Цели урока:
- Подготовить учащихся к сочинению-описанию, собрать для этого необходимый материал.
- Развивать речь учащихся, умения описывать природу по картине и личным впечатлениям, пользуясь при этом выразительной красивой речью.
- Воспитывать любовь к природе, прививать интерес к предмету, языку.
Оборудование: раздаточный материал (опорные слова, тексты), аудиокассета со стихотворениями о зиме, репродукции картин русских художников (зимние пейзажи), рисунки учеников, диск с классической музыкой.
Ход урока:
I. Вступительная часть.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами на уроке будем готовить к сочинению-описанию. А вот что мы будем описывать, вы должны угадать, а я вам подскажу.
В этом году зима оказалась щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки Белоусова «Первый снежок» (учитель включает аудиозапись).
– Так о чём же мы будем сегодня говорить? (о снеге).
Открываем тетради, записываем число, тему урока: Творческая мастерская «Снег да снег кругом»…
Мы постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова. Достойные того. Чтобы выражать его неповторимость. Давайте же окунемся в пышное царство зимы, возьмём с собой чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд художника. Пусть будет вместе с нами яркое, образное слово поэта и писателя. В добрый путь!
II. Работа по картинам, рисункам.
Но прежде чем писать о красоте природы, о снеге мы должны её увидеть. А кто же лучше художника сможет нам её показать. Посмотрите сколько красивых картин художников. Ваших рисунков помогут нам в подготовке к сочинению. Ребята. Давайте вспомним, что такое пейзаж (ответы учащихся, запись определения в тетрадь).
Давайте посмотрим на снег глазами художника. Что вы можете сказать о нём? Какой он? что делает? (ложится на землю, кружится, летит, блестит, сверкает, укрывает). Замечаем, что снег меняется (от времени года, время суток).
Молодцы, ребята! Сколько много слов вы подобрали. Давайте самые красивые запишем в таблицу, которая поможет в написании сочинения (запись слов в таблицу).
Обратите внимание на цветовую лексику (раздаточный материал), которую вы можете использовать при написании сочинения.
Ребята, я вам сейчас включу тихую, спокойную музыку. А вы закройте глаза и представьте себе картину зимы. Постарайтесь услышать снег (играет музыка).
Какие ассоциации у вас возникли, слушая музыку? Запишите 2-3 предложения. Давайте послушаем, что вы записали (4-5 учеников зачитывают вслух предложения). А теперь выберете из ваших предложений самые красивые прилагательные, выразительные средства речи (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). А, может быть, вам понравились ассоциации товарищей? Запишите.
III. Работа с текстами.
Написать хорошие сочинения нам поможет яркое, образное слово поэта и писателя. Посмотрите на тексты, которые лежат у вас на партах. Обратимся к текстам. Прочитаем их выразительно.
-
Утром кот
принёс на лапах
первый снег!
Первый снег!
Он имеет
вкус и запах.
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
лёгкий, новый,
У ребят над головой, он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
(Я. Аким). -
Спит первый снег. Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
вспорхнула пестрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок…(А.Горбунова). -
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…
Солнце выглянет утром, загорится. Высоко, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалишься в сыпучее снежное болото… (С.Иванов). -
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
Сосен тяжёлые тучи
Мокрого снега полны. (Н.Полонский).
Вопросы:
- Какой период зимы показан в отрывках?
- Что объединяет эти 4 отрывка (тема). А какова идея?
- К какому стилю речи можно отнести тексты (художественный).
- Какой тип речи? (описание). Почему? Запись определения в тетрадь.
- За счёт чего тексты яркие, образные? Какие части речи преобладают?
- Что ещё встретилось вам интересное в текстах (приметы, загадка)
- Встретились ли вам выразительные средства речи?
IV. Заполнение таблицы.
По очереди называем выразительные средства речи, которые вам встретились и заносим в табличку (в тетради). Дополните табличку ещё интересными существительными, прилагательными. Зачитайте свои примеры.
V. Итог урока
- Что узнали о снеге?
- Каким его увидели?
- От чего зависит его изменение?
- Кто ярче изображает снег: художник, музыкант, писатель? Почему?
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение по одной из предложенных тем:
- «Вальс снежинок».
- «Снег имеет вкус и запах».
- «Снег да снег кругом…»
VII. Оценки за урок.
Спасибо за урок. До свидания.