Урок развития речи по теме "Портрет"

Разделы: Русский язык


Тип урока: ознакомление.

Технология: модульная.

Главная задача:

  1. Дать старт к серии уроков по описанию внешности человека. (“Описание человека по фотографии”, - упр. 129, “Портрет литературного героя”, - упр. 130, описание внешности одноклассника “Вы с ним знакомы”, - упр. 146 и др.);
  2. Вызвать интерес к новой теме через собственный поиск и коллективный творческий труд.

Подборка материала помогает объединить разные виды искусства и выйти за пределы материала учебника.

Тема полезна для учащихся, так как способствует развитию практических жизненных навыков, развивает умение (устно и письменно) строить рассказ кратко, точно, лаконично, содержательно.

Групповая работа, творческий поиск воспитывает ответственность за результат труда.

ЦЕЛИ:

Образовательный аспект:

  • Открыть новую тему “Описание внешности человека”;
  • Дать общее представление о портрете, имеющее самое прямое отношение к описанию внешности человека;
  • Показать значимость данной темы в системе уроков развития речи.

Развивающий аспект:

  • Пополнить словарный запас слов учащихся;
  • Отработать навыки описания внешности человека как ступень к написанию сочинений на литературную тему (в том числе к сочинениям-характеристикам).

Воспитательный аспект:

  • Воспитывать наблюдательность, внимание к окружающим людям.

Оборудование – иллюстрации по темам:

  1. Профессии людей, род занятий:
  2. А. Шилов “Людмила Семеняка” - 1980 год, А. Шилов “Пастух” - 1975 год,

    П. Судаков “Портрет хирурга А.Беляева” - 1979 год, Огюст Ренуар “Портрет актрисы Жанны Самари”.

  3. Великие имена:
  4. Портрет Николая Коперника, конец 16 века, неизвестный художник, Б. Щербаков “Пушкин в Михайловском”.

  5. Красота, которой нельзя не восхищаться:
  6. А.П. Брюллов “Наталья Николаевна Гончарова” - 1831 год, Антонис Ван Дейк “Портрет дамы”.

  7. Национальный колорит:
  8. К. Дорохов “Ненецкая девушка с книгой” - 1938 год, линогравюра Мунхалова “Думы якута” - 1966 год, Б. Пророков “Черное и белое”, 1963-1965г.г., Б. Корнеев “Первооткрыватель якутских алмазов Л.А.Попугаева”

  9. Простые русские люди:
    А. Шилов “С базара” - 1981 год.

Дидактический материал: карточки для групповой работы.

(Класс разбит на 4 группы, на столах - иллюстративный материал: портреты кисти других художников).

ХОД УРОКА

I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель: Я надеюсь, что, глядя на оформление доски, рабочих мест, вы самостоятельно определите тему нашего урока.

Да, тема урока “Портрет”. Она имеет самое прямое отношение к одному из высказываний в нашей речи, то есть к описанию внешности человека.

Серьезно поработав над этой темой,

  • вы научитесь быть наблюдательными и внимательными к окружающим вас людям;
  • обогатите речь “портретной” лексикой, которой вы еще недостаточно владеете на уроках литературы. Именно через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему.

Данный перечень задач показывает, как важна такая работа и серьезное отношение к ней, как нужны наши деловые качества, умение сотрудничать, работать коллективно, помогая друг другу, проявляя инициативу.

II. МОТИВАЦИЯ.

Учитель: Задача поставлена, но чтобы выполнить ее, что нужно иметь?

Совершено верно. Как и в любом другом деле, нужны знания. В данном случае - знания о портрете. Запомните, если художник – живописец, график или скульптор изображает человека (или группу людей), существующих в действительности, значит, он создает портрет (от французского “изображать”).

А какова история портрета, как он вошел в нашу жизнь, вы сейчас узнаете.

III. МИНИ-СООБЩЕНИЯ.

Ученик 1 группы.

Портрет – один из жанров изобразительного искусства.

