Цели урока:
Обучающая:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Лексика”.
Развивающая:
- развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся, логического и образного мышления.
- развивать навыки работы с компьютером, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитывающая:
- воспитывать ценностное отношение к труду, в том числе и к учебному.
- воспитание интереса к предмету.
Ход урока
1. Оргмомент. Инструктаж по технике безопасности.
2. Чтение ученицей отрывка из стихотворения В.Шефнера.
Много слов на Земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести….
3. Беседа с классом.
Учитель говорит о важности такой многоликой единицы как слово: “которым “можно и убить, и спасти, и полки повести”. А что это за разноликие слова, поможет вспомнить таблица. (ИКТ), (Приложение1)
Фрагмент из х/ф “12стульев”.
1) Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту
Исследователей, составляет 12000слов. Словарь негра из племени “Мумбо-Юмбо” - 300 слов. Словарь Эллочки Щукиной из произведения “12 стульев” Ильфа и Петрова и того меньше. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30.
На самом деле словарный состав нашего языка не 30, не 300 и даже не 12000 слов.
НА ЭКРАНЕ.
- самый большой 12-титомный “Словарь современного русского литературного языка” насчитывает 120000 слов.
- в нашем современном языке их ещё больше – 150000.
- плюс иностранные слова (30000), неологизмы (5000),
- устаревшие слова (30000), научные термины (10000),
- имена собственные и прозвища (25000).
- Диалектные слова (около 200000).
Сколько же всего? Полмиллиона? Почти миллион!
- А как называется словарный запас одного человека, каждого из нас?
- Да, мы знаем слова с раннего детства, что называется, впитали их с молоком матери. Но чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять, сочетать. Иначе может получиться, в лучшем случае, смешно, например, вот так. (ЛУЧШЕ НА ЭКРАН). Исправьте ошибки:
Стоя на крыльце, мимо меня пролетели сани.
Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы….
* Итак, слова – это строительный материал, кирпичики, из которых можно построить красивый величественный замок, а можно безобразный шаткий сарай, единственным украшением которого будет большой замок.
* Кстати, ребята, с каким лексическим явлением вы встретились в этом предложении? (Омофоны – замок – замок)
2) Можно ли есть тарелки? Может ли коровья
голова пастись отдельно от туловища? Может ли человек быть слоном? Могут ли человека после брани окружить почётом? Может ли дело быть в шляпе?
- Да, да, да! Но при условии, что человек толст и
массивен, как слон, суп наливают в тарелку, а голова является частью коровы. При этом мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения и называем переносными.
3) РАБОТАЕТ КЛАСС – УСТНО.
- Объясни, что означают эти словосочетания.
- Придумай с этими словосочетаниями предложения;
- А теперь устно составьте словосочетания, чтобы прилагательные выступали в прямом значении.
НА ЭКРАНЕ
Стальная воля – Железная энергия –
Золотое сердце – Крутой характер–
4) Работа в группах.
3-я группа (послабее) работает на компьютерах.
ВПИШИТЕ НОМЕРА ДАННЫХ НИЖЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В ТАБЛИЦУ
- Плачущая берёза.
- Плачущий ребёнок.
- Дремлет лес.
- Дремлет ребёнок.
- Мягкий хлеб.
- Мягкий характер.
- Разыгравшиеся воды.
- Разыгравшиеся дети.
- Спят цветы.
- Спят дети.
- Серебряная цепочка.
- Серебряный голос.
- Золотые руки.
- Золотой характер.
- Железные гвозди.
- Железные нервы.
- Крылатое выражение.
- Крылатые ракеты.
- Красная роза.
- Красная девица.
- Крутой берег.
- Крутой кипяток.
- Крутое тесто.
ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ | ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ |
2 и 1 группы работают в тетради с мультимедиа.
1. Составьте все возможные словосочетания, учитывая прямое и переносное значение слов.
2. Запишите составленные словосочетания в две колонки:
в 1-м – с прямым значением прилагательных,
во 2-м – с переносным.
Голос | ВЫСОКИЙ | спор |
Волос | ГОРЯЧИЙ | хлеб |
Человек | МЯГКИЙ | характер |
Ответы появляются на экране, после того как учащиеся справились с заданием, в ходе работы в паре происходит взаимопроверка.
В) Выберите два любых словосочетания. Подберите сначала синоним, а потом антоним к прилагательному.
НА ЭКРАНЕ – ОБРАЗЕЦ: Голос высокий – тонкий – низкий.
1) Термин СИНОНИМЫ очень легко объяснить: эти слова как члены одной семьи – они похожи при всей их непохожести.
Послушайте стихотворение Берестова “Дракон”, выпишите из него синонимы. (Стихотворение читает ученик, также оно появляется на экране)
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором “Здравствуйте” сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы, пожалуйста, халвы,
Для этой пасти – прочие сласти.
Для этой головки – перловки.
