Цели:
Образовательная:
- сформировать понятие о категории рода несклоняемых имен существительных;
- сформировать умения определять род несклоняемых имен существительных;
- совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного анализа, предложения;
Развивающая:
- развитие умений употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные, сочетать глаголы прошедшего времени,
- развитие умений создавать высказывания научного стиля.
Воспитательная: воспитание культуры владения родным языком.
Оборудование и материалы:
- мультимедийный проектор,
- диск с подготовленной к уроку презентацией,
- учебник русского языка под ред. Н.М.Шанского.
Ход урока
1. Организационный момент
2
. Проверка домашнего заданияНазвать несклоняемые имена существительные:
- Вариант 1: тема “Работаем с орфоэпическим словарем”;
- Вариант 2: тема “В зоопарке”;
- Вариант 3: тема “Изучаем географическую карту”.
3.
Актуализация знаний и умений: повторение изученного материалаЗадание 1:
1) выполнить синтаксический и пунктуационный разбор предложения:
П…трульные службы сл…дят за чист…той озер родников и рек.
2) поставить имена существительные, выступающие в роли ОЧП, в начальную форму; определить общее и различное.
* Используется презентация. См. Приложение 1.
озеро | родник | река | |
Систематизация:
значение | озеро | родник | река |
лексическое | водный объект | ||
общее грамматич. | предмет | ||
категория рода | средний | мужской | женский |
4
. Психологическая подготовка к изучению нового материала: создание проблемной ситуации– Как определили род имен существительных? (Окончание.)
– Подберите имя прилагательное к существительному Cунгари. (Затруднения.)
– Почему трудно выполнить задание? (Нет окончания.)
– Какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание? (Знать способ определения грамматического рода несклоняемых существительных.)
Запись темы урока.
5. Изучение нового материала
Работа с параграфом учебника по плану:
- род одушевленных несклоняемых имен существительных.
- род неодушевленных несклоняемых имен существительных.
- род сложносокращенных слов.
- род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия.
6.
Закрепление изученного материалаФормирование умений определять род несклоняемых имен существительных; употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные, глаголы прошедшего времени.
Задание 1 (устно).
Укажите несклоняемые имена существительные, определите род.
- Стало холодно, придется (на,о)деть пальто.
- Шо(с,сс)е тянется на сотни километров.
- Родина физика Марии Кюри - Польша.
- Краткий вывод из сказанного, заключительные слова доклада называются резюме.
- Дайте нам пожалуйста чашечку кофе и какао.
- Лимпопо протекает в Африке.
Задание 2.
Комментированное письмо.
А) подберите к данным существительным прилагательные, запишите полученные словосочетания: интервью, купе, Онтарио, пианино, Янцзы.
Б) согласуйте данные существительные с глаголами в форме прошедшего времени, запишите: кенгуру, Сухуми, мисс, ТЭЦ.
Задание 3 (выполняется устно).
Найдите ошибку в согласовании, запишите правильный вариант. Укажите род имен существительных:
- известное кафе, строгое жюри, интересное интервью,
- шумное Сочи, красивый Дели, вкусное пюре,
- горячий кофе, новый АТС, желтое такси, теплый кашне,
- быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби,
- седьмая авеню, хохлатый какаду, трамвайное депо.
Задание 4. Самостоятельная работа.
Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Используя полученные словосочетания, составить 2 предложения: 1) сложное, 2) осложненное ОЧП.
1 вариант радио
ж…ри
депо
желе
меню
ГЭС
какао
кенгуру
пони
Баку2 вариант кино
шо(с,сс)е
рагу
кафе
такси
Осло
кофе
шимпанзе
какаду
иссисипи
Самопроверка (ключ дается).
7.
Итоги урока– Что новое узнали на уроке? Чему научились?
Выставляются и комментируются оценки.
8. Домашнее задание