И живописцы, и скульпторы, и графики любят работать в этом жанре. А зародилось искусство портрета в глубокой древности.

В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. В бинты мумий (особым образом высушенных тел) на месте лица были вставлены портреты людей. Ученые считают, что они (по месту находки их назвали фаюмскими) писались еще при жизни людей, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты – им меньше двух тысяч лет.

В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина наряду с фаюмскими портретами хранится, например, скульптурный портрет фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до нашей эры.

Русское портретное искусство начиналось с парсуны (искаженное латинское слово “персона” - “личность”). Первые парсуны очень походили на иконы, но имели уже сходство с изображаемым лицом. А сходство для портрета очень важно.

Постепенно росло мастерство художников-портретистов, и на свет появились выдающиеся произведения, такие как портрет Федора Шаляпина, Александра Сергеевича Пушкина, М.И. Лопухиной, Струйской, написанные Рокотовым, Боровиковским, Серовым и другими.

Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

IV. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Ученик 2 группы.

Федор Шаляпин был другом Серова. И естественно, что художник часто рисовал великого певца в минуты отдыха, на природе, в различных позах, ролях.

Однажды Валентин Александрович Серов поставил перед собой задачу создать портрет – монумент, в котором бы выразилась сущность Шаляпина как великого русского артиста.

На нейтрально-сером фоне возвышается богатырская фигура певца, написанная углем и мелом. Это был редчайший случай, когда монументальный портрет в натуральную величину являлся бы портретом-рисунком. Мягко обрисовано лицо, контуры фигуры даны в энергичных линиях. А объем смоделирован опять мягко. Портрет воспринимается как “величественный, сурово-лирический гимн великому артисту”.

Ученик 3 группы.

Пушкин в деревне

Этот пушкинский портрет кисти В. Серова уникален даже среди множества других, созданных Кипренским, Тропининым. По нежности, бережности, гордости, с которыми портрет писался, ему нет равных.

Будто с натуры рисовал его художник: обнаженные деревья ранней осени, прозрачные дали, пустующие поля и скамейка, на которой в очень естественной позе сидит молодой Пушкин. Он задумчив. Черты лица овеяны не то грустью, не то печалью. Знакомые до боли курчавинки обрамляют лоб…

Как прекрасна возвышенная, обаятельная натура поэта! Кажется, “минута – и стихи свободно потекут”.. И хочется удалиться от поэта потихоньку, на цыпочках, чтобы не спугнуть минуту вдохновения.

Учитель:

А теперь взгляните на видеомонтаж.

Оказывается, о многом может рассказать художественный портрет.

Удивительно глубоки по замыслу портреты, иллюстрирующие профессии людей и род их занятий. Восхищает легкость и воздушность балерины Людмилы Семеняки, вызывает уважение хирург, присевший на минутку отдохнуть после тяжелой операции. Наверное, кто-то сегодня впервые увидит первооткрывателя алмазов Л.А. Попугаеву, целеустремленную, смелую девушку, именем которой названы улицы во многих поселках Якутии.

Портрет отражает стремление человека к открытиям и знаниям, любовь к книге.

А можем ли мы без картины А.П. Брюллова представить светскую красавицу Н.Н. Гончарову – жену А.С. Пушкина, или понять думы якута без портрета Мунхалова?

Да, поистине волшебна кисть художника.

Не зря Николай Заболоцкий, поэт, дал высокую оценку мастерству живописцев в стихотворении “Портрет”.

Портрет.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг. Полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Создается портрет и словами. Мастера художественной речи – писатели так ярко изображают героев своих произведений, что они предстают в нашем воображении как живые. Достаточно вспомнить прочитанные произведения, и сразу же возникнет перед глазами целая галерея знакомых героев: Герасим и Татьяна из рассказа И.С. Тургенева “Муму”, Маруся и Соня из “Детей подземелья” В.Г. Короленко, Остапа и Андрея в “Тарасе Бульбе” и другие.

