(Приложение4. Презентация, слайд №1)
Класс: 9
Предмет: русский язык
Тема: Рассуждение-размышление на
морально-этическую тему
Тип урока: урок развития речи
Форма урока: урок–рассуждение
Оборудование: мультимедиапроектор,
мультимедиапрезентация, тексты на
морально-этическую тему, задания-таблицы
Цели (Приложение4. Презентация, слайд№2):
- создание текстов рассуждений разных видов;
- выявление основных особенностей текста типа рассуждение-размышление;
- формирование навыка рецензирования рассуждений;
- анализ морально-этических проблем, заявленных в текстах
1.Обобщающее повторение.
Проверка домашнего задания:
На основе имеющегося текста (Приложение №1) создать либо рассуждение-доказательство, либо рассуждение-объяснение (задание вариативно).
Цель выполнения: формирование навыка создания текстов рассуждений разных типов, анализ морально-этических проблем, заявленных в первичных текстах.
План работы:
1) теоретическая справка “Рассуждение-доказательство” (Приложение 4. Презентация, слайд №3)
Цель: повторение ранее изученных теоретических сведений
2) ответы 2 учащихся, составивших текст рассуждений-доказательств
Цель: проверка выполнения домашнего задания
3) рецензирование рассуждений-доказательств, заполнение оценочной таблицы №1 “Критерии оценивания рассуждений-доказательств” (Приложение №2), выявление наиболее удачного доказательства. (Приложение 4. Презентация, слайд №4)
Цель: формирование навыка рецензирования рассуждений-доказательств
4) теоретическая справка “Рассуждение-объяснение” (Приложение 4.Презентация, слайд №5)
Цель: повторение ранее изученных теоретических сведений
5) ответы 2 учащихся, составивших текст рассуждений-объяснений
Цель: проверка выполнения домашнего задания
6) рецензирование рассуждений-объяснений, заполнение оценочной таблицы №2 “Критерии оценивания рассуждений-объяснений” (Приложение №2),
на основе сопоставления двух ответов выявление наиболее удачного объяснения.
Цель: формирование навыка рецензирования рассуждений-объяснений
2. Изучение нового материала.
План работы:
1) слово учителя (Приложение 4.Презентация, слайд №7):
кроме рассуждений-доказательств и рассуждений-объяснений существуют еще и рассуждения-размышления. Люди часто задумываются над различными вопросами, перебирают в уме различные варианты ответов. Одни отбрасывают, другие принимают к сведению. Такой тип рассуждений называется рассуждением-размышлением. Для него характерны следующие языковые средства: вопросительные предложения (вопросно-ответная форма построения текста, цепь вопросов-раздумий, альтернативные вопросы)), противительные союзы (а, но, да (= но), однако, зато, же), вводные слова и слова со значением вывода, следствия (значит, поэтому, следовательно, таким образом). (Приложение 4. Презентация, слайд №8)
Цель: объяснение нового материала
2) задание №1:
а) определить виды вопросительных предложений,
б) заполнить таблицу №3 “Виды вопросительных предложений” (Приложение №2),
в) перестроить один из предложенных в таблице текстов так, чтобы получились альтернативные вопросы (возможно вариативное выполнение данного задания).
Цель выполнения: научиться распознавать языковые средства рассуждения-размышления
3) задание №2:
а) прочитать и произвести самостоятельный частичный анализ предложенного текста,
б) заполнить таблицу №4 “Частичный анализ текста типа рассуждение-размышление”
в) провести взаимопроверку (Приложение 4. Презентация, слайд №9)
Цель выполнения: выявление основных особенностей текста типа рассуждение-размышление
3. Закрепление изученного материала.
План работы:
1) выводы по теме “Виды рассуждений. Особенности рассуждения-размышления” (Приложение 4. Презентация, слайд №10)
Цель: обобщение полученных по теме сведений
2) домашнее задание: проанализировать текст Д. Лихачева “Об интеллигентности” (Приложение № 3), найти примеры использования автором доказательства, объяснения и размышления, т.е. доказать, что данный текст представляет собой комбинированный (смешанный) тип рассуждения.
Цель выполнения: формирование навыка рецензирования рассуждения комбинированного типа.