Цели урока:
- закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;
- формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
Оборудование:
- компьютер, слайды с материалами урока;
- мультимедиапроектор;
- магнитофон, аудиокассеты с записью инструментальной мелодии;
- плакаты с высказываниями о русском языке:
“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов” (В.Г.Белинский)
“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.
Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.
Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.
Приложение 1. Слайд1.
Великие мысли великих людей.“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.
“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.
“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.
- Что объединяет все высказывания?
- В каких наклонениях употреблены глаголы?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?
Приложение 1. Слайд2. Тема и цель урока.
Приложение 1. Слайд3. Творческая лаборатория. Задания:
- Теоретическое
- Лингвистическое
- Грамматическое
- Литературное
- Культура речи
- Проба пера
- Театральное
- Творческое
3. Запись темы урока. 1 задание – теоретическое.
- Назовите формы наклонения глагола. Приведите примеры.
Приложение 1. Слайд 4. (Проверка)
Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.
Условное наклонение – действие как возможное или желательное.
Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.
4. Лингвистическое задание
.Чтение домашнего задания (нужно было сочинить или найти лингвистическую сказку о глаголах).
Чтение наизусть сказки (под звуки медленной инструментальной музыки).
В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.
5. Грамматическое задание.
Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.
- Услышь меня, моя деревня!
- Любите книгу – источник знания.
- Ах, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.(нет почти глаголов, многосоюзие)
- Приложение 1. Слайд 5. Работа над орфографией.
Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.
Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)
6. Литературные задания.
Давайте посмотрим, как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений (чтение учащимися стихотворений наизусть).
Д.Родари
“Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы…”
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
…В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
“Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы”Не замыкайся в скорлупе, как червяк в орехе.
Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи.
При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха!
Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно.
Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит. О.Высотская.Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье. В. Шефнер.
Встань на рассвете, слушай и молчи,
Где шепчут ветлы, протирая веки:
Летели гуси-лебеди в ночи
И уронили по пути ключи,
Которыми весна открыла реки. Н. Рыленков.
Приложение 1. Слайд 6.
Найти средства художественной выразительности, которые используют авторы в небольших отрывках из произведений:
- Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. К. Паустовский.
- Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. И.С.Тургенев.
- А речка эта по лугам и склонам
Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
Звенит, лопочет, скачет по камням. Р.Гамзатов.
7. Культура речи.
Приложение 1. Слайд 7.
Одень |
Надень |
вылазь |
вылезай |
ездию |
езжу |
лягет |
ляжет |
ляжь(те) |
ляг(те) |
хочем |
хотим |
- Составить предложения с 1 парой слов. Как они называются?
- Запись остальных слов в словари.
- Инсценировка диалога по телефону с употреблением глаголов в форме повелительного наклонения и слов вежливости.
Приложение 1. Слайд 8. В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения.
(Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают свои советы, после чего показывается слайд, небольшая беседа о данных глаголах)
- Учись внимательно слушать собеседника.
- Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ.
- Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен.
- Уважай собеседника.
- Будь в словах так же вежлив, как в поступках.
- Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном.
8. Проба пера.
Приложение 1. Слайд 9.
Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи.
Приложение 1. Слайд 10.
Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. К.Г.Паустовский.Приложение 1. Слайд 11.
(Пронёсся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.И.А.Гончаров.
9.
Театральное задание. (Инсценировка)Иногда в речи формы повелительного наклонения могут употребляться вместо изъявительного. Вот как может бормотать дворник: “До свету встань, двор убери, под воротами вымети, воды натаскай, дров наколи, щепки прибери…” (мальчик в роли дворника)
– Как вы считаете, почему автор применил именно такую форму глагола?
( Дворник в своей речи как будто воспроизводит бесконечные приказы и указания, выстраивая, их друг за другом.)
И наоборот, просьбу могут выражать формы изъявительного наклонения с частицей НЕ: “Не споёте ли вы нам, красны девицы?”
- Приложение 1. Слайд 12 . Употребить глаголы разных наклонений в своей речи для повеления с различными оттенками. (С разной интонацией) Составить с глаголами предложения с прямой речью. (Образец: Молчать! Молчи. Замолчи. Замолчи-ка. Молчали бы! Замолчали.) Разыграть мини-сценки.
10. Творческое задание.
Приложение 1. Слайд 13.
11
. Подведение итогов урока.- Какую роль играют глаголы в нашей речи?
- Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?
Приложение 1. Слайд 14.
“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”