Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова. Правописание согласных в корне слова"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательная:

  • Совершенствовать навыки правописания слов с безударными гласными в корне слова, а также с непроизносимыми проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова.

Развивающая:

  • Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки, умение работать в команде;
  • Совершенствовать орфографическую зоркость.

Воспитательная:

  • Воспитывать чувство ответственности друг за друга;
  • Прививать интерес к предмету, к выбранной профессии.

Задачи урока:

  1. Повторить основные понятия (корень, гласная – согласная, ударная – безударная), орфограммы “Безударные гласные в корне слова”, “Правописание согласных в корне слова”; обобщить знания о правописании чередующихся, проверяемых и непроверяемых ударением безударных гласных корня, непроизносимых проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.
  2. Научиться применять их на практике.
  3. Осуществить контроль, устранить пробелы в знаниях.

Тип урока: урок систематизации и совершенствования ЗУН.

Вид урока: урок-игра.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства обучения: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 1984; таблицы, компьютер.

Эпиграф к уроку:

Зри в корень.

(Народная мудрость).

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке (мы будем работать в командах), поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте Закон поднятой руки. Итак, начинаем урок. И еще! Не забывайте о правильной осанке!

Класс делится на 2 команды: “Гласные”, “Согласные”. Выбирается жюри и капитаны команд.

Формулирование темы урока. Мотивация.

Ребята, внимательно смотрите на экран (Слайд № 3-11). Какие инструменты Вы видите на слайдах? Как они называются? Назовите их предназначение.

(От каждой команды по одному участнику выходят к доске и записывают названия инструментов штукатуров-маляров и действия, с помощью которых производят).

Почему ученик допустил ошибки? Какие орфограммы он не знает?

  • Мостерок – мастер (правописание проверяемых гласных корня слова)
  • Терка – затерать (правописание чередующихся гласных корня слова)
  • Уравень – проверка ровности поверхности (правописание чередующихся гласных корня слова)
  • Провило – править, исправить;
  • Нависной паталок – вешать, потолок (непроверяемая безударная гласная);
  • Прелесный дом – прелестный (правописание непроизносимых проверяемых согласных в корне слова);

Как Вы думаете, о чем мы с Вами будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся отвечают).

Сегодня на уроке речь пойдет о правописании чередующихся, проверяемых и непроверяемых ударением безударных гласных корня, непроизносимых проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Эти орфограммы начинают изучать в младших классах, но ошибки в словах с данными написаниями допускают даже выпускники на аттестационных испытаниях. Поэтому мы сегодня будем повторять эти орфограммы. Вы должны уметь применять полученные знания на практике.

Запишите тему урока в тетрадь.

Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос (Слайд № 19)

  • Что такое корень слова? Почему нужно зрить в корень?
  • Какие гласные в русском языке Вы знаете? (Слайд № 20)
  • Чем отличаются безударные гласные от ударных? Почему при написании слов с безударными гласными звуками возможны ошибки?
  • В каких морфемах могут быть безударные гласные?
  • Сколько согласных в русском языке? (21)
  • Назовите звонкие и глухие согласные? (Слайд № 21)

Объяснение темы. Анализ вариантов орфограмм “Безударные гласные корня, проверяемые ударением”, “Непроверяемые безударные гласные”, “Чередующиеся безударные гласные”.

Вспомним правила о правописании безударных гласных. (Слайд № 23), Таблица № 1. (Обсуждение в группах).

Давайте выведем алгоритм проверки безударного гласного в корне.

Составление алгоритма.

Алгоритм (Слайд № 24)

  1. Выясни значение слова (или корня).
  2. Определи, к какой группе относится безударная гласная в корне слова: проверяемой, непроверяемой, чередующейся.
  3. Выбери способ проверки гласной в корне.

Пользуясь алгоритмом, таблицами №1, №3 , выполни задания.

Выполнение заданий.

Тренировочное упражнение (Слайд № 25)

Выполните упр. № 78 (устно) из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 1984, (стр. 55-56).

Команды по очереди разбирают примеры, устно объясняют написание слов, в которых пропущены буквы, называют проверочные слова.

