Урок-игра в 8-м классе на тему "Словосочетание. Простое предложение"

Разделы: Русский язык


Урок повторения по русскому языку - составная часть профессиональной деятельности педагога. Одной из ее форм, с интересом воспринимаемой учащимися, является урок-игра "Брейн-ринг". Ценность этой работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабо успевающий по русскому языку может проявить себя здесь с лучшей стороны. Если же в ходе игры усилится интерес к предмету, это будет значить, что "Брейн-ринг" как форма работы по повторению пройденного материала достиг одной из главных целей - пробуждение увлечения русским языком.

Основная причина популярности "Брейн-ринга" состоит в том, что он интересен, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с повседневными буднями учебного дня. Чтобы игра оказалась праздником остроумия, находчивости, а не превратилась в вечер вопросов и ответов, нужен хороший подбор материала для игры, стимулирующие приемы "К+", "5+", позволяющие учащимся моментально заработать положительные оценки или баллы в общую копилку команды. Особенно это важно при изучении "сухих" тем учебной программы по русскому языку и в то же время выступающих в качестве основополагающих ее разделов.

Одним из наиболее сложных разделов в 8 классе является "Синтаксис". Применение для более глубокого его изучения игры "Брейн-ринг", как показывает опыт работы с учащимися, приносит ощутимую пользу, способствует не только образному восприятию этого раздела учебного материала, но и пробуждает интерес в целом к русскому языку как к учебной дисциплине.

Приводимый ниже сценарий "Брейн-ринга" по "Синтаксису", "Фонетике", "Орфографии" и "Лексикологии" может быть использован как в учебной, так и во внеучебной работе с учащимися.

Такая эффективная форма контроля, как "Брейн-ринг" дает учителю сиюминутные показатели успеваемости школьников, позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала. Уроки повторения "Брейн-ринг" могут носить характер тематический (по итогам пройденной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (проверка знаний, умений и навыков учащихся за определенный период обучения).

Цели:

1) обобщение, систематизация изученного в первой четверти;

2) развитие грамотности учащихся;

3) повышение интереса учащихся к урокам русского языка.

Задачи:

1) закрепить приобретенные учащимися умения и навыки;

2) активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость;

3) способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной сфер личности учащихся

Методические приемы: соревнование команд, самостоятельная работа учеников, занимательные задания.

Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), слайды, листы А4, ручки.

Ход урока

I. Организационный момент. Слово учителя.

На прошлых уроках вы познакомились со словосочетанием, особенностями выражения главных членов предложения, способах постановки тире в предложении. Сегодня мы с вами обобщим все полученные ранее знания, но не в обычной форме контрольного диктанта с грамматическими заданиями, а в виде урока-состязания, брейн-ринга. Для этого необходимо каждому ряду выбрать капитана и сформировать команду, состоящую из всех желающих.

Вашему вниманию будут представлены шесть тем с определенным количеством вопросов, каждый из которых оценивается баллами. Баллы различны в зависимости от сложности вопроса. Если вы уверены в своих силах, то смело можете начинать с шестого вопроса. Если же сомневаетесь, то попробуйте с первых, менее сложных вопросов.

Команда, не ответившая на вопрос в течении 1 минуты, передает ход следующей команде.

Кроме этого в списке вопросов присутствую такие, которые требуют от капитанов ловкости и быстроты ("К+" - вопросы для капитанов) и вопросы для всех членов команд с наградой ("5+" - получение положительной отметки или зачета).

Жюри, состоящее из трех человек (можно привлечь учителей-предметников или классного руководителя), будет подсчитывать баллы, заработанные каждой командой.

Команда, набравшая максимальное количество баллов, получает зачет (или положительные оценки).

II. Формирование команд.

III. Выбор жюри.

IV. Жеребьевка.

  • 1 вариант: командиры вытягивают листы с номерами (1,2,3), определяя очередность своей команды;
  • 2 вариант: команда за короткое время (30 сек.) подбирает фразеологизмы-синонимы к тем, которые были написаны на вытянутых билетиках, например: "Зарубить на носу", "Гонять лодыря", "Сломя голову".

V. Соревнование. На интерактивной доске появляется таблица (из презентации Приложение 1) и игра начинается. Учащиеся выбирают тему, затем вопрос, оцениваемый баллами. Вопрос высвечивается на доске. У команды есть время (1 мин.) обдумать его. Вопросы заканчиваются со звонком с урока.

№ п/п Тема Цена ответа Цена ответа Цена ответа Цена ответа Цена ответа Цена ответа
1 Звук 10 20 30 40 50 60
2 Слово 10 20 30 40 50 60
3 Словосочетание 10 20 30 40 50 60
4 Предложение 10 20 30 40 50 60
5 Пунктограмма 10 20 30 40 50 60
6 Найди лишнее 10 20 30 40 50 60

Задания:

Звук

  1. В каком слове все звуки глухие: ключ, посадка, свет, отдать
  2. Прочитай и правильно напиши слова: [ зд'эс'], [атр'эшт'ь], [ в'угъ]
  3. В чем заключается особое положение букв Е, Ё, Ю, Я? Приведите примеры.
  4. Как называется в фонетике такой процесс: ложь [ лош], гриб [ гр'ип ] ? (5+)
  5. Как называется в русском языке такое явление: (ляг на ) бочок - (новый) бачок? Приведите свой пример.
  6. Какой звук в XI веке обозначал самостоятельную фонему?