Причем, портрет в литературном произведении имеет даже преимущество над живописным, так как сообщает об изменении в выражении лица или глаз, о голосе, манере держаться, походке, жестах и т.д.

Пожалуй, только на телеэкране можно создать портрет, подобный тому, который мы встречаем в литературе. Хочу заметить, что как художник кистью, так и писатель словами изображает на портрете то, что считает наиболее важным, характерным, особенным.

Давайте вспомним ранее прочитанные рассказы и их героев.

V. ПРЕЗЕНТАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (Домашнее задание, работа в группах).

1 группа.

Наташа (из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” т. 1, ч. 1, гл. VIII)

… В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкой, и остановилась посередине комнаты… Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка.

2 группа.

Дина (из рассказа “Кавказский пленник” Л.Н. Толстого)

Черный (татарин) понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: “Дина!”.

Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тридцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочена красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась, так что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого.

Аналогичные выступления учащихся 3-й и 4-й групп (Портрет Маруси – “Дети подземелья” В.Г. Короленко, портрет Павлуши – “Бежин луг” И.С. Тургенев).

VI. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Учитель:

На первый взгляд, тема одна – портрет литературного героя. Но так ли похожи представленные материалы. Давайте сравним.

- С чего начинает описание Аси И.С. Тургенев?

(С общего впечатления, произведенного героиней при первом знакомстве).

- Прочитайте это начало.

- Так ли начинает описание Дины Л.Н. Толстой?

- Что более подробно описано в портрете Аси и что у Дины?

- Сравните описание лица Аси и Дины?

- В какой из характеристик больше движения?

VII. ПОРТРЕТ И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА.

Ученик 4 группы.

- А теперь подумайте, есть ли место портрету в других видах искусства? В каких именно?

(Дети догадываются: в архитектуре. Приводят примеры.)

Ученик показывает бюст А.С. Пушкина (работа О.Кипренского, 1827 год) и проводит сопоставительный анализ с портретом А.С. Пушкина:

- Есть ли общее в работах художника и скульптора?

- В чем отличие портрета и бюста?

Звучит музыка П.И. Чайковского.

На фоне музыки ученик ведет рассказ: “Творчество П.И. Чайковского – яркая страница не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. Родился в Пермской области. Получил образование и диплом Училища правоведения в Петербурге, служил в юстиции Министерства и в это время серьезно начал заниматься музыкой. В 1865 году окончил Петербургскую консерваторию. Чайковский обращался практически по всем музыкальным жанрам и формам. Часто обращался к произведениям литературы, на основе которых создал лаконичные и эмоционально насыщенные музыкальные образы, которые по-другому можно назвать музыкальными портретами.

Послушайте миниатюру-фантазию “Пастушок”.

(Играет ученик).

Учитель:

Оказывается, портретную зарисовку можно создать и музыкой. Слушатель может почувствовать, как от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя, каков он.

- Каким вы представляете героя этой маленькой фантазии?

VIII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ.

  1. Словарно-орфографическая работа в словарях-справочниках.
  2. Запись на доске.

    Портрет
    Портретный
    Портретист

  3. Устное определение лексического значения слова “портрет”.
  4. а) Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Групповой портрет (несколько лиц).
    б) (перен.) художественное изображение, образ литературного героя. Литературные портреты.
    в) Словесный портрет (в криминалистике: описание наружности человека по определенному методу).

  5. Запись в тетрадь по развитию речи сведений, данных учителем.

Учитель:

Запомните, что по источнику можно выделить описание внешности человека:

  • по памяти, на основе жизненного опыта (“Мой братишка (товарищ), каким он был несколько лет назад”, “Портрет друга, с которым я познакомился в лагере”).
  • по специальным наблюдениям, в том числе и по картине (“Моя сестренка (подруга) читает книгу (слушает радио)”).
  • на основе прочитанного (“Мальчики из “Бежина луга” И.С.Тургенева).
  • по воображению (“Портрет моего друга через 10 лет”, “Моя сестренка стала взрослой”).

