Русский язык
-
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени" в 6-м классе 2010
Для обобщения, закрепления и систематизации знаний учащихся по теме написания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени применяются элементы игровой технологии (урок-путешествие в мир литературы, виртуальное посещение музея Л.Н.Толстого в Ясной Поляне), технология дифференцированного обучения.
-
Практические аспекты использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности (из методического дневника учителя русского языка и литературы) 2010
В статье описывается возможная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ. Компьютер применяется для создания наглядных пособий, разработки презентаций, оформления рефератов, докладов, для проверки знаний, подготовки к экзаменам. Особое внимание уделяется методике работы над составлением медиапроектов по ассоциативному восприятию слов «надежда», «правда», «совесть» и различных понятий, к примеру, «что такое русский язык».
-
Разработка урока по русскому языку "Обособленные члены предложения". 8-й класс 2010
Урок способствует систематизации знаний, полученных при изучении тем «Обособленные определения и приложения», «Обособленные обстоятельства»; формированию умений правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных определений, приложений, обстоятельств; воспитанию бережного отношения к природе, умения видеть и восхищаться её красотой.
-
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (мини-проекты) 2010
Урок нацелен на подготовку учащихся к написанию сочинения, посвящённого Дню семьи. Проводится по технологии «Проектная деятельность», использовался приём «Мини-проекты», что позволяет организовать работу учащихся в группах, раскрыть ключевые компетенции ребят: коммуникативные умения, координация действий, работа с информацией, подготовка выступления, умение строить собственное высказывание по предложенному плану.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя прилагательное" 2010
Конспект урока по теме "Имя прилагательное" в 5-м классе. Это первый урок по данной теме. На уроке использованы различные формы работы по усвоению нового материала.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Подготовка к ГИА-9" 2010
Материалы для урока по русскому языку в 9-м классе используются при подготовке к Государственной итоговой аттестации и предполагают развитие умений и навыков, необходимых для успешного выполнения тестовой части ГИА-9.
-
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка 2010
Методические рекомендации необходимы для развития учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Придаточное места" 2010
Урок по теме «Придаточное места» может быть использован в системе уроков по русскому языку в 9-м классе при изучении сложноподчиненных предложений.
-
Бинарный урок по теме "Антонимы. Логические высказывания" (5-й класс) 2010
Данный урок является итогом многодневной, кропотливой работы учителей русского языка и математики. Бинарные уроки в системе школьного образования должны занимать особое место, так как перспективная цель таких уроков - показать ребятам глубокую взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем нас мире.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Как образуются слова в русском языке? " 2010
При работе над новым материалом учащиеся проводят орфографическую работу, закрепляют знание морфологического разбора слов. Сами стараются определить, какие морфемы влияют на образование новых слов. Используются различные методы на каждом этапе урока: сочетание словесных и наглядных, логические, письменного контроля, самоуправление.
-
Сопоставительный анализ литературных произведений 2010
Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.
-
Урок русского языка "Основные значения приставок пре- и при-" 2010
Урок воспитывает потребность овладения грамотным письмом, обеспечивает сменяемость видов деятельности учащихся с целью предупреждения их утомляемости, позволяет следить за осанкой. Учит анализировать изучаемое орфографическое правило; развивает навыки самоконтроля; в целях развития мышления обобщает изученное; развивает самостоятельность учащихся, усидчивость, умение преодолевать трудности в учении.
-
Урок русского языка по теме "Способы словообразования. Морфологические способы" (10-й класс) 2010
Урок проводится по технологии проблемного обучения. На этапе постановки проблемы используется прием "возникновение проблемной ситуации", позволяющий выявить имеющиеся знания и определить тему урока. На этапе поиска решения проблемы знакомятся с теоретическим материалом и заполняют таблицы (продукт). На этапе реализации продукта выполняются учащимися практические задания на закрепление полученных знаний.
-
Мастер-класс "Синергический метод как методологическая ориентация на уроках русского языка" (построение на разделе языкознания "Лексика") 2010
Цель представленного автором мероприятия – это систематизация знаний о лексике; формирование умения находить синонимы, омонимы, антонимы, крылатые выражения и определять их в контексте. Составление устного связного рассказа на лингвистическую тему, конструирование предложений.
