Цель: обучение сочинению.
Оборудование:
- Доска с записью темы урока, эпиграфа, домашнего задания.
- Иллюстрации к произведению, рисунки учеников.
- Текст рассказа Ш. Сильверстейна “Щедрое дерево” на каждой парте.
- Портреты ребенка, молодой девушки, женщины, старухи.
- Музыкальные записи: Л. Бетховен “Соната № 14”, Ф. Шуберт “Аве Мария”.
Текст рассказа “Щедрое дерево” является благодатным материалом для понимания таких крупных философских проблем, как верность и бескорыстие в дружбе, мотивация и оценка поступков, умение сопереживать, зависимость совершаемых поступков от собственного “Я”. Можно также поговорить о том, что основное назначение человека не потребительство, а созидание и служение людям и всему окружающему нас живому миру.
Эпиграф:
Скажи:
Какой ты след оставишь? След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Л. Мартынов
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
Тема урока “Жизнь дана на добрые дела”. Наша задача – научиться выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного рассказа, поделиться своими впечатлениями. Хочется пожелать, чтобы урок стал уроком настроений, открытий, раздумий и доброты. Помогать нам будут прекрасная музыка и ваши картины.
2. Беседа.
– Как вы понимаете значение слова “эпиграф”?
(Эпиграф – это цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия перед текстом. Эпиграф помогает лучше выразить, раскрыть тему. Чаще его подбирают в широкой теме.)
На прошлом уроке мы познакомились с рассказом американского писателя Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево”. На основе этого произведения мы будем учиться писать сочинение.
– Какие чувства вызвал у вас рассказ “Щедрое дерево”?
( – Грустные, потому что мальчик все брал у яблони, но ничего не давал взамен.
Мне кажется, что яблоня – это мама, которая никогда ничего не пожалеет для своего ребенка.
Счастливой оказалась яблоня, так как мальчику отдала все, что у нее было.
– Яблоня умела чувствовать, жалеть и заботиться.....)
3. Определение жанра и стиля сочинения.
Итак, “Щедрое дерево” – текст, докажите это.
(Текст – сочетание (группа предложений), расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения здесь связаны общей темой – взаимоотношения яблони и мальчика. В тексте представлен диалог между яблоней и мальчиком, использованы местоимения, союзы, прямой порядок слов.)
– Есть ли у текста название?
{“Щедрое дерево”. Название текста – это своеобразная “входная дверь” письменного текста, рождает догадку о том, что будет дальше, вызывает различные вопросы и предположения)
– Назовите тип речи, стиль речи.)
(Тип речи – повествование с элементами рассуждения. Примеры из текста. Стиль речи – художественный. Это рассказ – сказка, есть автор, название. Использованы вопросительные и восклицательные предложения, лексика, эмоционально-окрашенные слова. Примеры из текста)
– Какую лексику использует автор?
(Общеупотребительная лексика, много исконно русских слов, например, дом, лес, щедрое и др.)
– Какие изобразительные средства употребляет автор?
(Олицетворение –яблоня вздохнула, была счастлива, загрустила и др.; сравнение – венок надевал, как корону; метафора – щедрое дерево.)
– На сколько частей можно разделить текст? (На пять.)
– Какая фраза повторяется в конце каждой части?
(И она была счастлива)
4. Анализ и корректирование материалов рассредоточенной подготовки, проведенной дома и в классе.
Давайте восстановим в памяти этот текст и послушаем “Лунную сонату” Бетховена. Чтение текста по ролям.
5. Составление плана текста, запись на доске и в тетрадях.
- ( Дружба маленького мальчика и яблони.
- Мальчик стал взрослым, ему понадобились деньги. Яблоня отдала свои яблоки.
- Яблоня долго грустила. Мальчик срубил ее ветки и построил себе дом.
- Мальчик построил лодку из ствола яблони.
- От яблони остался старый пень. Но она счастлива, потому что мальчику–старику можно на пне отдохнуть.) Вариантов плана может быть несколько.
6. Подбор рабочих материалов. Языковая подготовка:
а) словарная работа, индивидуальная работа по карточкам. Здесь же происходит орфографическая подготовка.
(Например, работами с орфограммами “Чередование корней”: подр...стал, выр...с, подросток, выросший, взб...ратъся, соб...рал. “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением”: прих...дж, к...р...тала, хотелось, развлечений, л...сного и т.д.)
б) работа над образными средствами языка.
7. Работа с текстом.
– Назовите героев рассказа. – Мальчик и яблоня.
– Какой частью речи являются эти слова и что обозначают? – Имена существительные.
– Чем отличаются друг от друга?
– Мальчик – кто? – одушевленное существительное Яблоня – что? – неодушевленное существительное
– На самом деле живого больше у яблони (дерева), чем у человека (мальчика).
– Кто из них вызывает у вас особые симпатии и почему.
(Конечно, яблоня, она как добрая, заботливая мама заботилась о своем мальчике. Отдала свои яблоки, ветки, ствол, даже пень пригодился. Так каждая мама отдает своим детям личное время, свое здоровье, свою душу, работает не покладая рук, чтобы дети ни в чем не нуждались.)
Словарная работа
На столе у вас приготовлены карточки со словами. Какие из данных понятий вы можете отнести к характеристике яблони? Какие только к мальчику? Объясните.
– Какие понятия объединяют и мальчика, и яблоню. Докажите.
Характер душа |
Развитие молодость старость |
желание | дружба | помощь забота |
чувствовать ощущать |
сочувствие сопереживание сострадание |
щедрость бескорыстие |
доброта | любовь |
нетерпеливость | осторожность | умеренность | эгоизм/ст | |
верность | прощение | счастье | память | |
одиночество | тосковать |
(Учащиеся объясняют происхождение слов, а также распределяют их по группам. Например, душа (общеслав.) – внутренний мир человека. У яблони была добрая, щедрая душа. Забота (искон. рус.) – внимание, беспокойство за кого-нибудь. Яблоня была как заботливая мама. Эгоизм (иностр.) – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других. Это слово отнесем к мальчику.)
Работа с иллюстрациями.
Проверка индивидуальных заданий.
Слова-магниты. Эпитеты к слову “яблоня” +, к слову “мальчик” –.
+ добрая, щедрая, верная, надежная, терпеливая, бескорыстная...
– нетерпеливый, себялюбивый, одинокий...
– Ребята, чем отличаются характер, душа, желание, молодость, старость, одиночество яблони и мальчика?
– О чем говорит название “Щедрое дерево”?
– Кто был по-настоящему счастлив в этом рассказе?
– Чье счастье оказалось сиюминутным, а чье было постоянным?
– Чем вы можете подтвердить?
Дети читают домашние заготовки, пословицы о счастье, о дружбе.
(Большой вырос, а ума не вынес. Мудрость в голове, а не в бороде. Вдвоем легче, чем в одиночку. Друзья познаются в беде. Доброе братство – дороже богатства. Легко найти счастье, а потерять его и того легче. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. Детство – зелено, молодость – храбра, старость – мудра.)
8. Итоги урока.
Объяснение домашнего задания: написать сочинение. Темы по выбору: “Добрая душа”, “Советы–пожелания мальчику”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Письмо мальчика яблоне”.
На фоне музыки Шуберта звучит стихотворение Е. Евтушенко “Метаморфозы”.
Вывод: Одному человеку нелегко. Ему нужен настоящий друг: добрый, верный, готовый на все ради другого. Если у тебя есть такой друг, береги его, защищай его. Учись быть щедрым, бескорыстным, ведь жизнь дана на добрые дела.
Литература
В.А. Синицын. “Путь к слову”. Изд–во АО “Столетие”, М., 1996.
Детство – это село Краснощеково,
Несмысленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
Но Беззлобино, но Чистоглазово.Юность – это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
Ну, а если немножко Невеждино, –
Все равно оно Невеждино, –
Все равно оно Обещаньино.Зрелость – это село Разделово:
Либо Схваткино, либо Пряткино,
Либо Трусово, либо Смелово,
Либо Кривдино, либо Правдино.Старость – это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
И – не дай нам бог – Одиноково.
Е. Евтушенко
Шэл Сильверстейн
Щедрое дерево
Жила в лесу дикая яблоня ...
И любила яблоня маленького мальчика.
И мальчик каждый день прибегал к яблоне,
Собирал падавшие с нее листья,
Плел из них венок, надевал его, как корону
И играл в лесного короля.
Он взбирался по стволу яблони
И качался на ее ветках.
А потом они играли в прятки,
И когда мальчик уставал,
Он засыпал в тени ее ветвей.
Но шло время и мальчик подрастал, и все чаще
Яблоня коротала дни в одиночестве.
Как-то раз пришел мальчик к яблоне.
И яблоне сказала:
– Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках,
поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
– Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты мне можешь их дать?
– Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет денег, одни только листья и яблоки.
Возьми мои яблоки, и унес их с собой.
И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго не приходил, и яблоня загрустила.
И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.
Иди скорей сюда, малыш! – воскликнула она. – Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!
У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне хотелось бы иметь семью, завести детей.
Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?
– Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет дома. Мой дом – вот мой лес. Но зато у меня есть ветки.
Сруби их и построй себе дом.
И ты будешь счастлив.
И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом.
И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго-долго не приходил.
А когда появился, яблоня чуть не онемела от радости.
Иди сюда, мальчик, – прошептала она, – поиграй со мной.
Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, – ответил мальчик. – Я хотел бы построить лодку и уплыть на нее далеко-далеко.
Но разве ты мне можешь дать лодку?
– Спили мой ствол и сделай себе лодку, – сказала яблоня. – И ты можешь уплыть на ней далеко-далеко.
И ты будешь счастливым.
И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко.
И яблоня была счастлива.
Прошло много времени.
И мальчик снова пришел к яблоне.
Прости, мальчик, – вздохнула яблоня. – Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок...
На что яблоки? – ответил мальчик. – У меня почти не оказалось зубов.
У меня не осталось ветвей, – сказала яблоня. – Ты не сможешь посидеть на них.
Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, – ответил мальчик.
У меня не осталось ствола, – сказала яблоня. – И тебе не по чему больше взбираться вверх.
Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, – ответил мальчик.
Прости, – вздохнула яблоня, – мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось.
Я теперь только старый пень. Прости...
А мне теперь много и не нужно, – ответил мальчик. – Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
Ну что ж, – сказала яблоня, – старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.
Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.