Условия возникновения, становления опыта.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к самоопределению и самореализации. Необходимость развития личности каждого ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств - основная цель школьного образования. Новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться.
Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они ( каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал , быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.
Моя задача - создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.
Из перечисленных проблем возникла необходимость поиска альтернативы традиционным методам, так как традиционная система образования не дает возможности широко осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся.
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
- между основами традиционного обучения школьников и новыми технологиями;
- между упрощенными вариантами контроля, ориентирующими детей на запоминание, а не на анализ, сравнение, творчество;
- усвоение материала частично происходит на уроке, а в основном - дома, а ведь не секрет, что добросовестные дети перегружены домашними заданиями, что приводит к ухудшению здоровья.
Обозначить проблемы - полдела, а вот найти пути их решения?!
Где искать? В методической литературе, в педагогическом опыте, позволившем решить эти проблемы и устранить противоречия:
- между фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;
- стремление ребят к самостоятельности в работе и неумение организовать свою учебно - познавательную деятельность и управлять ею;
- стремление работать в группе и неумение работать в коллективах;
- необходимостью развивать творческий потенциал каждого ученика и отсутствием условий работы с каждым.
Актуальность и перспективность опыта.
Исходя из выше изложенного, необходимо было выбрать технологию обучения, которая позволила бы практически решить эти противоречия, создать условия для развития способностей учащихся к самообразованию и самореализации.
В связи с этим я считаю целесообразным перейти
- от педагогики принуждения - к педагогике сотрудничества, преимуществом которой является:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а , следовательно, обеспечивает более прочное усвоение;
- овладение ЗУН каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития;
- сотрудничество сильных, средних и слабых учеников. Такое сотрудничество разных по уровню успеваемости детей приводит к тому, что слабые доходят до уровня среднего, а средние до уровня сильного ученика;
- важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.
Теоретическая база опыта
В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика (гуманно личностная технология Ш.А.Амонашвили), на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков). В своей работе опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве, разработанный в университете Джона Хопкинса "Обучение в команде"(Р.Славин, Р.и Д.Джонсон, Дж .Аронсон). Теоретической базой для моей педагогической деятельности послужили также работы И.С. Якиманской по личностно ориентированному развивающему обучению. "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека" Е.Н.Ильина и использую отдельные методики коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко.
Внедрение учителем русского языка и литературы в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит:
- повышение качества образования;
- формирование коммуникативных умений и навыков;
- развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;
- успешную самореализацию;
- сотрудничество учителя и ученика.
Главным в условиях обучения в сотрудничестве является то, чтобы помочь товарищу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!
Сущность опыта
Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо , если их усилия ( в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной , исследовательской , творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.
Роль учителя - помочь ученикам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.
Новизна
Применяю элементы технологии обучения в сотрудничестве, делая ставку на работу в малых группах, основываясь на принцип вариативности, дающий возможность выбирать, компоновать известные элементы с собственными разработками. Технология должна постоянно обновляться новыми методами и приемами, а проверка этих внедрений - результаты работ ребят.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:
- диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;
- определение базового уровня подготовки учащихся;
- тематическое планирование уроков с применением данной технологии ;
- организация малых групп;
- обучение поведению при работе в малых группах;
- оценивание работы группы;
- итоговый контроль знаний и умений.
Адресная направленность, возможность внедрения опыта
Обучение в сотрудничестве приемлемо для использования в любом образовательном учреждении. Возможность внедрения опыта заключается в организации и управлении обучения к особенностям малых групп учащихся, ее контроль представляют интересную область поиска для любого творчески работающего учителя.
Желание учителя, достаточное наличие учебно-методического комплекса: карточек - заданий для малых групп, специальных дидактических материалов -делают возможным освоение данного опыта.
Технология опыта
С чего же начать? А начинать нужно с планировки помещения, с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, конечно же, видеть лица друг друга. Ставим столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по два стола (для работы в четверках, шестерках). И именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность.
Следующий шаг - обучение культуре общения в группе.
Для этого я разработала памятку работы в группе:
Работа в малых группах
|
Что же дальше? Деление класса на группы (поначалу группы не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли ( лучше записать на доске):
- роль ведущего (отвечающего за выполнение задания)
- редактора (проверяющего правильность выполнения)
- оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления) и т.д.
Возможны разные варианты метода обучения в сотрудничестве:
В своей работе я использую метод обучения в команде, отдельными формами которого являются:
- обучение в малых группах,
- командно-игровая деятельность,
- обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,
- индивидуализация обучения в командах.
