Лингвистический анализ текста по материалу рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" (развивающий курс по русскому языку, 6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • формирование навыков извлечения из текста авторской мысли, развитие речи, умения анализировать художественный текст, находить в нем выразительные средства языка;
  • закрепление навыков выражения собственных мыслей;
  • воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к русскому языку, к родной природе.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • слайды,
  • музыка Э. Грига,
  • раздаточный материал (текст И.С.Тургенева)

Эпиграф:

Природа - вечный образец искусства.
В.Г.Белинский

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока.

II. Работа с текстом.

1. Чтение текста учителем.

1.Свежая струя проб..жала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро зачиналось. 3. Еще н..где не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на в..стоке. 4. Бледно(серое) небо св..тлело, хл..дело, с..нело; звезды то м..гали слабым светом, то и..чезали; отсырела з..мля, зап..тели листья, (кое)где стали ра..д..ват..ся ж..вые звуки, г..лоса, и жи..кий, ра(н,нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и п..рхать над з..млею. 5. Я проворно встал и подош..л к мальчикам. 6. Они все спали как убитые в..круг тлеющего к..стра:7. Я пош..л восвояси вдоль задымившейся р..ки. 8.(Не)успел я отойти двух верст, как уже пол..лись:сперва алые, потом красные, з..лотые п..токи м..лодого, г..рячего света:9. Все заш..велилось, проснулось, запело, зашумело, заг..ворило. 10. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли р..сы; мне (на) встречу , чистые и ясные, словно тоже обмытые утре(н,нн)ей прохладой, прин..слись звуки кол..кола, и вдруг мимо меня, пог..няемый знакомыми мальчиками, промчался отд..хнувший табун:(По И.С.Тургеневу).

- Какой тип речи преобладает в тексте? (Описание).

- О чем этот текст? (О наступлении утра, пробуждении природы).

- Определите главную мысль текста. (Художник ярко выразил чувство любви к своей родине, ее природе).

2. Разминка.

а) фонетическая разминка

  • 1 вариант: в предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв (свежая, струя, моему)
  • 2 вариант: в предложении 4 найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (раздаваться, бродить, порхать).

б) словообразовательная разминка

  • 1 вариант: найдите в предложении 9 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (навстречу);
  • 2 вариант: найдите в предложении 5 слово, образованное суффиксальным способом (проворно);

в) орфографическая разминка (работа проводится с использованием интерактивной доски "по цепочке")

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их графически;

(учащиеся работают с раздаточным материалом и на интерактивной доске);

3. Анализ лексических особенностей текста.

1. Работа в "малых группах".

Сейчас нам предстоит выяснить, каковы языковые особенности стиля писателя, и провести набольшую исследовательскую работу.

1-я группа: выписывает в тетрадь имена прилагательные и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте:

  • свежая струя
  • бледно-серое небо
  • живые звуки
  • золотые потоки
  • молодой, горячий свет;
  • жидкий, ранний ветерок

Вывод: прилагательные имеют оценочное значение в большинстве случаев, вносят оттенок экспрессивности, выразительности, придавая картинам природы осязаемость, яркость, зримость.

2-я группа: выписывает в тетрадь глаголы и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте:

  • утро зачиналось
  • забелелось на востоке
  • запотели листья
  • все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило
  • зарделись капли росы

Вывод: автор использует много глаголов с приставкой за-, которая имеет значение начала действия, тщательно выписывает каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от внимательного взгляда художника.

3-я группа: выписывает в тетрадь лексику со значением цвета, определяет, для чего автор использует цветопись:

  • румянилась заря
  • забелелось на востоке
  • бледно-серое небо светлело синело
  • алые, красные, золотые потоки

Вывод: цветопись тургеневского пейзажа - это отражение того, что происходит в природе. Интересно наблюдать за тем, как с наступлением утра меняются краски. В описании встречается много выражений, связанных с цветами. Они легко делятся на группы:

  • 1 группа - это белый, бледно-серый, светлый, ясный;
  • 2 группа - румяный, рдяной, алый, красный;
  • 3 группа - синий, сизый.

Символика утреннего света - это начало, пробуждение, жизнь. Создается физическое впечатление естественной смены ночи и дня. Это движение можно проследить по нарастающей: от слов забелелось и бледно-серое до алого, золотого, горячего.

Понятие цвета передают слова не одной части речи, а разные: бледно-серое, алые, красные, золотые (имена прилагательные), синело, забелелось, зарделись (глаголы), смутно (наречие). Использованная в тексте цветопись создает радостное, приподнятое настроение от картины утренней природы.

2. Какие еще лексические особенности данного текста вы отметили?

