Урок развития речи "Жизнь дана на добрые дела"

Разделы: Русский язык


Цель: обучение сочинению.

Оборудование:

  1. Доска с записью темы урока, эпиграфа, домашнего задания.
  2. Иллюстрации к произведению, рисунки учеников.
  3. Текст рассказа Ш. Сильверстейна “Щедрое дерево” на каждой парте.
  4. Портреты ребенка, молодой девушки, женщины, старухи.
  5. Музыкальные записи: Л. Бетховен “Соната № 14”, Ф. Шуберт “Аве Мария”.

Текст рассказа “Щедрое дерево” является благодатным материалом для понимания таких крупных философских проблем, как верность и бескорыстие в дружбе, мотивация и оценка поступков, умение сопереживать, зависимость совершаемых поступков от собственного “Я”. Можно также поговорить о том, что основное назначение человека не потребительство, а созидание и служение людям и всему окружающему нас живому миру.

Эпиграф:

Скажи:
Какой ты след оставишь? След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Л. Мартынов

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Тема урока “Жизнь дана на добрые дела”. Наша задача – научиться выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного рассказа, поделиться своими впечатлениями. Хочется пожелать, чтобы урок стал уроком настроений, открытий, раздумий и доброты. Помогать нам будут прекрасная музыка и ваши картины.

2. Беседа.

– Как вы понимаете значение слова “эпиграф”?

(Эпиграф это цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия перед текстом. Эпиграф помогает лучше выразить, раскрыть тему. Чаще его подбирают в широкой теме.)

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом американского писателя Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево”. На основе этого произведения мы будем учиться писать сочинение.

– Какие чувства вызвал у вас рассказ “Щедрое дерево”?

( – Грустные, потому что мальчик все брал у яблони, но ничего не давал взамен.

Мне кажется, что яблоня – это мама, которая никогда ничего не пожалеет для своего ребенка.

Счастливой оказалась яблоня, так как мальчику отдала все, что у нее было.

– Яблоня умела чувствовать, жалеть и заботиться.....)

3. Определение жанра и стиля сочинения.

Итак, “Щедрое дерево” – текст, докажите это.

(Текст – сочетание (группа предложений), расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения здесь связаны общей темой – взаимоотношения яблони и мальчика. В тексте представлен диалог между яблоней и мальчиком, использованы местоимения, союзы, прямой порядок слов.)

– Есть ли у текста название?

{“Щедрое дерево”. Название текста это своеобразная “входная дверь” письменного текста, рождает догадку о том, что будет дальше, вызывает различные вопросы и предположения)

Назовите тип речи, стиль речи.)

(Тип речи – повествование с элементами рассуждения. Примеры из текста. Стиль речи – художественный. Это рассказ – сказка, есть автор, название. Использованы вопросительные и восклицательные предложения, лексика, эмоционально-окрашенные слова. Примеры из текста)

Какую лексику использует автор?

(Общеупотребительная лексика, много исконно русских слов, например, дом, лес, щедрое и др.)

– Какие изобразительные средства употребляет автор?

(Олицетворение –яблоня вздохнула, была счастлива, загрустила и др.; сравнение – венок надевал, как корону; метафора – щедрое дерево.)

– На сколько частей можно разделить текст? (На пять.)

– Какая фраза повторяется в конце каждой части?

(И она была счастлива)

4. Анализ и корректирование материалов рассредоточенной подготовки, проведенной дома и в классе.

Давайте восстановим в памяти этот текст и послушаем “Лунную сонату” Бетховена. Чтение текста по ролям.

5. Составление плана текста, запись на доске и в тетрадях.

  • ( Дружба маленького мальчика и яблони.
  • Мальчик стал взрослым, ему понадобились деньги. Яблоня отдала свои яблоки.
  • Яблоня долго грустила. Мальчик срубил ее ветки и построил себе дом.
  • Мальчик построил лодку из ствола яблони.
  • От яблони остался старый пень. Но она счастлива, потому что мальчику–старику можно на пне отдохнуть.) Вариантов плана может быть несколько.

6. Подбор рабочих материалов. Языковая подготовка:

а) словарная работа, индивидуальная работа по карточкам. Здесь же происходит орфографическая подготовка.

(Например, работами с орфограммами “Чередование корней”: подр...стал, выр...с, подросток, выросший, взб...ратъся, соб...рал. “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением”: прих...дж, к...р...тала, хотелось, развлечений, л...сного и т.д.)

б) работа над образными средствами языка.

7. Работа с текстом.

– Назовите героев рассказа. – Мальчик и яблоня.

– Какой частью речи являются эти слова и что обозначают? – Имена существительные.

– Чем отличаются друг от друга?

– Мальчик – кто? – одушевленное существительное Яблоня – что? – неодушевленное существительное

– На самом деле живого больше у яблони (дерева), чем у человека (мальчика).

– Кто из них вызывает у вас особые симпатии и почему.

(Конечно, яблоня, она как добрая, заботливая мама заботилась о своем мальчике. Отдала свои яблоки, ветки, ствол, даже пень пригодился. Так каждая мама отдает своим детям личное время, свое здоровье, свою душу, работает не покладая рук, чтобы дети ни в чем не нуждались.)