Содержание работы по внедрению технологии обучения в сотрудничестве предполагает несколько этапов:
1. Организационный, когда происходит формирование групп с учетом уровня обученности, личных симпатий учеников друг к другу; происходит размещение учащихся по рабочим местам, что способствует общению в процессе совместной деятельности; повторяется памятка "Работа в малых группах".
2. Этап выполнения задания, когда определяется учебно-познавательная цель; происходит определение вида деятельности группы; распределение заданий по группам; деление заданий на логические части; распределение ролей среди учащихся каждой группы", выполнение заданий по принципу " вертушки", "пилы" либо по частям.
3. Этап обсуждения заданий группами, который включает в себя выступления групп.
4. Анализ и контроль - учащиеся выполняют самостоятельно предложенное задание. Учитель может провести проверочную работу, дать индивидуальные тесты.
5. Обсуждение достигнутых результатов, где учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления. Учитель подводит итог урока, формулирует выводы.
Варианты применения на практике элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы:
Обучение чтению: в группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.
На уроках русского языка и литературы в 6 - 7 классах я использую метод сотрудничества при проверке домашнего задания (как правило, в начале урока). Ребятам предлагается " по вертушке" или иным способом проверить правильность выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление. Затем ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписавшись под выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.
Метод обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.
Урок по теме "Причастие".
Учащимся 6-го класса предлагаю в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: "Причастие- форма глагола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.
Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимости различных признаков глагольной формы - причастия. Их задача - не просто установить эти зависимости, но и сформулировать правила и привести собственные примеры. При изучении этой темы можно провести дискуссию, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение в отношении того, что же такое причастие, аргументировать ее. Выступают все члены каждой группы. В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение на тему " Причастие", жанр выбирают сами.
Усвоение нового материала
После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются в группы по три-четыре ученика. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.
Вариант 1
Каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов (заданий к ним, на которые должна ответить эта группа). Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу "пилы") с тем, чтобы затем выполнить часть общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.
Когда группы справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняют друг друга. Отметки за этот вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества.
Вариант 2
Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
Вариант 2 можно использовать в старших классах при изучении биографического материала. Например, в теме "Биография выдающегося писателя (Ф.И.О.)можно выделить ранние годы жизни, творчество этого периода, последние годы жизни и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали о своей части задания.
Я считаю, что такой метод дает возможность освоить материал всех фрагментов и таким образом изучить всю биографию писателя. Нужно только внимательно слушать партнера по команде и делать записи в тетрадях.
На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос или предложить тест.
Совокупность всех перечисленных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.
Использование элементов технологии обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы способствует повышению:
- мотивации учащихся;
- уровню сформированности ОУУН в соответствии с индивидуальными особенностями развития школьников;
- уровня сотрудничества учащихся.
Из этого следует, что использование технологии обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности уроков русского языка и литературы.
Результативность опыта
Можно проследить по следующим фактам
- повысился уровень обученности учащихся( 50 до 62%)
- высокий уровень творческой активности по предметам
Учащиеся активно принимают участие в конкурсах и занимают призовые места:
- 2005 г. - городской конкурс " Радуга профессий", 2 лауреата конкурса;
- 2005 г. - диплом I степени в городском конкурсе-фестивале исполнителей художественного чтения;
- 2006г. - 3 место в городском конкурсе "Безопасное колесо", (инсценирование художественного произведения);
- 2007 г. -2 место в городской предметной олимпиаде школьников 5-8 классов по русскому языку;
В 2006, 2007, 2008 годах приняли участие в олимпиаде Уральского федерального округа;
В 2007-2008 учебном году учащиеся впервые приняли участие во Всероссийском конкурсе "Русский Медвежонок";
2007-2008 г. - дипломант городской научно - исследовательской конференции по теме "Фантастика и реальность в произведениях Н.В.Гоголя";
2008 г - 3 место в городском конкурсе "Радуга профессий";
- данный опыт работы обобщен и распространен в образовательном учреждении МОУ СОШ № 6;
- выступила на городском семинаре-практикуме по теме "Развитие творческих способностей, направленных на формирование мотивации и познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы";
- данный опыт обобщен и распространен на уровне города;
- данный опыт работы обобщен и распространен в образовательном учреждении МОУ СОШ № 6;
- выступила на городском семинаре-практикуме по теме "Развитие творческих способностей, направленных на формирование мотивации и познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы";
- данный опыт обобщен и распространен на уровне города;
- моя разработка открытого урока вошла в сборник методических материалов "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школ города".
Анализируя данные результаты, я пришла к выводу, что поставленная модель обучения дает положительные результаты.
Используемая литература.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.
- Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий.
- Леонтьев А.А. Психология общения.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка.
- Селевко Г.В. Современные образовательные технологии.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения.