Урок русского языка в 9-м классе: "Рассуждение-размышление на морально-этическую тему"

Разделы: Русский язык


(Приложение4. Презентация, слайд №1)

Класс: 9
Предмет: русский язык
Тема: Рассуждение-размышление на морально-этическую тему
Тип урока: урок развития речи
Форма урока: урок–рассуждение
Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедиапрезентация, тексты на морально-этическую тему, задания-таблицы

Цели (Приложение4. Презентация, слайд№2):

  • создание текстов рассуждений разных видов;
  • выявление основных особенностей текста типа рассуждение-размышление;
  • формирование навыка рецензирования рассуждений;
  • анализ морально-этических проблем, заявленных в текстах

1.Обобщающее повторение.

Проверка домашнего задания:

На основе имеющегося текста (Приложение №1) создать либо рассуждение-доказательство, либо рассуждение-объяснение (задание вариативно).

Цель выполнения: формирование навыка создания текстов рассуждений разных типов, анализ морально-этических проблем, заявленных в первичных текстах.

План работы:

1) теоретическая справка “Рассуждение-доказательство” (Приложение 4. Презентация, слайд №3)

Цель: повторение ранее изученных теоретических сведений

2) ответы 2 учащихся, составивших текст рассуждений-доказательств

Цель: проверка выполнения домашнего задания

3) рецензирование рассуждений-доказательств, заполнение оценочной таблицы №1 “Критерии оценивания рассуждений-доказательств” (Приложение №2), выявление наиболее удачного доказательства. (Приложение 4. Презентация, слайд №4)

Цель: формирование навыка рецензирования рассуждений-доказательств

4) теоретическая справка “Рассуждение-объяснение” (Приложение 4.Презентация, слайд №5)

Цель: повторение ранее изученных теоретических сведений

5) ответы 2 учащихся, составивших текст рассуждений-объяснений

Цель: проверка выполнения домашнего задания

6) рецензирование рассуждений-объяснений, заполнение оценочной таблицы №2 “Критерии оценивания рассуждений-объяснений” (Приложение №2),

на основе сопоставления двух ответов выявление наиболее удачного объяснения.

Цель: формирование навыка рецензирования рассуждений-объяснений

(Приложение 4.Презентация, слайд №6) 

2. Изучение нового материала.

План работы:

1) слово учителя (Приложение 4.Презентация, слайд №7):

кроме рассуждений-доказательств и рассуждений-объяснений существуют еще и рассуждения-размышления. Люди часто задумываются над различными вопросами, перебирают в уме различные варианты ответов. Одни отбрасывают, другие принимают к сведению. Такой тип рассуждений называется рассуждением-размышлением. Для него характерны следующие языковые средства: вопросительные предложения (вопросно-ответная форма построения текста, цепь вопросов-раздумий, альтернативные вопросы)), противительные союзы (а, но, да (= но), однако, зато, же), вводные слова и слова со значением вывода, следствия (значит, поэтому, следовательно, таким образом). (Приложение 4. Презентация, слайд №8)

Цель: объяснение нового материала

2) задание №1:

а) определить виды вопросительных предложений,

б) заполнить таблицу №3 “Виды вопросительных предложений” (Приложение №2),

в) перестроить один из предложенных в таблице текстов так, чтобы получились альтернативные вопросы (возможно вариативное выполнение данного задания).

Цель выполнения: научиться распознавать языковые средства рассуждения-размышления

3) задание №2:

а) прочитать и произвести самостоятельный частичный анализ предложенного текста,

б) заполнить таблицу №4 “Частичный анализ текста типа рассуждение-размышление”

(Приложение №2),

в) провести взаимопроверку (Приложение 4. Презентация, слайд №9)

Цель выполнения: выявление основных особенностей текста типа рассуждение-размышление

3. Закрепление изученного материала.

План работы:

1) выводы по теме “Виды рассуждений. Особенности рассуждения-размышления” (Приложение 4. Презентация, слайд №10)

Цель: обобщение полученных по теме сведений

2) домашнее задание: проанализировать текст Д. Лихачева “Об интеллигентности” (Приложение № 3), найти примеры использования автором доказательства, объяснения и размышления, т.е. доказать, что данный текст представляет собой комбинированный (смешанный) тип рассуждения.

Цель выполнения: формирование навыка рецензирования рассуждения комбинированного типа.