Олимпиадный тренинг "Морфемная структура слова с современной и исторической точек зрения"

Разделы: Русский язык


Цель:  научить выявлять несоответствия морфемной структуры слова с точки зрения современного русского языка и истории

I.

А) Русский язык – явление живое, развивающееся,  в ходе исторического развития язык меняет свой облик:  слова могут менять свое значение, звучание, менять внутреннюю и внешнюю форму, не обошло это и морфемную структуру.

Б) Кроме того, интересен русский язык и с точки зрения его словарного состава. Это и общеславянский слова (V–VI в.), и восточнославянские (древнерусские) (XI–XIV в), и собственно русские слова (с XIV в.). Эти языки взаимодействуют между собой, происходит взаимопроникновение, взаимное влияние. Особое место занимают заимствования из старославянского языка (10), которые подверглись с течением времени звуковому и грамматическому влиянию со стороны русского языка, отсюда церковнославянский язык. См. Словарь М.Фасмера.

II.

1. Даны русские слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, оболочка, поладить, увлечение, уложить. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню. Найдите их.
(владыка (бладыка – ц-с) – владеть (обладать) – волость/власть (область))

2. На несоответствии морфемной структуры с точки зрения современного русского языка и истории (этимологии) строятся многие олимпиадные задания – см. лексическое значение

Неделя  (ничего не делали) – неделя – неделя
Дар (дати, даровать) – дардар
Пир (пити – пировать) – пирпир
Жир (жить) – жиржир
Внезапно (запа (ожидание, надежда), западня) – внезапно – внезапно
Заядлый (еда)  – заядлый – заядлый
Позвонок (звено) – позвонок – позвонок
Внутрь (утрь – утроба, нутро) – внутрь – внутрь
Внушать (в ухо) – внушать – внушать

III.

1. Произведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения

Упрек – о / у-прек-ъ (корень тот же, что и в словах переч-ить, по-перек; неполногласный вариант: прек -ословить, во-прек-и)
Не-одол-им-ый / не-о-дол-им-ый (корень тот же, что и в словах доля, делить; одолеть – взять долю, часть, счастье; неодолимый – то, что нельзя разделить, чем можно овладеть)
Обыч-н-ый / о-быч-н-ый  *об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)
Прият-н-ый / при-я-т-н-ый (корень тот же, что и в словах вз-я-ть, по-(н)я-ть, при-(н)я-ть)
Намек – о / на-мек-ъ (корень тот же, что и в словах  с-мек-а-ть, с-мек-а-л-к-а, ку-мек-а-ть)

2. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше

А) лукавый, излучина, лукоморье, лукошко, лучник – восходят к корню лук со значением изгиба, кривизны;
Б) лучевой, лучезарный лучина, лучистый – восходят к корню луч со значением испускания света
В) случай, получка, лучше – восходят к корню луч со значением метко бросать, попадать, получать
Г) луковица – восходит к корню лук со значением растение

Приложения