Цели урока:
Образовательная:
- Совершенствовать навыки правописания слов с безударными гласными в корне слова, а также с непроизносимыми проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова.
Развивающая:
- Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки, умение работать в команде;
- Совершенствовать орфографическую зоркость.
Воспитательная:
- Воспитывать чувство ответственности друг за друга;
- Прививать интерес к предмету, к выбранной профессии.
Задачи урока:
- Повторить основные понятия (корень, гласная – согласная, ударная – безударная), орфограммы “Безударные гласные в корне слова”, “Правописание согласных в корне слова”; обобщить знания о правописании чередующихся, проверяемых и непроверяемых ударением безударных гласных корня, непроизносимых проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.
- Научиться применять их на практике.
- Осуществить контроль, устранить пробелы в знаниях.
Тип урока: урок систематизации и совершенствования ЗУН.
Вид урока: урок-игра.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства обучения: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 1984; таблицы, компьютер.
Эпиграф к уроку:
Зри в корень.
(Народная мудрость).
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке (мы будем работать в командах), поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте Закон поднятой руки. Итак, начинаем урок. И еще! Не забывайте о правильной осанке!
Класс делится на 2 команды: “Гласные”, “Согласные”. Выбирается жюри и капитаны команд.
Формулирование темы урока. Мотивация.
Ребята, внимательно смотрите на экран (Слайд № 3-11). Какие инструменты Вы видите на слайдах? Как они называются? Назовите их предназначение.
(От каждой команды по одному участнику выходят к доске и записывают названия инструментов штукатуров-маляров и действия, с помощью которых производят).
Почему ученик допустил ошибки? Какие орфограммы он не знает?
- Мостерок – мастер (правописание проверяемых гласных корня слова)
- Терка – затерать (правописание чередующихся гласных корня слова)
- Уравень – проверка ровности поверхности (правописание чередующихся гласных корня слова)
- Провило – править, исправить;
- Нависной паталок – вешать, потолок (непроверяемая безударная гласная);
- Прелесный дом – прелестный (правописание непроизносимых проверяемых согласных в корне слова);
Как Вы думаете, о чем мы с Вами будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся отвечают).
Сегодня на уроке речь пойдет о правописании чередующихся, проверяемых и непроверяемых ударением безударных гласных корня, непроизносимых проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Эти орфограммы начинают изучать в младших классах, но ошибки в словах с данными написаниями допускают даже выпускники на аттестационных испытаниях. Поэтому мы сегодня будем повторять эти орфограммы. Вы должны уметь применять полученные знания на практике.
Запишите тему урока в тетрадь.
Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос (Слайд № 19)
- Что такое корень слова? Почему нужно зрить в корень?
- Какие гласные в русском языке Вы знаете? (Слайд № 20)
- Чем отличаются безударные гласные от ударных? Почему при написании слов с безударными гласными звуками возможны ошибки?
- В каких морфемах могут быть безударные гласные?
- Сколько согласных в русском языке? (21)
- Назовите звонкие и глухие согласные? (Слайд № 21)
Объяснение темы. Анализ вариантов орфограмм “Безударные гласные корня, проверяемые ударением”, “Непроверяемые безударные гласные”, “Чередующиеся безударные гласные”.
Вспомним правила о правописании безударных гласных. (Слайд № 23), Таблица № 1. (Обсуждение в группах).
Давайте выведем алгоритм проверки безударного гласного в корне.
Составление алгоритма.
Алгоритм (Слайд № 24)
- Выясни значение слова (или корня).
- Определи, к какой группе относится безударная гласная в корне слова: проверяемой, непроверяемой, чередующейся.
- Выбери способ проверки гласной в корне.
Пользуясь алгоритмом, таблицами №1, №3 , выполни задания.
Выполнение заданий.
Тренировочное упражнение (Слайд № 25)
Выполните упр. № 78 (устно) из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 1984, (стр. 55-56).
Команды по очереди разбирают примеры, устно объясняют написание слов, в которых пропущены буквы, называют проверочные слова.
Задание № 1 (Слайд № 26)
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) спец…алист, р…комендация, изб…рательный;
2) кр…терий, употр…бить, г…сударственный;
3) т…рритория, оп…раться, предст…вление;
4) мот…вировать, б…зироваться, произн…шение.
Ответ записывается на “фирменном бланке” и сдается жюри. Затем коллективно обсуждается написание каждого слова задания.
Задание № 2 (Слайд № 27)
Игра “Третий лишний”.
Исключите в каждом ряду “лишнее” слово. Объясните свой выбор.
- Коситься, коснуться, касаться.
- Прикосновение, коса, касательная.
Задание № 3 (Слайд № 28)
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корни.
Уб…раю комнату – уб…ру комнату;
Отп…рать – замок – отп…реть замок;
Зам…реть от восторга – зам…рать от восторга;
Уд…рает без оглядки – уд…рет без оглядки;
Изл…гать - изл…жить;
П…лог;
Пл…вцы – попл…вок – выпл…вка – пл…вуны –
пл…вать;
Сг…рать – сг…реть - з…гар – выг…рки;
Оз…рить – з…ря – з…ри;
Ск…кать – выск…чить – ск…чок - на ск…ку –
ск…куны – ск…чите;
Разр…статься – возр…сли – выр…щенный –
выр…сший – р…стение – р…сток;
Р…стовщик – отр…сль – Р…стов;
Тв…рец – тв…рь – утв…рь;
Обувь пром…кает – обм…кнуть кисть в краску –
пром…кашка – непр…мокаемое пальто – вым…кнуть
под дождем.
Коллективное обсуждение.
Задание № 4 (Слайд № 29)
Изучите таблицу № 3.
Выполните упр. №151 (устно) из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 2007, (стр. 110).
Команды по очереди разбирают примеры, устно объясняют написание слов, в которых пропущены буквы, называют проверочные слова.
Задание № 5 (Слайд № 30)
Веселая эстафета.
Выполнить упр. №154 из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 2007, (стр. 111-112).
Выписать на доску выделенные слова. Выходят по одному ученику от каждой команды. Затем объясняют свой выбор пропущенной буквы.
Задание № 6 (Слайд № 31)
Какое из слов можно использовать в качестве проверочного? Сделайте вывод.
Прогл…тил (глотка, проглатывать);
Оп…здал (опаздывать, поздно);
Раскр…ить (кройка, раскраивать);
Ум…лчать (умалчивать, молча);
Стр…ительство (стройка, выстраивать);
Мор…зильник (мороз, размораживать);
См…треть (смотр, рассматривать).
Задание № 7 (Слайд № 32)
Игра “Корректор”.
Составьте предложения.
- Солнце, деревьев, вершин, коснулось.
- И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась.
- Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.
- Луч, каждого, солнца, касался, цветка.
- Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез.
Задание № 8 (Слайд № 33)
“Говори правильно”.
Поставьте ударение.
Каждое слово команда проговаривает хором. Сбой из хора принимается за ошибку.
Аналог |
Анафема |
Апокалипсис |
Без умолку |
Бесовщина |
Блокирование |
В обе щёки |
Вероисповедание |
Втридорога |
Гусеница |
Досыта |
Договор |
Задание № 9
Игра “Взаимопроверка”.
Разбор слова по составу.
Каждому участнику команды дается одно слово для разбора по составу. Затем все члены команды проверяют друг у друга выполненное задание, исправляют ошибки и сдают общую работу жюри.
Слова для разбора:
Корить;
Укор;
Укоризна;
Укоризненный;
Безукоризненный;
Безукоризненность.
Проверочная работа (Приложение №1. “Тест “Правописание гласных в корне слова”). (Слайд № 32)
Форма работы: индивидуальная.
Рефлексия. Какие задания вам понравились больше всего? С какими заданиями вам было справиться легко? Какие оказались трудными?
Подведение итогов. Объявление оценок. Домашнее задание. Составить текст на профессиональную тему, используя в нем слова на изученные правила (10-15 предложений).