Учитель:

Описание внешности человека может быть деловым, научным и художественным.

  • На художественных описаниях внешности мы сегодня остановились подробно.
  • Описание внешности этнической группы, расы, национальности, например, портрет африканца, киргизской девушки, якута представляет собой научное описание.
  • А деловое описание мы создадим сегодня на уроке в мини-проекте. Но сначала проведем небольшую разминку.

Определенную сумму знаний (теоретическую) вы получили на уроке. Переходя к практической работе, понимаем, что не избежать нам ошибок. Чтобы их было как можно меньше, сделаем работу над ошибками в работах ваших сверстников.

IX. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.

Карточка № 1 (1-я группа).

Задание: Данные примеры содержат речевые ошибки. Укажите (по возможности) тип каждой речевой ошибки.

  1. Я сказал Сереже, чтобы он не возникал.
  2. Маруся посмотрела на меня своими коричневыми глазами.
  3. В конце аллеи появился молодой юноша.
  4. В этом рассказе рассказывается о подвиге русского разведчика.
  5. Мне нравятся ихние цветы.
  6. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

Карточка № 2 (2-я группа).

Задание: Отметьте нарушения языковой нормы.

  1. Я помогаю маме мыть посуды.
  2. Он не боялся опасностей и рисков.
  3. Мы сделали во дворе большую качель.
  4. Один брат был богатей другого.
  5. Гаврик рос круглой сиротой.
  6. Гринев жил недорослью.

Карточка № 3 (3-я группа).

Задание: Исправьте грамматические ошибки.

  1. Я скоро выздоровею.
  2. Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны.
  3. Я всегда радуюсь хорошей книгой.
  4. Справа стоит кровать у моей сестры.
  5. Он был похож на смертельно усталым человеком.
  6. Крестьянство не успевали убрать урожай.

Карточка № 4 (4-я группа).

Задание:

  • Расставьте ударения, соблюдая орфоэпические нормы:
Из бересты Звонит Создан Начатый
Береста Звонят Создана Взяты
  • Образуйте формы множественного числа от слов:
Договор Профессор Директор Заговор

X. ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА РАБОТ.

XI. МИНИ-ПРОЕКТ ДЕЛОВОГО ОПИСАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Учитель:

1.Сейчас вам предстоит создать за несколько минут мини-проект делового описания.

- Как вы думаете, где используется в жизни такого рода описание?

- Что главное в деловом описании?

(При розыске пропавших. Указать особые приметы описываемого лица.)

2. Постановка задачи:

  • Выберите из своей группы одного человека, представьте, что вы его разыскиваете, и составьте текст делового описания.
  • Подумайте, какие навыки и умения вы приобретете вместе с этим опытом.

3.Самостоятельная работа по плану (план на столе у каждой группы).

План.

  1. Возраст.
  2. Имя.
  3. Одежда.
  4. Особые приметы.

4.Слушание проектов.

5.Самоанализ после изучения образца делового описания внешности человека.

Показ через проектор примерного текста:

“Потерялся мальчик четырех лет. Зовут Сережа. Одет в спортивный костюм зеленого цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе к подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается.

Нашедших (видевших) просим …”.

Результат работы 1 группы:

“Разыскивается мальчик в возрасте тринадцати лет. Зовут Фаткин Иван Анатольевич. Рост 1 метр 45 сантиметров. Одет в деловой школьный костюм темно-синего цвета. Обут в черные туфли. На правой щеке родинка. Лицо в конопушках. Полноват, немного сутулится.

Просьба позвонить по телефону… или обратиться в отделение милиции по телефону…”.

XII. ИТОГ УРОКА. ВЫВОДЫ.

В жизни умение указывать приметы какого-либо лица может оказаться полезным. Этот вид работы требует умения видеть характерные детали внешности человека, а значит, развивает наблюдательность, учит давать информацию точно, кратко, “по-деловому”.

Пример - передача “Жди меня”.

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 22, упражнение 129.