Ответы:1-посадка;4- процесс оглушения;5-омофоны;6-[й]

Слово

  1. Определите род у следующих существительных: кофе, бандероль, тюль, шампунь, кенгуру, пенальти.
  2. Подбери русский синоним к словам иноязычного происхождения: изолировать, пассивный, контакт. (К+)
  3. Образуй форму множественного числа Р.п. от существительных: сестра, метла, апельсин, кочерга, носок.
  4. Продолжи градационный ряд
    "Как хороши : : : были розы"
  5. Подбери пароним:
    земельный -:, мелкий - :, дружеский - :
  6. Подбери антонимы к слову худой

Ответы: 1-м.р.,ж.р.,м.р.,м.р.,м.р.,нескл.,2-отделить,безучастный,связь,3-сестер,метел, апельсинов, кочерег, носков,4-прелестны, прекрасны, великолепны,5-земляной, маленький,дружественный,6-толстый(человек),плохой(мир,человек),новый(мешок)

Словосочетание

  1. Какая пара не является словосочетанием:
    леса дремучие
    в продолжение дня
    вдоль домов
  2. Образуй синонимичную пару:
    рубашка в клетку
    тюлевые занавески
    (дождь) лил без перерыва
  3. В каких словосочетаниях неверно определено главное слово: (К+)
    все места, много мест, многие места
  4. Укажите предложение, где есть словосочетания со всеми тремя типами связи:
    а) От поднятого ветром песка померкло солнце.
    б) Внезапно подул ветер и сорвал с прохожих шляпы.
    в) Выбравшись на чистую воду, утка поплыла вдоль залива.
  5. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её: (5+)
    а) отказал в дружбе
    б) не откликнулся к зову
    в) вдуматься над вопросом
    г) оплатить за проезд
  6. Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:
    а) Умен да пригож, да на дело негож.
    б) В саду, не умолкая, пели птицы.
    в) Вскоре ветер перешел в ураган.

Ответы: 1-в продолжение дня,3-много мест,4-в,5-б,в,г,6-а

Предложение

  1. Определите, какой частью речи выражено подлежащее:
    Вдалеке что-то ухало, скрежетало.
  2. Найдите распространенное предложение:
    а) Все были счастливы.
    б) Темнело рано.
    в) Настало утро.
    г) Ты, соловушка, умолкни.
  3. Прочитайте предложение, интонационно выдели слово, на которое падает логическое ударение:
    Два медведя в одной берлоге не живут.
  4. Найдите инверсию:
    а) Маленькая гостиная была неуютной.
    б) Неожиданно охотник выстрелил в воздух.
    в) Деревенские улицы тонули в зелени.
    г) Прямо к станции летит тройка удалая.
  5. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?
    а) Кто бы мог такое предположить!
    б) Дело мастера боится.
    в) Лошади мчались во весь опор.
    г) Такой вопрос мог поставить в тупик.
  6. В каком предложении вместо тире должен стоять дефис?
    а) Собирать грибы - дело, требующее умения.
    б) Неизвестный художник - фаталист запечатлел картину Полтавского боя.
    в) Писатель Сомов - сатирик, но у него есть и лирические рассказы.

Ответы: 1-мест.,2-б,3-в одной,4-г,5-г,6-б.

Пунктограммы

  1. Чем осложнено предложение:
    Сочувствовать человеку и помогать ему не одно и то же.
  2. Найдите ошибку:
    Луна и Солнце вызывают приливы и - это происходит не только на морях и океанах, но и в земной коре.
  3. Расставьте знаки препинания:
    Лицо у Аверьки багровое нос что луковица глаза с мороза осоловелые губы обветренные в трещинках на шее намотан платок.
  4. Переделайте предложение в сложное:
    Эту историю мне рассказал приятель, живший в Москве.
  5. Составьте предложение в соответствии со схемой:
    [ ________ ====,/словно-.-.-.-./:]
  6. Отредактируйте текст: устраните однообразие, используя разные типы сказуемых.
    На Севере каждая деревенская изба украшена наличниками. Одни окна окружены резной декоративной листвой, другие обведены волнистой линией. Некоторые наличники расписаны красками. В декоративных элементах наличников обычно бывает использован тот же узор, что и в кружевах, в расшитых тканях.

Найди лишнее

  1. прервать, премия, премудрый
  2. подъячий, подробный, подсобить
  3. слегка сутулясь
    новое шоссе
    быстро шагать
    продолжил выступать
  4. вопреки прогнозу
    благодаря упорству
    согласно расписания
    наперекор судьбе
  5. а) Два в кубе восемь.
    б) Понять значит простить.
    в) Мой родной язык русский.
    г) Папирус материал для письма.
  6. Добавьте четвертое лишнее сами: (5+)
    Укрываться, беречься, оправдываться, :(обрадоваться)

Ответы: 1-премия,2-подсобить,3-новое шоссе,4-согласно расписания,5-в.

VI. Подведение итогов. Выяснение наиболее трудных случаев. Награждение победителей.

Используемая литература.

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина.-М.: Просвещение, 1995
  2. Воителева Т.М. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл.-М.: Дрофа, 2002
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс.-М.: ТЦ Сфера, 2002
  4. Пучкова Л.И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 8 класс-М.: "Интеллект-Центр", 2000