Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютеры, проектор, экран
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
- Среда WORD, Power Point, Winamp. Презентация
- Наглядная презентация учебного материала
- Технологический сценарий: последовательная модель
- 1 кадр – МОУ Шегарская средняя общеобразовательная школа №1
- 2-3 кадр - тема занятия
- 4 кадр – Пейзаж
- 5 кадр – Значение слова пейзаж
- 6-10 кадр – Из истории пейзажа
- 11 кадр – Иван Иванович Шишкин
- 12-17 кадр – Картины И.И.Шишкина
- 18 кадр – Утро в сосновом лесу
- 19 кадр – Композиция картины
- 20-21 кадр – Колорит картины
- 22 кадр – Утро без медведей
- 23-25кадр – Словарная работа
- 26 кадр – Утро в сосновом лесу
- 27 кадр – План сочинения
- 28 кадр – Домашнее задание
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
- Эффективность индивидуального подхода к работе учащихся.
- Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности.
Задачи занятия:
- Познакомить учащихся с особенностями пейзажа как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в пейзаже);
- воспитывать наблюдательность, умение видеть в обычных предметах красоту окружающего мира, развивать эстетический вкус и чувство прекрасного;
- развивать познавательно-творческие способности учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи.
План занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Временная реализация |
1. | Организационный момент, сообщение темы, целей занятия | 3 минуты |
2. | Знакомство со значением слова “пейзаж” и историей пейзажа. | 5 минут |
3. | Физминутка | 2 минуты |
4. | Знакомство с биографией художника-передвижника И.И. Шишкина. | 5 минут |
5. | Беседа по картине. | 13 минут |
6. | Составление плана сочинения. | 5 минут |
7. | Устный рассказ текста сочинения. | 5 минут |
8. | Задание на дом. Итог урока. | 2 минуты |
Ход занятия
- Организационный момент, сообщение темы, целей занятия.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Так описал зимнюю природу поэт А.С. Пушкин.
- Прочитайте название темы урока. Кадры № 1, 2, 3.
- Сегодня мы с вами будем писать
сочинение-описание картины великого художника
И.И. Шишкина.
Целевая установка. Кадр № 3.
- Итак, тема нашего урока: “Сочинение-описание пейзажа И.И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”.
Задачи:
- познакомиться с особенностями пейзажа как жанра живописи;
- сформировать умения определять тему, основную мысль картины;
- подготовиться к сочинению-описанию пейзажа.
Работа в тетради: запишите дату, тему урока.
- Сообщение нового материала.
- Запишите в тетрадь слово пейзаж. Каково лексическое значение слова “пейзаж”?
Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении. Кадр № 4.
В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кадр № 5.
Из истории пейзажа.
Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.
Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морской порт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Особое место занимает пейзаж в русской живописи. Впервые пейзажные мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где невысокие холмы обозначали скалистую местность, редкие деревца, породу которых невозможно определить, символизировали лес, а здания, лишенные иллюзорных объемов, представляли собой храмы и палаты.
Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи. Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина — М.М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников — М.Н. Воробьева, С.Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.
Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником национального лирического пейзажа. Саврасов оказал воздействие на своего ученика и друга — пейзажиста Л.Л. Каменева.
Параллельно с лирическим направлением в русской пейзажной живописи развивался эпический пейзаж, ярким представителем которого был М.К. Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.
Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.
Традиции лирического левитановского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетий живописцами И.С. Остроуховым, С.И. Светославским, Н.Н. Дубовским.
Пейзажная живопись XX века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов. Кадры № 6 -10.
Русский художник – один из самых значительных пейзажистов-"передвижников". Кадр №11.
Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И.В.Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. В 1852 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1856–1860 учился в петербургской Академии художеств. Как "пенсионер" Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р.Коллера в Цюрихе; испытал влияние романтических пейзажей А.Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Член-учредитель "Товарищества передвижников" (с 1870). Среди его работ “Корабельная роща”, “Рожь”, “Дубы”, “Солнечный день в лесу. Дубы”, “На севере диком”, “Утро в сосновом лесу”. Кадры № 12 - 17.
Беседа по картине. Кадр № 18.
Рассмотрите внимательно пейзаж И.И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”.
- Что привлекает ваше внимание?
- Какие предметы изобразил художник?
- Как расположены предметы на картине?
Композиция – строение, соотношение и взаимное
расположение частей, расположение фигур на
картине художника. Кадр № 18.
Композиция картины. Кадры № 19.
- Что вы видите на переднем плане картины?
- Что изображено на заднем плане картины?
Колорит (Кадр № 20) – соотношение красок в
картине по тону, насыщенности цвета.
Колорит картины (Кадр № 21)
- На каком фоне изображены мишки?
- Почему художник выбрал такой фон? (Дремучий сосновый бор, утро в лесу с ещё не рассеявшимся туманом).
- Каков колорит картины?
Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Итак, мы увидели, что в картине важно, где и как расположил предметы художник; важны и краски, которые подобрал художник для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к изображаемому.
- Какое впечатление и настроение передаёт художник в картине?
- А теперь посмотрите на картину без медведей. Что вы видите? (Кадр № 22)
- Шишкин никогда не рисовал животных, и поэтому изобразить мишек помог ему художник Константин Савицкий – его друг.
- Какими получились мишки? Что они делают?
Словарная работа. (Кадры 23, 24, 25)
Если бы я был экскурсоводом. (Кадр № 26).
- Что подчеркнул бы в рассказе?
- В чём бы убедил зрителей?
Рассказ экскурсовода (подготовленный ученик): Когда смотришь на картины Ивана Ивановича Шишкина, так и хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ощутить босой ногой мягкий влажный мох. Ранним утром в чаще леса резвятся три неуклюжих медвежонка. Рядом – мама-медведица. Играющие медвежата очень забавны.
Но всё же главное в картине не эти симпатичные звери, а дремучий бор. Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице! Жизнь идёт по своим лесным законам. Только от бурь да от времени гибнут старые деревья. А на их месте вырастает молодая поросль.
Работа над планом сочинения. Кадр № 27.
- И.И. Шишкин – великий поэт природы.
- Красота утреннего соснового леса.
- О чём нам рассказал пейзаж?
- Запишите план сочинения в тетрадь.
Итак, мы с вами внимательно рассмотрели пейзаж И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”, разобрались в том, что хотел нам сказать автор, когда создавал своё полотно, собрали рабочие материалы, составили план сочинения, послушали экскурсовода, осталось только составить текст самого сочинения.
- Домашнее задание. (Кадр № 28).
Написать сочинение-описание пейзажа И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.