Цели урока.
- Показать участие в афганской войне выпускников Сивинской школы.
- Рассмотреть войну через судьбы её отдельных участников, анализируя содержание их писем.
- Работать над развитием речи с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Задачи урока
- Развивать умение вести исследовательскую поисковую работу.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков.
- Воспитывать бережное отношение к солдатским письмам
- Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики в ходе урока
- Умение слушать, анализировать и делать выводы, писать сжатое изложение;
- Умение вести исследовательскую поисковую работу;
- Развивать речь, внимание и любовь к своей “малой” Родине;
Необходимое оборудование и материалы
- мультимедиапроектор,
- политическая карта мира, карта Афганистана;
- иллюстрации, фото солдатской жизни в Афганистане;
- солдатские письма воина- афганца Мелёшина В.Н.;
- песни афганской войны;
- таблички “Историк”, “Политолог”, “Филолог”, “Журналист”, “Краевед”.
Ход урока.
I. Постановка целей и задач урока.
Учитель русского языка
У нас сегодня необычный урок: во-первых, вы видите перед собой сразу двух учителей, во-вторых, два предмета будут представлены вашему вниманию: история и русский язык
Итак, тема нашего урока: “Строка, краплёная Афганом…” по текстам писем с Афганской войны, посвящённая воинам – афганцам с. Сивинь.
Презентация. Слайд 1.
Сменяются цивилизации, изменяется лицо планеты, но все такой же неутолимой остается духовная жажда человека: прекрасный и мучительный дар, данный на Земле только ему. Прекрасный, потому что устремляет ввысь в мыслях, в делах, в творениях. Мучительный, потому что делает жизнь трудом, исканием, борьбой.
В жизни каждого человека есть встречи, которые оказывают значительное воздействие на его дальнейшую жизнь. Мне хочется, чтобы сегодняшний урок об афганской войне и встреча с выпускником - афганцем Калявиным А.А. и матерью воина-афганца Мелёшина В.Н., погибшего в
Афганистане, Мелёшиной А.В. оставила неизгладимый след в вашей начинающейся осознанной жизни. Наполнила вашу жизнь милосердием - одной из главных добродетелей, любовью к Родине, пониманию необходимости в решающую минуту прийти ей на помощь, защитить её интересы.
Проблемное задание: В конце урока вы должны ответить на 2 вопроса:
- Как вы считаете, была ли афганская война бессмысленной? (учитель истории)
- Как в письме отражается индивидуальность автора, его душевные впечатления? (учитель русского языка)
Урок будет проводиться в форме ролевой игры. Сегодня на уроке ребята будут выполнять роли историка, политолога, филолога, журналиста, краеведа. Мы рассмотрим тему нашего урока с разных сторон, слушая их выступления.
Эпиграфы урока представляют историк и филолог.
ПрезентацияСлайд 2.
Учитель истории:
Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может.
Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последнее десятилетие армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны и связанные присягой командиры передовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты.
Одним из таких событий стала война в Афганистане
Наш урок – это дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Ее долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эта война в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, подвергаясь опасности, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. И наша святая обязанность – хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества. А чтобы помнить о них, надо знать историю афганской войны.
II. Начало афганской войны.
Учитель истории.
Опрос:
- Что вы знаете об афганской войне?
- Когда и как она началась?
В 70-е гг. ХХ века в Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, в чем получало решительный отказ, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.
И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Необходимо помнить, что это было время, “холодной войны”, время жестокого противостояния двух систем.
Ученик-“ политолог”.
Многие люди до сих пор оценивают Афганскую войну как ошибку, а порой даже как темное пятно в истории нашей страны. Но мы с вами должны помнить об этой войне, о тех людях, которые героически сражались там. Мы должны объективно оценивать все произошедшее
Много споров развернулось вокруг афганской войны, такой странной, непонятной и страшной. Нужна ли она была? Каково ее значение для страны и ее политического образа?
Генерал-полковник Громов последний командующий 40-й армии в своей книге “Ограниченный контингент” так писал о роли Советской Армии: “Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили — в отличие от американцев во Вьетнаме — свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы — лишь то, что могли ”
III. Участие в афганской войне выпускников Сивинской средней школы
Учитель истории.
Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.
За девять с лишним лет в Афганистане выполняли свой воинский долг около 3000 ребят из Мордовии, в том числе 113 ребят из Краснослободского района, среди них были и 10 выпускников нашей школы, которые были награждены орденами и медалями.
Презентация. Слайд 3-5.
Афганская война длилась около 10 лет. За это время по официальным данным погибло около 14 000 советских солдат, в том числе 68 из Мордовии и один из Краснослободского района - выпускник нашей школы Мелёшин Василий Николаевич. В среднем погибало 1 537 человек в год, ранено и пропало без вести около 35 000.