Задание № 1 (Слайд № 26)

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) спец…алист, р…комендация, изб…рательный;
2) кр…терий, употр…бить, г…сударственный;
3) т…рритория, оп…раться, предст…вление;
4) мот…вировать, б…зироваться, произн…шение.

Ответ записывается на “фирменном бланке” и сдается жюри. Затем коллективно обсуждается написание каждого слова задания.

Задание № 2 (Слайд № 27)

Игра “Третий лишний”.

Исключите в каждом ряду “лишнее” слово. Объясните свой выбор.

  1. Коситься, коснуться, касаться.
  2. Прикосновение, коса, касательная.

Задание № 3 (Слайд № 28)

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корни.

Уб…раю комнату – уб…ру комнату;
Отп…рать – замок – отп…реть замок;
Зам…реть от восторга – зам…рать от восторга;
Уд…рает без оглядки – уд…рет без оглядки;
Изл…гать - изл…жить;
П…лог;
Пл…вцы – попл…вок – выпл…вка – пл…вуны – пл…вать;
Сг…рать – сг…реть - з…гар – выг…рки;
Оз…рить – з…ря – з…ри;
Ск…кать – выск…чить – ск…чок - на ск…ку – ск…куны – ск…чите;
Разр…статься – возр…сли – выр…щенный – выр…сший – р…стение – р…сток;
Р…стовщик – отр…сль – Р…стов;
Тв…рец – тв…рь – утв…рь;
Обувь пром…кает – обм…кнуть кисть в краску – пром…кашка – непр…мокаемое пальто – вым…кнуть под дождем.

Коллективное обсуждение.

Задание № 4 (Слайд № 29)

Изучите таблицу № 3.

Выполните упр. №151 (устно) из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 2007, (стр. 110).

Команды по очереди разбирают примеры, устно объясняют написание слов, в которых пропущены буквы, называют проверочные слова.

Задание № 5 (Слайд № 30)

Веселая эстафета.

Выполнить упр. №154 из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 2007, (стр. 111-112).

Выписать на доску выделенные слова. Выходят по одному ученику от каждой команды. Затем объясняют свой выбор пропущенной буквы.

Задание № 6 (Слайд № 31)

Какое из слов можно использовать в качестве проверочного? Сделайте вывод.

Прогл…тил (глотка, проглатывать);
Оп…здал (опаздывать, поздно);
Раскр…ить (кройка, раскраивать);
Ум…лчать (умалчивать, молча);
Стр…ительство (стройка, выстраивать);
Мор…зильник (мороз, размораживать);
См…треть (смотр, рассматривать).

Задание № 7 (Слайд № 32)

Игра “Корректор”.

Составьте предложения.

  1. Солнце, деревьев, вершин, коснулось.
  2. И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась.
  3. Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.
  4. Луч, каждого, солнца, касался, цветка.
  5. Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез.

Задание № 8 (Слайд № 33)

“Говори правильно”.

Поставьте ударение.

Каждое слово команда проговаривает хором. Сбой из хора принимается за ошибку.

Аналог
Анафема
Апокалипсис
Без умолку
Бесовщина
Блокирование
В обе щёки
Вероисповедание
Втридорога
Гусеница
Досыта
Договор

Задание № 9

Игра “Взаимопроверка”.

Разбор слова по составу.

Каждому участнику команды дается одно слово для разбора по составу. Затем все члены команды проверяют друг у друга выполненное задание, исправляют ошибки и сдают общую работу жюри.

Слова для разбора:

Корить;
Укор;
Укоризна;
Укоризненный;
Безукоризненный;
Безукоризненность.

Проверочная работа (Приложение №1. “Тест “Правописание гласных в корне слова”). (Слайд № 32)

Форма работы: индивидуальная.

Рефлексия. Какие задания вам понравились больше всего? С какими заданиями вам было справиться легко? Какие оказались трудными?

Подведение итогов. Объявление оценок. Домашнее задание. Составить текст на профессиональную тему, используя в нем слова на изученные правила (10-15 предложений).

Презентация.