеж, плющ, картечь, детёныш, ветошь, мираж, дрожь обжечься, подстричь, пренебречь, сберечь, отрежьте, превозмочь, рассеешься угрожающ, певуч, многообещающ, хорош, дремуч точь-в-точь, прочь, замуж, сплошь, навзничь

Словосочетания замените наречиями-синонимами на шипящую.

Лошади мчались быстро (вскачь); распахнуть до конца (настежь); уйти в сторону (прочь); засеять густо (сплошь); ударить, размахнувшись (наотмашь); нет терпения (невтерпёж); невмоготу (невмочь); вверх лицом (навзничь).

Приложение (презентация)