Ученик-“краевед”
Сообщение о Мелёшине В.Н.
В апреле 1987г семья Мелешина Николая Петровича и Анны Васильевны проводили выполнять воинский долг своего старшего сына - Васю. В учебке он был вместе со своими одноклассниками Колей Пшеничниковым и Федей Семёновым. Затем их с Колей Пшеничниковым отправляют в Афганистан. Вася служит в десантных войсках, в автороте. Сначала в Кабуле, а потом на заставе. Занимается подвозом воды, продовольствия, боеприпасов. Несколько раз встречается с Колей Пшеничниковым. Эти встречи там, на далекой афганской земле, стоили дорогого.
4 февраля 1989г, уже при завершении вывода советских войск из Афганистана, рядовой Мелешин Василий Николаевич погибает. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды.
Презентация. Слайды 6-10.
IV. Работа с письмами воина- афганца Мелёшина В.Н, погибшего при выводе советских войск из Афганистана.
Учитель русского языка
Тема нашего урока “Строка, краплёная Афганом..”. Мы будем работать с письмами с Афганской войны. Мелёшина В.Н. Огромна их роль в изучении истории военных конфликтов, где пришлось принимать участие и нашим солдатам.
Материнские сердца “прозрели первыми”, когда в сердце общества ни тревога, ни боль еще не проникли по - настоящему. Солдатские матери – вот кому солдаты могут поклониться и мы вместе с ними.
На нашем уроке присутствует мать воина – афганца Мелёшина В.Н., погибшего при выводе советских войск из Афганистана
Презентация. Слайд 11.
В 2009г в Саранске была издана книга Н.Храмова и Е.Носова “Прерванный полёт” о солдатах, погибших в Афганистане. Последняя страница книги о последнем погибшем солдате из Мордовии – Мелёшине В.Н. Здесь же и стихотворение, посвящённое его маме.
Ученик - “филолог” (чтение стихотворения)
Презентация. Слайд 12
В письмах сына, находящегося в центре военных действий, которые он писал ей, не было ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а лишь безграничная любовь и забота о близком человеке. Это чувствовалось в каждом слове письма. Обращение “мама” повторяющееся не один раз, звучало как молитва, как скрытая просьба о помощи. А как тревожно было матерям!
К сожалению, письма Васи Мелёшина к родителям не сохранились. Они сгорели во время пожара дома. Их единственным свидетелем осталась мама, Мелёшина Анна Васильевна.
Ученик-“журналист”
Вопросы к интервью с матерью Мелёшина В.Н.
- Когда вы получили первое письмо от сына? О чём в нём сообщалось?
- Догадывались ли вы из писем, что на душе сына тревожно?
- Писал ли Вася о войне, о военных действиях в Афганистане, о погибших друзьях?
- Какое письмо сына особенно запомнилось?
Учитель русского языка
Письма – это часть нашей Истории, часть нас самих, часть общечеловеческой культуры. Это значимое явление в жизни отдельного человека и общества в целом. Это наша Память. Никакие технические средства не смогут заменить письмо.
К уроку вы повторяли материал по теме “Письмо”. Давайте вспомним, что называется письмом?
Ученик-“филолог”. Работа со словарём (запись в тетради)
Презентация - слайд 13.
Учитель русского языка
- Каковы основные требования к письму?
- Каковы виды и стили писем?
- Как можно начать и закончить письмо ?
Словарная работа. (запись в тетради)
- Адрес, адресант, адресат, до свидания. здравствуйте, индекс, конверт, письмо, почтальон, телеграмма.
В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат. Давайте прочитаем письма нашего земляка Мелёшина В.Н., которого нет рядом с нами, который погиб на суровой афганской земле. Письма, которые отражают его чувства, мысли.
У вас имеются копии этих писем. Начнём работу с письма от 20.12.1987г, которое находится в Республиканском Музее боевого и трудового подвига в Саранске.
Презентация. Слайд 14.
Беседа по содержанию письма. Работа в группах.
Вопросы 1 группе .
- Как начинается письмо?
- О чём сообщает солдат в письме?
- ак проходит его служба?
Вопросы II группе
- О каком празднике ведётся речь ?
- Как вы думаете, о чём мечтал солдат?
- Как заканчивается письмо?
- Какое сложилось представление об авторе письма?
Учитель русского языка.
Письмо воина- афганца, адресованное сестре Вале, от 22.11.88 г.
Продолжим нашу работу с письмами. Знакомимся с письмом Мелёшина В.Н. от 22.11.1988г.
Беседа по содержанию письма.
- Найдите в письме обращение.
- Каково настроение солдата?