Словарная работа

На столе у вас приготовлены карточки со словами. Какие из данных понятий вы можете отнести к характеристике яблони? Какие только к мальчику? Объясните.

– Какие понятия объединяют и мальчика, и яблоню. Докажите.

Характер
душа
Развитие
молодость
старость
желание дружба помощь
забота
чувствовать
ощущать
сочувствие
сопереживание
сострадание
щедрость
бескорыстие
доброта любовь
нетерпеливость осторожность умеренность эгоизм/ст  
верность прощение счастье    память
одиночество тосковать      

  (Учащиеся объясняют происхождение слов, а также распределяют их по группам. Например, душа (общеслав.) – внутренний мир человека. У яблони была добрая, щедрая душа. Забота (искон. рус.) внимание, беспокойство за кого-нибудь. Яблоня была как заботливая мама. Эгоизм (иностр.) себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других. Это слово отнесем к мальчику.)

Работа с иллюстрациями.

Проверка индивидуальных заданий.

Слова-магниты. Эпитеты к слову “яблоня” +, к слову “мальчик” –.

+ добрая, щедрая, верная, надежная, терпеливая, бескорыстная...

– нетерпеливый, себялюбивый, одинокий...

– Ребята, чем отличаются характер, душа, желание, молодость, старость, одиночество яблони и мальчика?

– О чем говорит название “Щедрое дерево”?

– Кто был по-настоящему счастлив в этом рассказе?

– Чье счастье оказалось сиюминутным, а чье было постоянным?

– Чем вы можете подтвердить?

Дети читают домашние заготовки, пословицы о счастье, о дружбе.

(Большой вырос, а ума не вынес. Мудрость в голове, а не в бороде. Вдвоем легче, чем в одиночку. Друзья познаются в беде. Доброе братство – дороже богатства. Легко найти счастье, а потерять его и того легче. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. Детство – зелено, молодость – храбра, старость – мудра.)

8. Итоги урока.

Объяснение домашнего задания: написать сочинение. Темы по выбору: “Добрая душа”, “Советы–пожелания мальчику”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Письмо мальчика яблоне”.

На фоне музыки Шуберта звучит стихотворение Е. Евтушенко “Метаморфозы”.

Вывод: Одному человеку нелегко. Ему нужен настоящий друг: добрый, верный, готовый на все ради другого. Если у тебя есть такой друг, береги его, защищай его. Учись быть щедрым, бескорыстным, ведь жизнь дана на добрые дела.

Литература

В.А. Синицын. “Путь к слову”. Изд–во АО “Столетие”, М., 1996.

Детство – это село Краснощеково,
Несмысленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
Но Беззлобино, но Чистоглазово.

Юность – это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
Ну, а если немножко Невеждино, –
Все равно оно Невеждино, –
Все равно оно Обещаньино.

Зрелость – это село Разделово:
Либо Схваткино, либо Пряткино,
Либо Трусово, либо Смелово,
Либо Кривдино, либо Правдино.

Старость – это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
И – не дай нам бог – Одиноково.
Е. Евтушенко

Шэл Сильверстейн

Щедрое дерево

Жила в лесу дикая яблоня ...
И любила яблоня маленького мальчика.
И мальчик каждый день прибегал к яблоне,
Собирал падавшие с нее листья,
Плел из них венок, надевал его, как корону
И играл в лесного короля.
Он взбирался по стволу яблони
И качался на ее ветках.
А потом они играли в прятки,
И когда мальчик уставал,
Он засыпал в тени ее ветвей.
Но шло время и мальчик подрастал, и все чаще
Яблоня коротала дни в одиночестве.
Как-то раз пришел мальчик к яблоне.
И яблоне сказала:
– Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках,
поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

– Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты мне можешь их дать?

– Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет денег, одни только листья и яблоки.

Возьми мои яблоки, и унес их с собой.

И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил, и яблоня загрустила.

И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.

Иди скорей сюда, малыш! – воскликнула она. – Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне хотелось бы иметь семью, завести детей.

Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

– Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет дома. Мой дом – вот мой лес. Но зато у меня есть ветки.

Сруби их и построй себе дом.

И ты будешь счастлив.

И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом.

И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго-долго не приходил.

А когда появился, яблоня чуть не онемела от радости.

Иди сюда, мальчик, – прошептала она, – поиграй со мной.

Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, – ответил мальчик. – Я хотел бы построить лодку и уплыть на нее далеко-далеко.

Но разве ты мне можешь дать лодку?

– Спили мой ствол и сделай себе лодку, – сказала яблоня. – И ты можешь уплыть на ней далеко-далеко.

И ты будешь счастливым.

И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко.

И яблоня была счастлива.

Прошло много времени.

И мальчик снова пришел к яблоне.

Прости, мальчик, – вздохнула яблоня. – Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок...

На что яблоки? – ответил мальчик. – У меня почти не оказалось зубов.

У меня не осталось ветвей, – сказала яблоня. – Ты не сможешь посидеть на них.

Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, – ответил мальчик.

У меня не осталось ствола, – сказала яблоня. – И тебе не по чему больше взбираться вверх.

Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, – ответил мальчик.

Прости, – вздохнула яблоня, – мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось.

Я теперь только старый пень. Прости...

А мне теперь много и не нужно, – ответил мальчик. – Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

Ну что ж, – сказала яблоня, – старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.