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора 2010
На уроке формируется представление о метафоре как изобразительном средстве. Ученики работают в группах, находят общее между заданными словами, придумывают связывающие их ассоциации и приходят к пониманию сути метафоры. Сопоставляя предложения, видят, чем метафора отличается от сравнения. Знакомятся с алгоритмом составления метафор и сами их составляют, выясняют роль метафоры в поэтическом тексте.
-
Урок русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным". 9-й класс 2010
На уроке формируются умения находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения, производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно, правильно употреблять в речи данные виды предложений, правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми), составлять схемы предложений с придаточными определительными.
-
Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс 2010
В статье приводится образец отборочного тура олимпиад по русскому языку в 4-м классе и материал для подготовки к олимпиадам.
-
Повторение и обобщение по теме "Лексика". 10-й класс 2010
Урок содержит материал для обобщения и систематизации знаний по теме. Урок составлен на основе исследовательской работы учащихся. Итогом всей работы стала презентация собранного материала. Каждая группа презентовала свою часть работы. Этот урок является хорошей подготовкой к выполнению заданий ЕГЭ по теме «Лексика».
-
Повторение и обобщение изученного в начале учебного года. 5-й класс 2010
Урок-повторение в 5-м классе, на котором учащиеся готовятся к контрольному диктанту, учатся монологическому высказыванию и формулированию выводов, расширяют кругозор и лексический запас, знакомятся с творчеством поэтов об осени, вспоминают литературные термины и приемы.
-
Занимательные упражнения на уроках русского языка в 5-м классе "Фонетика" 2010
Урок помогает привить интерес к русскому языку; также объясняется несколько новых тем.
-
Урок-проект русского языка в 8–9-х классах по теме: "Виды сложноподчиненных предложений" 2010
Знания, полученные на уроках девятиклассниками, применяем в практике для составления проекта урока русского языка для младших товарищей. Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны вызвать у них интерес, чтобы в будущем они тоже представили своим одноклассникам свои проекты и были моими главными помощниками.
-
Упражнение в правописании имен существительных единственного числа в творительном падеже (4-й класс) 2010
Раскрытие особенностей правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. Совершенствование правописания безударных падежных окончаний имен существительных. На данном уроке используются слайды презентации.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Понятие сложноподчиненнного предложения" 2010
Целью урока является повторение уже известных сведений о сложном предложении, формирование умения находить главную и придаточную части сложноподчинённого предложения, определять место придаточного, средства его связи с главным, а также производить синонимическую замену сложносочинённых предложений сложноподчинёнными.
-
Система контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Анализ системы контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы и путей ее совершенствования.
-
Урок-сказка по русскому языку в 1-м классе "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн" 2010
Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
-
Урок словесности. 8-й класс. "Значение согласованных и несогласованных определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2010
Цели урока: обобщить знания детей об определении; выработать навык разграничения согласованных и несогласованных определений; выявить значение определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"; развивать речь, память, умение восстанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к литературе, любовь к языку, языковое чутье.
-
Модель урока русского языка в 7-м классе по теме: " Производные и непроизводные предлоги" 2010
Применение методики обучения русскому языку средствами субъективизации повышает активность и осознанность действий школьников, улучшает качество знаний, способствует интеллектуальному и речевому развитию учащихся. Субъективизация предполагает качественно новый уровень роли школьников в организации и осуществлении учебной деятельности.
-
Обучающее изложение по коллективно составленному плану (3-й класс) 2010
Урок знакомит учащихся с деловой речью, учит излагать текст инструктивного характера. На уроке ученики наблюдают за использованием глагольных форм. Занятие развивает логическое мышление, обогащает речевой опыт; воспитывает самостоятельность, творческую активность.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Понятие об однородных членах предложения" 2010
Данный урок – первый в разделе «Однородные члены предложения». Учащиеся вспомнят материал, известный им, и познакомятся с распространёнными и нераспространёнными членами предложения, количеством их рядов. На уроке используются элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», обучающиеся составляют кластер.
-
Урок русского языка в 11-м классе. Комплексное повторение. Пунктуация в простом предложении 2010
На первом этапе урока организуется орфоэпическая работа. Учитывая трудности в запоминании произношения отобранных слов, данное упражнение проводится с усложнением: слова включаются в предложения. Словарно-орфографическая работа построена по такому же принципу. Лексическая работа направлена на отработку правильной сочетаемости слов.