  • фразеологизм "как убитые" обозначает "крепко спящие"
  • "восвояси", "зачиналось" - просторечные слова, подчеркивающие близость писателя к народным корням.
  • Что значит " восвояси"? - отправиться домой.

4. Анализ синтаксических особенностей текста.

Учащиеся отмечают обилие рядов однородных членов, которые служат для детального описания картины раннего утра:

  • небо светлело, холодело, синело
  • то мигали, то исчезали
  • алые, потом красные, золотые потоки
  • чистые и ясные
  • молодого, горячего света

Отсутствие союзов в предложении 9 подчеркивает динамизм, одновременность действий, происходящих в природе:

все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

III. Работа над художественно-изобразительными средствами в описании.

- Что помогает И.С.Тургеневу сделать описание более ярким и выразительным?

(Писатель создаёт описание с помощью красочных эпитетов, метафор, олицетворений.)

а) Повторим, что такое эпитет.

Эпитет - это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность (золотые потоки, живые звуки, чистые и ясные звуки, задымившаяся река).

б) Дайте определение метафоры.

Метафора - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве (лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света).

в) Что такое олицетворение?

Олицетворение - это одушевление неживой природы (струя пробежала, запотели листья, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола).

Учащиеся выписывают в тетради эпитеты, метафоры, олицетворения из текста.

(1 ряд - эпитеты, 2 ряд - метафоры, 3 ряд - олицетворения).

г) Какие еще средства выразительности вы отметили?

Инверсия - нарушение прямого порядка слов (отсырела земля, запотели листья, полились потоки, зарделись капли).

Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже (косвенное): лучистыми алмазами зарделись капли росы.

Градация - алые, потом красные, золотые потоки.

- Какие стилистические особенности присущи анализируемому тексту?

Ученики работают в группах и приходят к следующим выводам:

И. С. Тургенев - признанный мастер пейзажных зарисовок. В рассказе "Бежин луг" их несколько. Все они, в том числе и анализируемый нами отрывок - описание наступления утра, одухотворены. Природа в изображении Тургенева дышит, живет своей собственной жизнью, что передается многочисленными олицетворениями и метафорами. Возвышенное отношение к природе выражено множеством оценочных эпитетов. Художник умеет увидеть и передать красоту в самом обычном необычными, яркими, сочными образами. Мы словно видим и запотевшие листья, и росу, сверкающую, как алмазы, и постепенную смену красок наступающего дня. Малейшие оттенки, изменения состояния природы точно и необыкновенно выразительно переданы художником слова с помощью бессоюзных предложений, рядов однородных членов. Инверсии и благозвучие (эвфония) обеспечивают легкое для восприятия звучание текста. Гармоничное сочетание смысла и звучания обладает огромной силой воздействия. Поэтичность описания сближает его с лирической миниатюрой. Так передает И.С.Тургенев свое восхищение гармонией и красотой природы.

IV. Слово учителя.

Страстно любивший природу, И.С. Тургенев широко пользовался в "Записках охотника" описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен. Писатель смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека. В то же время тургеневские пейзажи не просто натуралистически верны и подробны, но они также всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку. Природа - важная и безусловная жизненная ценность, поэтому пейзажи писателя поразительно конкретны. В рассказе "Бежин луг" использован подлинно поэтический, даже символический прием: заблудиться, чтобы открыть... Рассказчик-охотник сбился с пути и за речкой, на лугу, набрел на мальчиков у костра в ночном. И открыл для себя богатый, полный фантастики и мудрости мир народных поверий, сказок, примет, неразрывно связанный с миром природы. Речь автора, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю красоту природы. С особым трогательным чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Мощным аккордом звучит жизнеутверждающий гимн наступающему дню как символ победы света над мраком ночи.

А теперь создадим свои словесные пейзажные зарисовки утра. В вашем описании всё должно быть гармонично и красиво. А поможет вам в этом музыка. Сейчас мы будем слушать музыкальное произведение Эдварда Грига, которое так и называется "Утро". Позже вы убедитесь, что всё творчество И. Тургенева неотделимо от музыкальной культуры. Музыкой наслаждаются его герои, а сам писатель не знал наслаждения выше. Послушаем произведение Э. Грига "Утро", постараемся представить себе то, что при помощи звуков передал в этом произведении композитор, и попробуем описать восход солнца, пробуждение природы так, как каждый из вас себе его представит.

Представьте себе, что все в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Спят звери и птицы.. А небо - синее-синее. А звезды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где, кажется, небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина (звучание музыки усиливается). И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.

(Ученики под музыку Эдварда Грига пишут черновые варианты сочинений).

Презентация.

V. Домашнее задание. Закончить сочинение-миниатюру "Утро".