Для этой глотки – селёдки.
Для этой башки – пирожки.
Для этой рожи - то же.
Для этого личика – два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
6) Скажите, пожалуйста, как вы понимаете выражение “живут как кошка с собакой” - плохо, не дружно.
* Чем является это выражение с точки зрения лексики? (фразеологизмом).
Именно так и живут между собой АНТОНИМЫ, имеющие противоположное лексическое значение, построенные на антитезе.
Подберите антонимы к словам - устно:
Большой | Вежливый | Гладкий | Новый | |||
Гористый | Длинный | Здоровый | Молодой | |||
Первый | Передовой | Холодный | Дружить | |||
Командовать | Заболевать | Любить | Удаляться | |||
Строить | Уважать | Друг | Глубокий | |||
Ночь | Холод | Шум | Помнить |
7) УЗНАЙТЕ ПОСЛОВИЦЫ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПОПАРНО СОЕДИНЁННЫЕ СЛОВА, КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ СЛОВА?
ПОСЛОВИЦЫ НА ЭКРАН.
- Горек – сладок.
- Посеешь – пожнёшь.
- Труд – лень.
- Свет – тьма.
- Дело – потеха.
8) Очень тесно с лексикологией связана и другая наука – фразеология. А что она изучает?
А. Отгадайте фразеологические загадки.
Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь: его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (НОС)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ВЕТЕР)
Её заваривают, затевая какое– нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у путаников. (КАША)
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)
Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорит лишнее. (ЯЗЫК)
* Б. Узнайте фразеологизмы, изображённые на рисунках.
НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. (Презентация)
Как рыба об лёд; больной вопрос; влюбиться по уши, на седьмом небе; крутиться как белка в колесе; вставлять палки в колёса; вставать с первыми петухами; жить как кашка с собакой; висеть на телефоне.
ТАБЛИЦА НА ЭКРАНЕ.
ДАЙТЕ НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЕ, КОТОРАЯ ПЕРЕД ВАМИ.
Слово | Лексическое значение | Примеры |
Бережливый Бережный |
Бережно относящийся к имуществу,
расчётливый, экономный Осторожный, заботливый, внимательный |
Бережливый хозяин
Бережное отношение |
Праздный
Праздничный |
1.Ничем не занятый, без дела, без
полезных занятий 2. Бесцельный, пустой 1. Торжественный 2. Об одежде” - выходной, нарядный 3. Радостный |
Праздная жизнь Праздно проводить время Праздное любопытство Праздничный концертный (костюм) Праздничное настроение |
Абонент Абонемент |
Человек, пользующийся какими-либо
постоянными услугами Документ, дающий право на пользование услугами |
* Придумайте и запишите предложения с паронимами
АБОНЕНТ - АБОНЕМЕНТ.
УЧАЩИЕСЯ РАБОТАЮТ ГРУППАМИ, ВЫПОЛНЯЯ ТЕСТЫ.
(1-я группа, самые “сильные”, работают за компьютерами, выполняя задание по вариантам).(Приложения 2, 3, 4, 5)
ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА ПО ТЕМЕ “ЛЕКСИКА
3-я и 2-я группы работают на рабочих местах с тестами, отвечают в тетрадях. (Приложение 6, 1 и 2 варианты)
По окончании выполняют тест, который появляется на видеопроекторе, обмениваются тетрадями и выставляют отметки по норме. Задание одинаковое для обеих групп.
ЗАДАНИЕ: определите слова по их лексическому значению и запишите термины.
- Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по значению, - ….
- Раздел лингвистики, изучающий лексику, - …
- Слова, имеющие несколько лексических значений, - …
- Словарный запас одного человека - …
- Слова, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками значений, - …
- Слова с противоположным лексическим значением - …
- Слова, пишущиеся одинаково, но по-разному произносящиеся - …
- Слова, совпадающие по звучанию, но различающиеся по написанию и значению, - …
- Слова, которые употребляются людьми той или иной профессии - ..
- Слова, которые вышли из активного употребления - …
- Новые слова, которые приходят в язык в связи с изменениями в науке, технике, в общественной жизни - …
По окончании работы ответы “вылетают” на место многоточия.
- Омонимы.
- Лексикология.
- Многозначные.
- Лексикон.
- Синонимы.
- Антонимы.
- Омографы.
- Омофоны.
- Профессионализмы.
- Устаревшие.
- Неологизмы.
Цена оценки:
11 баллов (ответов верных) – “5”;
8 – 10 баллов – “4”;
6 – 7 баллов – “3”.
4. Заключительное слово учителя.
Выставление и объявление отметок:
Учитель читает стихотворение: (или ученик)
Учились мы старательно
Сегодня на уроке,
Ведь это замечательно
И очень увлекательно –
У всех давно известных слов
Вдруг открывать секреты!
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
Но впереди ждёт интересный путь
Пускай пока нас тайны подождут.