- Можно ли по содержанию письма догадаться, что служба у него суровая и трудная?
- Что интересует солдата?
- Определите вид и стиль письма.
Презентация. Слайд 15.
Каждое письмо – это отражение внутреннего мира человека, его чувств, эмоций, это, в конце концов, сам Человек. Каждое письмо–это особый мир.
Учитель русского языка.
Письмо воина – афганца от 18.07 88г.
Презентация. Слайд 16.
Письмо это не только отражение индивидуальности автора, его душевных впечатлений, но и особенная форма изложения материала, текст. Поработаем с текстом третьего письма и после этого напишем сжатое изложение.
План подготовки к написанию сжатого изложения:
- Чтение текста письма
- Сжатый пересказ текста по вопросам:
К кому обращается солдат?
Что сообщает о военной службе?
Какой случай изменил настроение солдата
Что в письме говорится о погоде?
Как заканчивается письмо? - Составление плана текста для написания изложения.
- Написание сжатого изложения.
V. Ход и результаты афганской войны.
Учитель истории. Продолжаем наш урок. Сегодня у нас присутствует наш выпускник- афганец Калявин А.А.
Ученик- “филолог”. Стихотворение “ Ты мне снишься ночами, Афган…”
Презентация. Слайд 17
Ученик-“краевед”. Сообщение о Калявине А.А.
В июле 1984г провожают в армию своего старшего сына Сашу семья Калявиных Анатолий Петрович и Антонина Дмитриевна. Саша служит водителем, заряжающим знаменитого “Града”, исколесив весь Афганистан.. Однажды их батарея попала под обстрел. Надо было прикрывать отход батареи и это поручили Саше. За выполнение этого задания рядовой Калявин Александр Анатольевич был награжден медалью “За боевые заслуги”
Он до сих пор поддерживает связь с некоторыми однополчанами, а недавно по Интернету разыскал своих командиров и еще много однополчан. Тревожит память солдата, болит в душе Афганистан.
Интервью с Калявиным А.А.
Ученик-“журналист”.
Вопросы для интервью:
- Приходилось ли вам писать письма под обстрелом ?
- О чём вы писали в письмах домой?
- От кого получил первое письмо в Афгане?
Ученик – “историк”.
В декабре 1987 года М. С. Горбачев заявил, что решение о выводе советских войск из Афганистана уже утверждено В 1989 году последний бронетранспортер с нашими воинами пересек мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза Борис Всеволодович Громов
VI. Итог урока.
Разбор проблемного задания урока
Учитель русского языка
Незнавшие войну и не узнают ее никогда. Горько и тягостно ее познаешь изнутри. Но как же важно хоть в малой толике, хоть в тысячной доле соприкоснуться с ней, проникнуть чувствами, мыслями, поступками тех, кто там воевал. И в этом нам помогают письма солдат, строки, краплёные Афганом. Будничное, день за днем, месяц за месяцем служба на войне – это подвиг. И соприкоснуться с этим подвигом нам помогли сегодня письма Мелёшина В.Н
Учитель истории.
Говорят, время лечит. Но Афганистан - это наша боль, которую не вылечишь многими годами. Потому что нельзя смириться с безвременной смертью почти 14 тысяч наших соотечественников, погибших под знойным небом чужой страны. Чем измерить раны, нанесённые этой смертью их матерям и отцам, женам и невестам?
Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в прошлое и афганская война. Но в памяти народной ей еще предстоит долго жить, потому что ее история написана слезами матерей и кровью наших солдат. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал; в памяти сирот, оставшихся без отцов. А ведь погибшие ребята в Афгане были совсем молодые.
7 февраля 2009г в школе прошла встреча выпускников – афганцев “Ты мне снишься ночами, Афган…”. Они вспоминали свои армейские годы, друзей – однополчан. Совершили экскурсию в школьный музей, посмотрев материал о выпускниках – афганцах.
Презентация. Слайд 18
Фамилия Мелёшина В.Н., погибшего в Афганистане, выгравирована на памятнике воинам Мордовии, погибшим в локальных конфликтах, в Саранске и на памятнике воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, с. Сивинь
Презентация - слайд 19-20
Еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. И не случайно 4 февраля 2009г, в честь 20-летия вывода советских войск из Афганистана и 20-летия гибели нашего выпускника Мелёшина В.Н. на его доме была открыта памятная мемориальная доска, сохраняя память о нашем земляке навечно
Презентация - слайд 21
Домашнее задание
Учитель истории:
Организовать экскурсию в школьный музей с учениками начальных классов “Наши выпускники - участники Афганской войны”
Учитель русского языка:
Написать письмо солдату, рассказав в нём об уроке “Строка, краплёная Афганом...”