Эпиграф к уроку:
“В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность
мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение”.
Д.С.Лихачев.
- Задачи:
- Познакомить учащихся с правилами ведения дискуссии.
- Провести деловую игру.
- Развивать устную речь учащихся
Ход урока
l. Организационный этап.
– Спорить это хорошо или плохо? (Ответы учащихся.)
– Сегодня на уроке мы будем учиться спорить, вести дискуссию.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Наша задача:
– познакомиться с правилами ведения дискуссии,
– провести деловую игру, в которой каждый выразит свою собственную точку зрения.
И в конце урока отметим результаты проведенной дискуссии, оценим свое поведение и степень своего участия в игре.
III. Словарная работа.
Дискуссия (обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе)
– дискуссионный;
– дискутировать;
– оппонент (противник в споре);
– аргументация (объяснение, доказательства);
– аргументировать;
– интеллигентность
IV. Работа с текстом Д.С. Лихачева.
– Сегодня нам предстоит поработать с текстами Д.С. Лихачева.
– Что вы знаете о Д.С. Лихачеве?
– Д.С. Лихачев – известный ученый, автор научных исследований по истории русской литературы. Получил мировую известность как литературовед, историк культуры и публицист. Д.С. Лихачев был членом Союза писателей. Родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 года. В 2006 году мы отмечали 100-летие со дня рождения. Его именем названа одна из планет Галактики.
Тексты, с которыми мы будем работать, взяты из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”. В книге 46 писем, обращенных к молодежи. Каждое из них заслуживает внимания и вдумчивого прочтения.
Обратимся к письму № 17 “Уметь спорить с достоинством” (чтение письма).
Задание: составить памятку ведения спора.
V. Самостоятельная работа.
VI. Чтение памятки.
VII. Ориентировка.
Для проведения деловой игры нам необходимо разделиться на три группы.
1 – экспертная группа. 2, 3 – оппоненты.
Экспертная группа наблюдает за тем, как идет спор и затем выдвигает свой вердикт. Оппоненты придерживаются двух разных мнений:
– Обязательно надо быть образованным человеком, чтобы быть интеллигентным.
– Необязательно быть образованным человеком, чтобы быть интеллигентным.
VII. Сбор информации. Деловая игра.
VIII. Выступление экспертной группы.
Чтение письма № 12. “Человек должен быть интеллигентен”.
XI. Этап рефлексии.
Оцените свое участие в дискуссии.
- Насколько аргументировано ты доказал свою точку зрения?
- Удалось ли все аргументы выстроить в логическую цепочку?
- Доволен ли ты своим выступлением?
- Какие факторы повлияли на убедительность твоих аргументов?
- Что именно в твоем поведении заставило окружающих прислушаться к тебе?
- Кто оказался лидером и в наибольшей степени повлиял на ход групповой дискуссии?
X. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему, затронутую в классе, где можно согласиться или не согласиться с автором текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее трех), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.